Один номер за всех
Единый номер 112 существует в России уже несколько лет. Но раньше, набрав трехзначный номер, жители фактически попадали на «01», в пожарную службу. Это был первый шаг по внедрению единого номера для всех экстренных служб. Сейчас в стране создаются отдельные полноценные диспетчерские пункты для приема сообщений. В Благовещенске центр обработки вывозов «Системы-112» начал работу 18 декабря 2017 года под крылом амурского центра ГЗ и ПБ. Операторы принимают звонки от горожан и соединяют их с ответственными службами.
— Если, например, полиция, скорая, пожарные в данный момент не могут ответить на звонок человека, то наш оператор заполняет карточку вызова. Она отправляется им в течение 20 секунд. В ней все данные по происшествию, адрес, имя и телефон заявителя. Получив ее, специалисты уже могут немедленно реагировать на вызов, — рассказал главный инженер «Системы-112» Олег Никифоров.
Шутники звонят с мобильных
В сутки центр обрабатывает до 50 сообщений от горожан. Объем пока небольшой, так как звонки принимаются только со стационарных телефонов. Но до конца марта номер 112 начнет полноценно работать у всех мобильных операторов. Служба сможет принимать звонки и SMS со всех сотовых. Причем вызов будет бесплатным, и его можно будет сделать, даже если в телефоне нет SIM-карты.
— Чаще всего сейчас звонят с бытовыми происшествиями, нетрезвые люди, сообщают о драках. Но бывают и серьезные ЧП. В прошлую смену три человека пытались ограбить троллейбусное депо. С полицией я их соединить не могла, видимо, вызовов было много. Мне нужно было оперативно принять информацию, заполнить карточку, отослать, перезвонить, чтобы туда направили наряд полиции. На секунды счет шел, — рассказала о буднях диспетчеров Лариса Манушкова. — Ложных вызовов пока немного, но, когда начнут поступать звонки с сотовых, их станет гораздо больше. Я до этого три года работала в службе спасения и могу сказать, что 60—70 процентов поступающих звонков — «пустые».
По словам диспетчера, опытные специалисты сразу могут определить, серьезный поступил звонок или очередной шутник балуется.
Штат будет расширяться
Для единой службы вызова амурский центр ГЗ и ПБ отвел целое крыло. Операторский зал занимает самый большой кабинет. Здесь оборудованы 11 рабочих мест: установлены современные компьютеры, мониторы, IP-телефония. Как признался главный инженер Олег Никифоров, самая дорогостоящая часть оснащения — это мощное серверное оборудование, маршрутизаторы и источники бесперебойного питания, которые должны обеспечить электроэнергией центр в случае блэкаута.
Пока центр работает не на полную мощность, в смену заняты только пять рабочих мест. Но после того как увеличится нагрузка на центр, штат будет расширяться.
— Бригады работают сутки через четверо. В смене есть дежурный с образованием психолога, который, если потребуется, сможет оказать жителям помощь, — рассказал Олег Геннадьевич. — Штат в основном старались комплектовать из людей с опытом, бывших сотрудников оперативных диспетчерских служб.
Кстати, бригады операторов «Системы-112» формировались с учетом рекомендаций психологов. В итоге за месяц работы у диспетчеров сложились уже дружеские отношения: они не только вместе работают, но и проводят выходные.
По его словам, в России пока создано только пять-шесть полноценных центров «Системы-112», в том числе во Владивостоке и Хабаровске. В Амурской области в полную силу служба должна заработать до 2020 года, когда она охватит все районы и города региона. В общей сложности оборудуют около ста операторских мест во всех городах и районах.
Делу время
Для людей, которые проводят сутки на рабочем месте, сделали все, чтобы им было здесь комфортно. Предусмотрены гардероб, душевые, места для отдыха и приема пищи. Так, на полноценной кухне можно приготовить или разогреть еду, попить чая. В комнате психологической разгрузки стоит удобный диван, аквариум с рыбками и телевизор. Но, судя по тому, как по просьбе журналистов операторы неуверенно включают технику, «разгружаться» им приходится нечасто. Ночью сотрудники службы по очереди могут отдохнуть в спальной комнате. Как подчеркнул Олег Никифоров, в идеале везде для диспетчеров должны быть созданы такие же комфортные условия.
ну вы читайте внимательней. Никто не спорит что номер существует несколько лет. Все это время он был таким пробным вариантом, а ваш звонок переадресовывался чаще всего на пожарную службу. это появилась новая СИСТЕМА. а это другой уровень и другие возможности :-))))
— огого (гость)что происходит? этому номеру уже сто лет в обед. 5 точно. знаем, пользуемся
— sosун (гость)