Юристы идут в поля 

— Павел Викторович, за последние пять лет российский агрокомплекс заметно изменился. На популярности сельскохозяйственных профессий это как-то отразилось?

— Несомненно, интерес заметно растет, люди видят в нашей отрасли серьезные перспективы. Характерный пример:  на базе нашего университета регулярно проводится ярмарка вакансий. Многие крупные компании называют заработную плату специалиста в 50—55 тысяч рублей, плюс серьезные выплаты по итогам года. Это уровень главного механика, главного агронома, главного ветеринара, то есть перспектива выпускника Дальневосточного агроуниверситета. Понятно, что он не сразу будет получать такую зарплату, но, поработав 2, 3, 4 года, накопив опыт, вполне возможно занять серьезную руководящую должность. 

Отдельного разговора заслуживают условия труда, ведь современный комбайн — это практически салон хорошего автомобиля. В крупных компаниях работник уже не столько механизатор, сколько оператор. Он даже технику не ремонтирует, потому что есть договор сервисного обслуживания с дилерской компанией. Изменились условия работы агрономов. У них на вооружении GPS-навигация, электронные карты полей и так далее. 

25

молодых агрономов ежегодно требуется сельхозпредприятиям Амурской области. Фактически получают дипломы 18—20

Есть целый перечень мер социальной поддержки молодых специалистов, начиная с единовременных выплат и заканчивая льготным приобретением жилья. Свою роль играет и сложность трудоустройства в городе. Еще одна характерная деталь:  в наш вуз на заочное обучение поступают люди с высшим образованием. Среди них юристы, военные и другие  вполне состоявшиеся личности, которые увидели будущее сельского хозяйства и хотят состояться в этой профессии. Правда, пока мы не можем обеспечить молодыми специалистами все кадровые потребности амурского агрокомплекса. 

— При таких замечательных условиях молодежь не хочет работать в сельском хозяйстве?

— Причина  в другом — студентов не хватает. В школах серьезный спад по количеству выпускников. Сегодня к нам приходят поступать дети, родившиеся в конце 90-х годов, когда рождаемость оставляла желать лучшего. Как следствие —  у нас снижается прием студентов. Сейчас количество выпускников одиннадцатых классов в четыре раза меньше, чем до 1991 года. 

Мы набираем 25 агрономов на первый курс — именно столько необходимо Амурской области ежегодно. Но мы же понимаем, что для выпуска 25 агрономов нужно принять в полтора-два раза больше первокурсников. За годы учебы происходит естественный отсев. Кто-то отчислился, кто-то перевелся на другую специальность. После выпуска один ушел в армию, другой сменил место жительства, девушки выходят замуж, уходят в декретные отпуска. Они придут на производство гораздо позже, да и то  не все. 

Я в свое время поступал на агрономический факультет. Набирали 50 человек, плюс 25 кандидатов. Фактически начинали учебу 75 первокурсников, а выпустилось 49. Профессиональный отбор — это нормально, однако его нужно учитывать. 

— Какие специальности сегодня самые дефицитные? 

— В настоящее время мы набираем 40 ветеринаров, но их не хватает, потому что специальность очень востребованная. Увеличивается спрос на зоотехников, а мы набирали их всего 15 человек. Это значит, что 10, в лучшем случае, будет выпущено. Университет может набрать 50 механиков и столько же агрономов, но фактически на такие специальности приходят 25—30 выпускников школ. Это очень мало. То же касается других профессий, хотя можем обучать даже с запасом, то есть обеспечивать специалистами другие регионы Дальнего Востока. И к нам приезжают работодатели с Сахалина, Камчатки, из Хабаровского края. 

Вуз примет девятиклассников

— Закономерный вопрос — что делать? Где набрать толковых, мотивированных студентов?

— Готовить будущих студентов со школьной скамьи. Мы начали работу по созданию агроклассов в школах. Пилотным проектом можно считать опыт Зейского района. В селе Овсянка начал работу первый агрокласс, куда набирались дети, готовые связать свою жизнь с сельским хозяйством. Занятия ведут по интернету наши преподаватели. Кроме того, школьники регулярно приезжают к нам в университет. В ходе первого посещения университета детей знакомили с основами бизнес-планирования, далее пойдут основы механизации, растениеводства и так далее. Сегодня мы уже видим заинтересованность старшеклассников, у них появилась мотивация — они видят к чему идут. 

Аналогичную работу проводим в Тамбовском районе. Встречаемся с учениками, очень важно, что в этой работе принимают участие руководители агропредприятий. И если я говорю школьникам про зарплату главного специалиста в 50 тысяч рублей, то руководитель хозяйства меня поправляет: «Неправильно! У нас зарплата выше». В такой атмосфере наш разговор уже не похож на рекламу Дальневосточного аграрного университета. Мы говорим о реалиях. Дети воспринимают все более серьезно. 

