Сумасшедший Серебряный век: в Благовещенске показали самый неоднозначный спектакль «Амурской осени»
Амурская осеньВсего на один день, только ради того, чтобы дать спектакль «Пленные духи» по пьесе братьев Пресняковых, прилетели в Благовещенск Анатолий Белый, Олег Долин, Григорий Данцигер и Дарья Екамасова. И они действительно оказались в плену. Застряли в московском аэропорту, где рейс на Благовещенск задержали на шесть часов. Зато как в классике: с корабля на бал. Изнуряющее ожидание, длительный перелет, смена часовых поясов не повлияли на потрясающую игру актеров. Да они и не играли вовсе — они жили на сцене.
«Пленные духи», за которые режиссер Владимир Агеев получил «Золотую маску» в номинации «Приз зрительских симпатий», не сходит с московской сцены уже 15 лет. За это время повзрослели и сами главные герои. Например, Олег Долин стал выдающимся режиссером и педагогом, Анатолий Белый получил звание заслуженного артиста РФ, а Дарья Екамасова снялась в культовом фильме «Жила-была одна баба». Тем не менее они продолжают ломать эту комедию, которую посвящают памяти Владимира Агеева.
«Пленные духи» — исторический анекдот по пьесе братьев Пресняковых. Кстати, скандально известные авторы, которые окончили филологический факультет, писали диссертацию по поэзии Серебряного века. Поэтому сюжет пьесы основан на реальных событиях. Весна 1900 года. По поручению известного женолюба Валерия Брюсова, основоположника символизма другой известный женолюб поэт Андрей Белый, он же Борис Бугаев (роль поэта-символиста исполняет Анатолий Белый), приезжает в Шахматово, дабы собственными глазами увидеть Прекрасную Даму из стихов начинающего поэта Александра Блока (Олег Долин). Блок и его матушка (Ольга Лапшина) в смятении, им очень хочется попасть в альманах к Брюсову и прославиться. Но в ходе выясняется, что никакой Прекрасной Дамы в природе не существует. Точнее существует некая девушка в белом платье, которую Блок увидел в Петербурге. С тех пор в поисках поэтического вдохновения он заставлял недалекого мальчика-слугу (Григорий Данцигер) наряжаться по ночам в белое платье и бегать, виляя бедрами, по темным аллеям. Поскольку литературная репутация Александра под угрозой, его чадолюбивая мать решается переплыть пруд, разделяющий Шахматово и Баблово, и договаривается с ученым-химиком Дмитрием Менделеевым (Алексей Багдасаров) о визите сына к его дочери, Любови (Дарья Екамасова).
«Пленные духи» — наш подарок благовещенцам. Мы его играем только в Москве и только в исключительных случаях.
Пьеса поставлена в изящном и предельно-лаконичном жанре итальянской комедии дель арте. На сцене минимум декораций. Вернее, их совсем нет, только белые, полупрозрачные полиэтиленовые полотна, которыми принято при транспортировке оборачивать бытовую технику, свидетельствуют о потустороннем мире. По сцене туда-сюда бегают поэты, великий ученый, слуга-интеллектуал и две женщины — мама поэта и дочь химика. Причем одеты все более чем странно — Блок в наряде, очень напоминающим костюм Пьеро, да и эмоционально очень схож. Белый в костюме паяца Арлекино — этакий чудик-весельчак, изображает кентавра и учит всех героев понарошку умирать и воскресать. Маменька и вовсе одета, как городская сумасшедшая. А белый наряд Прекрасной Дамы Любы Менделеевой стилизован под форму летчика эпохи первой мировой войны.
«Дуракаваляние какое-то, — с улыбкой говорил режиссер Агеев. — Но я бы не взялся никогда за эту пьесу, если бы не чувствовал, что она абсолютно правдивая. Гении такие и есть. Во многом чокнутые, ненормальные, во многом — дети…»
Эта история кажется абсурдной только на первый взгляд. Каждый может найти в ней свой смысл. «Вы, маменька, если не прекрасной дамой, так хоть кобылой хотите в мою поэзию пролезть», — сетует Блок на чрезмерную активность прародительницы. В доме будущего гения Серебряного века хорошо знают, кто такой Гомер, эту книгу подкладывают под кровать, у которой ножка сломана. И вообще книги — хорошее топливо в холодные зимние вечера. И что вечером все дамы прекрасны.
15
лет исполнится спектаклю «Пленные духи» в январе 2018 года. Эта постановка по праву считается одной из самых популярных в театральной Москве
— Совсем от своего безделья с ума посходили, — произносит единственный персонаж, который изображает образ трудового народа, слуга Федька. Вот он — герой будущей революции! Правда, до высоких целей — свобода, равенство, братство — ему далеко. Воспользовавшись моментом, когда герои во время комичной дуэли умерли-ожили, Федька стаскивает с покойного химика брюки с кожаными заплатами, которые давно уже хотел присвоить себе.
Фееричен и финал антрепризы, с потрясающей пластикой всех героев, выполненной в виде эффекта замедленной съемки, когда гении Серебряного века, эти юноши прошлого столетия, умирают и воскресают вновь, будто репетируют свое бессмертие. Да и Прекрасная Дама все же существует, просто надо ее хорошо поискать в толпе.
Менделеев был тот еще чудак
Ученый с приветом Менделеев, который любит в свободное от опытов время обтягивать чемоданы кожей, упрекает молодые дарования, что они ищут в жизни не те символы. «Вот у меня символы так символы, купрум, например. Зачем вы пишите стихи? Чтобы читать?! Да у нас в России читать-то не умеют. Да вот мой Федька тоже может стать поэтом», — считает великий ученый химик и реалист.
— А что, Менделеев, он еще тот чудак был, — делится после спектакля исполнитель роли ученого Алексей Багдасаров. — Он и вправду делал чемоданы и обшивал их телячьей кожей. Это исторический факт. Я много читал о Дмитрии Ивановиче и могу сказать, что какие-то черты ученого мы угадали. Пусть и достаточно гиперболизировано, как в спектакле. В «Пленных духах» на самом деле много правды. Это форма такая, исторический анекдот, где великие люди превращаются в детей и играют в свои игры.
Я и в жизни мать гения
— Я играла мать гения, а любой гений в быту — такой чудик! — рассказывает Ольга Лапшина. — Эта роль что в жизни, что в театре — сложная. У меня самой сынок — писатель. Когда я репетировала, то смотрела, что Саша Блок, что мой Семка — одинаковые. Я рада, что у меня получился классический образ матери гения. Для всех нас этот спектакль сравним с дворовой командой по футболу. Игра начинается задолго до спектакля, и мы с ним не можем расстаться. 9 января будет 15 лет как мы его играем, и это — внутренняя театральная малая родина, которую мы ни за какие коврижки никому не отдадим. «Пленные духи» — наш подарок благовещенцам. Последнее время мы его играем только в Москве и только в исключительных случаях. Ради конкурса в фестивале «Амурская осень» мы сделали исключение.
К сожалению, не все благовещенцы оценили подарок. Во время спектакля многие покинули зал областной филармонии. Либо не поняли материал, либо сказались проблемы со звуком. До задних рядов многие фразы просто не доходили. Смогли ли эти герои донести свою идею до зрителя или нет — свою оценку поставит жюри антреприз уже в воскресенье, 24 сентября, на церемонии закрытия.
Возрастная категория материалов: 18+
Фото: Андрей Ильинский
Амурская правда
от 21.09.2017
Добавить комментарий
Комментарии