Марина Романова давно увлеклась темой отражения истории в масс-медиа, создав авторский курс по этой теме. Как она отметила, начиналось все с разбора исторического кино. А затем студенты стали интересоваться, можно ли исторический анализ применить к сериалу «Игра престолов». Как оказалось, можно. Лекцию об исторических корнях вымышленного мира, с которой Марина Ибрагимовна уже выступала в Хабаровске, в рамках проекта Persona Grata смогли услышать и в Благовещенске.
— Почти все из того, о чем пишет Джордж Мартин и что показывают в сериале, существовало в истории, только в разных местах и в разное время, — объяснила Марина Романова.
При этом, фантастический пласт «Игры престолов», по ее словам, как раз помогает связать воедино исторический микс различных эпох и культур, созданный Джорджем Мартином, и убрать логические противоречия.
Три основных пласта, которые можно выделить в романе и сериале, это отражение античной культуры, связанное с линией Дейнерис Таргариен, и отражение эпох раннего и позднего Средневековья. Даже карта семи королевств Вестероса очень напоминает средневековые Британские острова. В V веке англосаксы основали на этой территории как раз семь королевств, которые в IX веке объединились в одно.
Основная же сюжетная линия «Игры престолов»: противостояние домов Ланистеров и Старков, почти идентична известному эпизоду английской истории XV века — соперничеству двух аристократических родов Ланкастеров и Йорков, позже названного «Войной алой и белой розы». Так же как и в сериале, причиной реального многолетнего конфликта во многом стали интриги красивой, волевой и очень амбициозной жены короля Генриха VI — Маргариты Анжуйской. Молодая английская королева, которая фактически подчинила своей воле мягкого Генриха, стала прототипом Серсеи Ланистер. А главный противник Ланкастеров — Ричард Йорк — образцом для благородного Неда Старка. Не был вымышленным и образ одного из самых ненавистных героев «Игры престолов» — принца Джоффри. Сын Маргариты Анжуйской Эдуард Ланкастерский с ранних лет отличался жестокостью и склонностью к садизму, лично принимал участие в пытках и казнях. И, как и его экранное воплощение, погиб довольно молодым. А центральному положительному персонажу Джону Сноу, как отмечает историк, судя по всему, отведена роль Генриха Тюдора, который закончил войну роз и положил начало одной из самых известных английских династий. Став королем он женился на Елизавете Йоркской, чтобы окончательно примирить враждующие дома.
Рассказ об исторических аллюзиях заняла полтора часа. После этого слушатели забросали лектора дополнительными вопросами о мире «Игры престолов». Как отметила историк в ответ на многочисленные вопросы о героях саги, не все персонажи имеют четких реальных прототипов. В том числе, по ее словам, не стоит сравнивать девушку-рыцаря Бриенну Тарт с Жанной д’Арк. «Должен же был Джордж Мартин и сам что-то придумать», — пошутила лектор.
— Мне очень понравились вопросы, которые задавали в Благовещенске, действительно очень хорошие были, — поделилась с «Амурской правдой» после лекции Мария Романова. — В Хабаровске вопросы обычно либо касались какого-то литературоведческого контента, либо сразу фиксировались на каких-то аспектах, по которым сразу видно было профессию человека: кто спрашивал про банки, кто про взаимоотношения. В Благовещенске, что мне понравилось, большая часть вопросов касалась исторической концепции. И людей интересовало, были ли прототипы у тех героев, которых я не назвала. Очень хороший вопрос был про Стефана и Матильду — конфликт 12 века в Англии, чем-то напоминающий Войну алой и белой розы, но в более примитивном, раннем варианте, и можно ли с ним провести параллели. Но здесь был первый случай, когда двое слушателей встали и ушли с лекции, никогда такого не было. Видимо, они ждали чего-то другого.
Подробнее об исторических событиях, легших в основу «Игры Престолов», АП расскажет в следующем материале.
Добавить комментарий
Комментарии