В ближайшее время планируется открытие агроклассов в селах Раздольное, Козьмодемьяновка. На очереди Константиновский, Ивановский районы. Особо хочу отметить заинтересованность глав территорий. Они помогают во всех начинаниях, так как  понимают, что если молодежь получит сельскохозяйственные профессии, она будет возвращаться в села. 

— Агроклассы охватывают учеников 10—11-х классов. Они готовятся к получению высшего образования, но ведь  агрокомплекс нуждается не только в руководителях…

40

ветеринаров ежегодно набирает вуз, но их не хватает из-за высокой востребованности специальности

— Как раз в нынешнем году мы планируем открытие факультета среднего специального образования. Конечно, в Благовещенске есть аграрный колледж, но с увеличением спроса на специалистов одно другому не мешает. Для нас такой шаг тоже во многом вынужденный. Во-первых, если число выпускников 11-х классов уменьшается, то количество выпускников-девятиклассников растет. Это ресурс, который нельзя оставлять без внимания. Во-вторых, к сожалению, не все школы Приамурья могут дать сильные знания по общеобразовательным предметам. Больно и тяжело отчислять кого-то из-за неуспеваемости во время учебы. В то же время у нас сильные кафедры математики, физики, гуманитарных дисциплин и другие. Мы можем этих детей подтянуть на собственной базе. Наиболее сильные потом вновь поступят в наш университет для получения высшего образования. То есть мы будем готовить кадры для себя. Другие получат дипломы о среднем специальном образовании и смогут работать ветеринарными фельдшерами, механиками и электриками.  

Лекции после уборочной

— Получается, работодатели выстраиваются в очередь за вашими выпускниками. На качестве образования это как-то сказывается?

— Буквально в декабре была ярмарка вакансий. Приехали представители порядка 40 предприятий со всех уголков Амурской области. Кому-то не хватило ветеринара, кому-то агронома. Ситуация такова, что многие старшекурсники уже фактически трудоустроены. Они получили приглашение на работу во время производственной практики. По некоторым специальностям выбирать уже не из кого. Поэтому предлагаем работодателям такую схему. Провести ярмарки вакансий не университетского масштаба, а пофакультетно. Организуем встречу не только с выпускниками, а со всеми курсами. Если вы нашли толкового второкурсника, побеседовали с ним, поняли, что у него есть желание учиться, получать профессию, идти в сельское хозяйство, то заключайте с ним договор на целевую подготовку. Конечно, его надо будет заинтересовать — платить стипендию, обозначить перспективы. 

— Допустим, я такой работодатель. Получается, студент-второкурсник закрепляется за моим предприятием? 

75

амурских девятиклассников поступят в Дальневосточный аграрный университет в нынешнем году. Их будут готовить по программе среднего профессионального образования. В будущем году такой набор увеличится до 210 человек

— Со своей стороны мы обязуемся направлять его к вам на учебную и производственную практику. Он будет выполнять по вашему предприятию курсовую и дипломную работы. Можно даже составить выездной график работы на вашем предприятии. Реальная ситуация:  уволился ветеринар акционерного общества «Луч». Предприятие осталось без специалиста. Мы закрыли проблему таким образом:  там работают группы по два ветеринара выпускного курса. Меняются через каждые две недели, то есть работают вахтовым методом.  

Поэтому, заключив договор,  будете точно уверены, что через год, два или три к вам придет готовый специалист, знающий специфику вашего предприятия. Работодатели сегодня с таким подходом соглашаются. Однако самое главное в том, что подготовка специалиста сельского хозяйства становится практико-ориентированной.

— Но ведь вахтовая работа студента на предприятии — это отрыв от учебы. Нет опасений, что приобретая в одном, вы потеряете в другом?

— Мы идем на составление индивидуальных учебных планов. Преподаватели дополнительно занимаются с такими студентами, но ребята получают то, что можно получить только на производстве. Даже продлеваем практику по просьбе работодателей. Пик уборочной кампании приходится на осень, рабочих рук в хозяйствах не хватает. В такие периоды наши студенты остаются на предприятиях, работают, получают ценную практику и опыт. Это то, чего нам не хватало в 90-е годы прошлого века. Проработав на технике пару сезонов, выпускник приходит на производство уже компетентным специалистом. 

Университет на правах КФХ

— Современная техника очень дорогая. Насколько вуз может позволить себе обновление материальной базы?

