Пусть даже занятие абсолютно бесполезное, никому не нужное, главное — чтобы солдат был всегда чем-то занят. Лишнее время порождает в голове дурные мысли и тягу к нездоровым приключениям. От него все беды и преступления — от избытка лишнего времени. К тому же переноска круглого и перекатывание квадратного развивает не только военную смекалку, но и чувство команды, взаимоподдержки и здорового товарищества.
Каждый сам за себя
Меня в школе беспокоили две вещи: как бы макулатуры побольше собрать да из пионерии не вылететь. Учеба оставалась где-то на втором плане. На подсознательном уровне понимал, что раньше времени из школы все равно не выгонят. А если даже и выгонят, то ПТУ через дорогу. С пионерией, субботниками, макулатурой и металлоломами обстояло сложнее. Без всего этого жизнь казалась пустой, скучной и безнадежной. Пугало не отречение от идеологии, пугала перспектива остаться в одиночестве. Пусть не против всех, но все-таки сам за себя.
Уже много позже я слышал массу признаний от наших знаменитостей, которые шли против системы и презирали принцип трудового коллективного воспитания. Сначала прятали в карман красные галстуки, потом демонстративно швыряли на стол партийные билеты. Увы, но первым в космосе стал активный пионер, комсомолец и член партии. Дело не в идеологии, дело в команде.
Даже легендарный советский капитан Маринеско, известный своим далеко не примерным поведением (по некоторым данным — пьяница, дебошир и распутник), топил немецкий транспорт не в одиночку. Под его командованием была одна из самых сплоченных команд Балтфлота. Это были люди, готовые погибнуть в одной братской могиле, на дне студеной Балтики. Перед этим совместно надраить до блеска палубу.
Переноска круглого и перекатывание квадратного развивает не только военную смекалку, но и чувство команды, взаимоподдержки и здорового товарищества.
Трагедия в пермской школе, где двое старшеклассников устроили массовую резню, — это беда всей системы российского воспитания. Наши школьники — одиночки. Они не просто каждый сам за себя, и даже не против системы, которой, в сущности, нет. Они против друг друга. Совершенно не понимают элементарных принципов единения и взаимоподдержки.
Среди пострадавших в Перми — больше десятка учеников, учительница в тяжелом состоянии. Следствие, конечно, разберется, но к Сухомлинскому не ходи — во всем в итоге будут виноваты компьютерные игры и дурная наследственность. Я попеняю на безделье. Любое преступление в таком возрасте — исключительно от нечего делать. Нет ничего более объединяющего, чем общественно полезный труд.
Учитель во главе безобразия
Школа перестает быть центром притяжения. Она уже не часть жизни, а скорее средство достижения определенных жизненных целей. Слишком увлеклись в последние десятилетия передовыми образовательными технологиями. Задача современной школы — насадить в головы как можно больше знаний, расширить кругозор, подготовить как можно больше медалистов, отличников и хорошистов. Учителя превращаются в закоренелых педагогов и перестают быть заводилами и зачинщиками, готовыми возглавить любое «безобразие» в рамках внеурочной деятельности.
Это не их вина, это вина общества и прежде всего родителей. Самое популярное внешкольное мероприятие — выезд на природу с шашлыками. Лет восемь назад предложил во время каникул классу своего сына организовать поездку на Бурейскую ГЭС, впечатлиться масштабами и посмотреть, как работают люди.
Большинство родителей высказались в духе: «Фу! Зачем им это надо?» Классный руководитель лишь бессильно развела руками. В итоге в очередной раз съездили на базу отдыха, поели запеченных сосисок.
После общего дела не хочется расставаться.
Школу ребенок окончил почти три года назад. Поначалу я пытался интересоваться судьбой его одноклассников. Сейчас уже этого не делаю. Они все живут в одном городе, но совершенно не общаются. Я не помню, чтобы в школе они хоть раз собирали макулатуру или замутили какой-то совместный проект. Эти дети были чужими в школе, и уж тем более остались таковыми после ее окончания.
Походы в детский ресторан или школьная дискотека в ночном клубе по случаю окончания четвертого класса не несут никакой созидательной нагрузки. Ярмарка тщеславия и демонстрация родительских кошельков — не более. Любить, уважать и беречь друг друга дети в таких условиях не научатся. Сплачивают только трудности и совместные цели. Они — лучшая панацея от агрессии и бестолковых выходок.
Нечего делить
Возвращаясь с работы, неизменно прохожу мимо школы, в которой учатся мои младшие дети. Весной и осенью бывают моменты, когда невольно останавливаюсь и наблюдаю за старшеклассниками. Гребут листья, мусор, особо ответственные помогают трудовику подбивать подпорки для молодых деревьев. Спустя час уже из окна собственной квартиры смотрю, как вся эта гвардия, включая девчонок, прямо в школьной форме гоняют мяч на школьном стадионе.
С тихим трепетом вспоминаю, как мы всем классом после субботника шли в кино или на берег сибирской реки Китой. Жгли костры и ловили гольянов на стеклянную банку. Естественно, выпендривались перед девчонками, делая невообразимые кульбиты на наспех сооруженной между двумя деревьями перекладине. Девчонки делали вид, что ничего не замечают, и хором подражали Томасу Андерсу, Си Си Кетч и Сандре. В такие моменты нам уже не нужны были зачинщики, мы вполне могли обойтись без взрослых заводил.
Это было нерушимой традицией, которую не в силах были прекратить даже родительские упреки. Мамы часто ругались за изгвазданные в грязи школьные брюки и разбитые в хлам жутко дефицитные ботинки. Главное, что после общего дела нам не хотелось расставаться.
Большинство родителей высказались в духе: «Фу! Зачем им это надо?» Классный руководитель лишь бессильно развела руками.
Глядя на происходящее сегодня, невольно сравниваю и очень надеюсь, что в нашей жизни что-то меняется. Пару месяцев назад наблюдал, как двое громкоголосых подростков делили в школьном дворе большую подборную лопату. До драки дело не дошло, оба в итоге договорились о порядке очередности. Душа у меня за них спокойна. Делить в будущем им будет уже нечего.
В современной России официально нет пионерии, нет официальных школьных субботников, общественно полезный труд чуть ли не под запретом. Многие подобные начинания целиком под ответственностью неравнодушных и смелых педагогов. Ведь любая нагрузка или навязывание чувства коллективизма — это угроза растущей индивидуальности. Увы, но абсолютной свободы это не гарантирует. Возраст зачинщиков пермской трагедии вполне подсудный. Оба прожили жизнь вне пионерской системы, теперь ближайшие годы проведут в системе исполнения наказаний.
Добавить комментарий
Комментарии