Закон, что дышло
Бизнесмены в России, как известно, народ предприимчивый, иные обходить требования закона умеют с виртуозностью, которой позавидовал бы сам Остап Бендер. Нельзя продавать пиво в магазинах: вывески меняются на пивбары, стаканы и пара столиков — и перед нами уже общепит! Вместо легальных таксомоторных фирм, где жесткие правила, появились службы заказа такси и ни за что не отвечающие водители, которые «подвезли нас по пути». Владельцы пункта хранения металлолома под линией 110 кВ «Центральная — Волково», что по улице Строителей, 44/1, как оказалось, тоже не лыком шиты.
О том, что под ЛЭП, от которой зависит энергоснабжение юга области и областного центра, расположилось хранилище металлолома, АП писала в июне 2016 года. Прямо под проводами возвышалась груда лома, не боясь высоковольтной угрозы, его выгружали и загружали с использованием подъемной техники. После публикации на проблему обратила внимание прокуратура Благовещенского района. Надзорный орган провел проверку и выявил нарушения требований правил использования охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков. После того как представление об устранении нарушений собственники проигнорировали, прокурор подал иск в суд. Тяжбы шли больше года. 29 мая этого года Благовещенский городской суд признал все требования обоснованными. Бизнесмены не смирились и подали апелляцию. Суд высшей инстанции своим решением от 31 июля оставил апелляционную жалобу без удовлетворения. Как говорится в определении, «размещение забора и складирование лома создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, находящихся в близости к линии». Кроме того, отключение данной ВЛ повлечет нарушение электроснабжения населенных пунктов нескольких районов и Благовещенска.
Сдвинуть дело с мертвой точки удалось, когда нарушения запечатлели СМИ.
— Суд постановил: убрать нагромождение металлолома из охранной зоны. Для ЛЭП 110 кВ это по 20 метров от крайних проводов, что владельцы и сделали: часть металлолома отодвинута на территорию влево и вправо, — показывает нам главный инженер СП ЦЭС амурского филиала ДРСК Евгений Соловьев. — Также судья потребовал демонтировать из охранной зоны металлический забор с ленточным фундаментом. Это не выполнено — часть забора заменена на деревянный, который остался на том же ленточном фундаменте. То есть свободного доступа для проезда в случае ЧС в дневное или ночное время, когда мы должны попасть на территорию, нам не предоставили. Здесь по‑прежнему ограждение, такие же ворота на замке. Поэтому на вопрос, исполнили ли владельцы земельного участка судебное решение, отвечаем — нет.
Как предполагают энергетики, у них нет никакой уверенности, что прибыльный бизнес здесь свернули не временно — для галочки. «Даже если металлолом, который сейчас находится на выдержанном по правилам расстоянии от ЛЭП, будет разгружаться в пределах этих 5 метров, кран по‑прежнему будет попадать в охранную зону. И работа техники опять же остается опасной для жизни и здоровья людей», — резонно замечает Евгений Владимирович.
«Все, как в решении суда»
Кстати, перенесли лом отсюда недалеко: примерно в 100 метрах через дорогу — пункт приемки. Грудами металла завалена вся территория. Места, как видим, не хватает. Как говорили АП полтора года назад местные жители, это одно и то же предприятие. На участке кипит работа. На наших глазах бойко разгружают очередную партию, чуть дальше — распиливают. Трудятся несколько десятков человек. Спрашиваем, где начальство, — находим.
— Немножко не наш участок, я отношения к той базе не имею и комментарии давать не буду, — отвечает мужчина на вопрос о соседней территории. И тут же демонстрирует удивительную осведомленность о «чужом» участке. — А там же, насколько я знаю, все сделано, как в решении суда: освобождено, демонтировали забор, поставили деревянный.
«Это дело — прецедент в Приамурье»
Участок во Владимировке выделили в 2015 году, но почему‑то без обременения, хотя земля под ЛЭП была оформлена в собственность энергетиками в 2013 году. Однако согласно правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, которые утверждены постановлением Правительства РФ № 160, здесь запрещены строительство, выгрузка и размещение складов любых материалов. Нельзя применять технику высотой 4 метра, а также производить какие‑либо работы без согласования с сетевой организацией. «Когда только появился ленточный фундамент под забор, мы начали предупреждать собственников земельного участка о том, что в пределах охранных зон электроустановок любое строительство запрещено, — объясняет главный инженер СП ЦЭС амурского филиала ДРСК Евгений Соловьев. — И в дальнейшем неоднократно направляли владельцам сообщения о нарушениях, однако реакции не было. Это первый случай в Приамурье, когда соблюдать требования законодательства о соблюдении охранных зон ЛЭП нарушителя обязал суд. В основном подобные ситуации разрешаются в досудебном порядке».
Техника оставляет амурчан без света
С начала этого года в Амурских электрических сетях зафиксировано 49 случаев повреждения линий по время несанкционированных работ сторонними организациями в охранной зоне ЛЭП. Чаще всего обрывы проводов возникают из‑за экскаваторов, кранов, большегрузных автомобилей с поднятым кузовом. Страдают ни в чем не повинные потребители, оставаясь без электричества. Один из последних случаев зафиксирован 18 октября в Плодопитомнике. По улице Земляничной кран оборвал провод ВЛ напряжением 0,4 кВ, автомобиль с места происшествия дезертировал. Без света остались 5 домов. Благодаря телефону-рекламе на машине нарушителя нашли.
— Линия 110 кВ «Центральная — Волково» транзитная, она питает потребителей Благовещенска, Благовещенского, Ивановского, Тамбовского, Михайловского и Константиновского районов. Причем на транзит она работает в обе стороны: по этой ЛЭП проходит электроэнергия, вырабатываемая Благовещенской ТЭЦ, также она обеспечивает резервное энергоснабжение областного центра, поэтому так значима для юга области, особенно в зимний период, — подчеркивает главный инженер Центральных электросетей. Повреждение этой линии может повлечь ограничение электроснабжения значительной части потребителей, включая Благовещенск. — Слава богу, инцидентов на ЛЭП пока не было. Однако если в охранной зоне ВЛ продолжит работать техника без согласования с нами, это еще и риск для жизни людей.
В конце июня этого года в Тамбовском районе машинист самоходной машины, опрыскивая поля химикатами, штангой задел линию 10 кВ. Водитель вышел проверить, что случилось, и попал под напряжение 10 тысяч вольт. Он погиб на месте.
Евгений Соловьев, главный инженер СП ЦЭС амурского филиала ДРСК:
«Для работ в охранных зонах ЛЭП необходимо письменное согласование с сетевой организацией — наши сотрудники отключат линию, проследят, чтобы все было безопасно».
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии