А казалось бы — какая мощная идея: взять подзапылившийся, но все еще вполне приличный с виду американский блокбастер про 300 героических спартанцев, и попробовать разыграть то же самое, только на русской земле и чтоб воины были не в кожаных трусах, а в кольчугах. Файзиев, единственной режиссерской удачей пока можно назвать разве что «Турецкий гамбит», взялся за дело со всем размахом — некоторые сцены у Зака Снайдера позаимствовал целиком, например, а также реализовал всю затею с помощью хромакея. Последний российским кинематографистам пока поддается с очень переменным успехом, и в «Легенде о Коловрате» постоянно режет глаз. При этом с создателей картины не снимается пропагандистская задача — без ориентира на которую нынче в историю Руси, России и СССР лезть вообще не положено. Из-за этого логика сюжета с самого начала получает серьезные повреждения нижних конечностей и хромает-спотыкается до самых финальных титров.
Публика тем временем не очень понимает, что перед ней: даже провальный «Викинг» год назад выглядел куда более внятным высказыванием. Ну, то есть легенда, вынесенная в название, как бы освобождает участников проекта от следования летописям и прочим берестяным грамотам. Но их буйной фантазии хватает лишь на гигантского медведя, который, впрочем, тоже понятно что символизирует.
В остальном Файзиев с коллегами стараются придерживаться википедийной канвы, заставляя героев ходить туда-сюда по сверкающему русскому снежку, время от времени вступая с татаро-монгольскими полчищами в беспощадные стычки. С образом захватчиков режиссеру вообще очень повезло: у Снайдера были персы, тут монголы, так что нажимаем одновременно Ctrl и С, а потом вносим небольшие коррективы. Батый изображен как Ксеркс, только без пирсинга на лице и с растительностью на черепе. Ну а вообще кочевники выглядят довольно угрожающе и необычно, только вот глаза у них подкрашены так, будто вся Орда готовится установить рекорд по танцу живота. В свою очередь мирные жители городов российских (толком показана только Рязань, но остальные наверняка точно такие же) смотрятся беспробудно счастливыми добряками с румяными щечками — чтоб жалко было. Отдельную когорту составляют сам Коловрат и его немногочисленные соратники — 300, мол, это еще многовато, наших было десятка два. Классические витязи не устают в битвах, смеются в лицо смерти, стремятся всех спасти: правда, постоянно где-то пробираются через метель, а монгольские силы тем временем захватывают и сжигают города.
Показывают, впрочем, опять только Рязань, да еще и в нелепом наборе флешбэков (бюджет не резиновый возиться) — но в той же Википедии пытливый и любопытный зритель может дочитать, как оно там дальше все было, хоть про реку Сить, хоть про оборону Козельска.
Вся эта историческая возня явно не интересует Файзиева, но он парадоксальным образом продолжает на нее оглядываться. И вот мы вроде бы смотрим сказочку про «наши сани едут сами» под парусом, но вынуждены морщить лоб и вспоминать, кто все эти люди в отороченных мехом шапках, которые правят городами русскими. Вопросов к ним по традиции возникает много, но рязанского князя в исполнении Алексея Серебрякова достаточно оперативно убивают, а остальные появляются в кадре только для того, чтобы оставить спартанцев без всякой поддержки биться и умирать. То есть, конечно, панфиловцев. Татаро-монголы тем временем ведут себя по снайдеровским канонам: передвигаются со скоростью света, ужасаются от одного только вида русских воинов и упорно лезут в ближний бой, постоянно забывая про существование луков и копий. Соответственно легенде даже побеждают в итоге наших героев не умением, не числом, а стенобитными орудиями. Хотя парочка драконов в данных обстоятельствах смотрелась бы уместнее. На стороне Коловрата выступает неведомый мужик, которому доверяет медведь размером с дом в пару этажей. Этот зверь «русских не ломает», безошибочно сортируя двуногих по национальному признаку, и явно мог бы разобраться с этой самой Ордой за часик-полтора. Но неведомый мужик произносит что-то вроде «эх, Потапыч, не твоя это война», и разбираться с захватчиками приходится Евпатию и его друзьям-братьям.
Сам главный герой страдает редким заболеванием: каждую ночь теряет память, отчего впадает в буйство и бросается на окружающих с кулаками. Его благоверная при этом ходит и беспрерывно улыбается — хотя у любой другой женщины от таких ежеутренних концертов развилась бы депрессия. Зачем это нужно — сказать сложно, может, для очередного символа: посмотрите, даже непьющие русские ничего не помнят по утрам. Так или иначе, дополнительной живости персонажу это не придает: всю дорогу он — страдающая от череды несчастий машина для убийств, лихо управляющаяся с двумя мечами сразу. Коловрат охотно цепляется за любую мотивацию и столь же легко с ней расстаётся: только что он планировал объединить Русь и остановить полчища врагов, и вот уже гибнет за каких-то маловразумительных и очень румяных детей, которых монголы обязательно должны погубить, хотя даже не подозревают о их существовании. Батый, который с самой первой встречи подвергает презрению русского «десятника» (Файзиев упорно отказывается вспоминать, что Коловрат упоминается в летописях как боярин и воевода), в конце произносит ту самую знаменитую фразу про воина и свое сердце. Выглядит это ужасающе ненатурально — как и любая история про захватчика, который вдруг впадает в восторг от гибели какого-нибудь особенно мужественного противника, повелевает похоронить его с почестями, а потом отправляется дальше, жечь города и лишать жизни незнакомых женщин и детей.
Почти два часа хронометража проходят, впрочем, довольно незаметно: глаз даже не устает от традиционной русской зимы, которую время от времени украшают чем-нибудь вроде красивых гроздьев рябины. Другое дело, что герои Файзиева, как и герои Снайдера, стоят на одном месте, а вместе с ними — и оба фильма. Для чего все это было — остается непонятным, хотя в финале нас ждет сценка, смешанно взятая из «300 спартанцев» и «Храброго сердца», в которой обросший бородой «интерн» Александр Ильин-младший вроде как убеждает нас в том, что русичи все же сплотились. И через каких-нибудь пару-тройку веков сбросили с себя ненавистное иго. Громогласный пафос, звучащий из каждой сцены (а из крупноплановых смертей с театрально выпученными глазами можно сделать неплохой клип), не помогает выполнить ни одну из поставленных задач — он вообще никогда и никому не помогал.
И все же стоит вспомнить, что фильму Снайдера на момент выхода фильма Файзиева стукнуло 10 лет: такими темпами российские режиссеры вот-вот начнут снимать свои первые «Звездные войны» или, к примеру, «Терминатора». И от этого скорбного факта пропадает всяческое желание гордиться партизаном Коловратом, не сумевшим ни княжича своего защитить, ни князя своего спасти, ни Орду хоть сколько-нибудь задержать. Но зато свистульки хорошо делать умел, фью-фью.
Добавить комментарий
Комментарии