Опять же, в этом нет ничего особенно ужасного: вряд ли продюсеры и прокатчики всерьёз рассчитывали, что псевдоисторическая лента, в которой маршал Жуков носит под кителем пару автоматов Калашникова, соберёт в нашей стране большую кассу. Зато теперь многие посмотрят её посредством интернета: может, конечно, и выключат на середине, отплёвываясь, но реклама всё равно сработала. Впрочем, те, кто уже видел «Смерть Сталина» на фестивалях, называют её (простите за неудачный каламбур) потрясающе смешной — в отличие от тех, кто посмотрел новинку на специальных показах для представителей власти. Из Охотного ряда сразу стали грозить кулаками западному партнёру, в стране заговорили об оскорблении ветеранов и даже юбилея Сталинградской битвы — хотя, конечно, будет непросто объяснить, как именно можно оскорбить юбилей чего бы то ни было.
Фильм попросил исключить из прокатной сетки даже Никита Михалков, вероятно, уже забывший, как своими руками в одном из многочисленных «Утомлённых солнцем» окунал этого самого покойного вождя лицом в торт. У нас вообще не принято оборачиваться на уже сделанное. Например, на российские экраны как-то выходила комедия про поручика Ржевского, так там с Наполеоном творилось полное непотребство. Понятное дело, что он хоть и император, но в первую очередь bad boy и в 1812 перед нами всеми провинился. Но, во-первых, Иосифа Сталина тоже сложновато назвать самым приятным историческим персонажем, даже если долго перечислять вслух его заслуги перед народами СССР и перед их счастливым детством. А во вторых, вот же в самом министерстве культуры говорят, что «есть нравственная граница между критическим анализом истории и глумлением над ней». Так пусть пересмотрят про поручика: там с анализом, мягко говоря, не очень, как и со здравым смыслом, а также с чувством юмора и моральными ориентирами.
В общем и целом, не очень понятно, почему реально существовавших людей, в силу различных обстоятельств ставших почти выдуманными персонажами, нельзя изображать в глупом виде, и как от этого могут пострадать они сами или чьи-то к ним чувства. Особенно изящно прозвучало мнение о том, что, мол, этот фильм — издевательство над жертвами сталинизма. Не сам сталинизм, а фильм 2018 года выпуска, чёрт возьми.
Впрочем, в фильме есть не только «чудесный грузин»: главную скрипку режиссёр отдал товарищам из Политбюро. Наш народ большинство этих товарищей действительно любит сейчас, любил и при жизни: недаром именно они постоянно становились персонажами анекдотов, в которых выступали в самом что ни на есть нелепом виде. Но у рассказчиков анекдотов прокатное удостоверение не отберёшь: впрочем, сам «отец народов» прекрасно знал, что делать, чтобы людям как можно меньше хотелось выставлять в смешном свете руководителей нации.
Создавая прецеденты, нужно быть очень осторожным — особенно это касается современного мира с его информационной доступностью и всеобщим социальным напряжением. В США допинывают кинематографистов, угодивших в социальные скандалы, и начинают пинать тех, кто за них заступался. Российских спортсменов уже не отстраняют от Олимпиады, а просто туда «не приглашают». Снежные комы, увеличиваясь в размерах, катятся с гор ежедневно.
Для дискуссии даже о послевоенных годах Советской власти в России уже не будет никакого удачного времени: теперь это гарантированный повод для непонимания, переходящего во взаимные оскорбления. Наверное, просто не стоило воспринимать фильм «Смерть Сталина» как нечто, действительно касающееся нашей истории — хотя обстоятельства этой смерти действительно о многом говорят, и участников этих событий почему-то не хочется именовать мёртвыми львами. А если воспринимать, так заранее — есть фильмы, которые заведомо отказываются показывать тут и там по религиозным и всяким прочим соображениям. Кто-то помнит про фильм «Номер 44»? То-то и оно. Фильм, кстати, дрянь был. Редкостная.
Добавить комментарий
Комментарии