— Дело не только в цене, дело еще и в разнообразии. Раньше десятилетиями использовался один тип машин, одна технология возделывания. Сейчас все меняется в течение считаных лет. Мы объективно не сможем угнаться за стремительными темпами обновления техники. Частично проблема решается благодаря работе студентов в базовых центрах в лице ОАО «Луч», КФХ «Орта» и других. Студенты изучают сельхозмашины во время выездных занятий, на практике.

Однако класс современной техники, безусловно, должен быть и в университете. Два года назад совместно с компанией «Благовещенскагротехснаб», официальным дилером машиностроительного холдинга Ростсельмаш, при поддержке попечительского совета вуза у нас появился класс современной техники. Сначала наши партнеры поставили туда комбайн, сейчас его сменил новый трактор, потом будет другая техника. Это один из примеров совмещения взаимовыгодных интересов. Поставщики сельхозмашин продвигают свою продукцию, а наши студенты изучают технику, которая реально участвует в производстве.

— То есть собственных возможностей для приобретения техники университет не имеет?

— До недавнего времени такие возможности были ограниченны, но сейчас заметно расширяются. Государственная дума РФ приняла законопроект о том, что аграрные вузы, которые занимаются производством семян и сельхозкультур, будут пользоваться теми же мерами поддержки, что и сельхозтоваропроизводители. Дальневосточный аграрный университет является ключевым звеном в системе регионального семеноводства: мы производим оригинальные семена зерновых, сои, гречихи. Благодаря новому законодательству, вуз получит доступ к льготам на приобретение техники, ГСМ, средств защиты и другим формам господдержки.

Кроме того, начала работать программа о выделении средств на приобретение техники. В рамках этой программы в прошлом году мы купили новый трактор «К-744» с полным набором навесного оборудования. С 2018 года планируется увеличение финансирования аграрных вузов, сейчас приобретаем зерноуборочный комбайн. Эта техника будет задействована на опытном поле университета при производстве семян.

«Мы 40 лет готовим строителей»

— Павел Викторович, Дальневосточный аграрный университет готовит ряд специальностей, которые трудно назвать сельскохозяйственными. Строителей, электриков, экономистов могут готовить профильные вузы…

— Такое мнение во многом ошибочно и, к счастью, нам удалось его переломить. В последние годы нас уверяли, что экономисты — специальность не профильная. Во многих аграрных вузах ее закрыли. Мы же экономическое направление сохранили, аккредитовали и бакалавриат, и магистратуру. Необходимо понимать, что агрокомплекс — это специфика. Здесь экономист должен знать основы растениеводства, основы животноводства, основы механизации и другие нюансы. Не случайно все финансово-экономические службы в амурских хозяйствах — наши выпускники. Классический экономист туда не поедет.

У нас обучаются электрики, которые нужны на каждом предприятии, тем более что сегодня производство энергозатратное, высокотехнологичное. Выпускники электроэнергетического факультета очень востребованы.

— С экономистами и электриками все понятно, однако есть еще строители. Неужели специфика строительства в селе сильно отличается от строительства в городе?

— В данном случае вопрос исторический. Мы сорок лет готовим строителей — единственные в Амурской области. Я имею в виду специалистов с высшим профессиональным образованием. Вся необходимая база есть только у нас. А теперь посмотрите, сколько в регионе реализуется строительных проектов — и это не только жилье. Чего стоят космодром Восточный, мост через Амур, ТОРы и прочее. То же касается сельского хозяйства, где активно возводится как жилье, так и производственные мощности. При этом университету снизили контрольные цифры приема студентов-строителей — придется сокращать набор. Мы попросили правительство области и лично губернатора вмешаться в ситуацию, посодействовать и помочь увеличить контрольные цифры приема.

Со своей стороны региональные власти просят рассмотреть вопрос подготовки специалистов для дорожной отрасли. Дорог ремонтируется много, а специалистов нет. Мы будем работать по этому направлению. Университет делает упор на подготовку специалистов для реального сектора экономики.

Амурские асы на Чукотке

В связи с дефицитом кадров в сельском хозяйстве вуз активно развивает специализированные студенческие отряды. «Сегодня расцвет этого движения, у нас 9 студенческих отрядов, включая отряд механиков, отряд технологов и так далее, — говорит Павел Тихончук. — Отряд «Север» — это ветеринары. Три года подряд отправляем их для получения практики на Чукотку. Оказываем помощь специалистами, получая взамен великолепный опыт. Руководитель одного нашего хозяйства столкнулась со студентом-ветеринаром из отряда «Север», посмотрела, как он работает, и говорит мне: «Он ас!» Как ему не стать асом, если на Чукотке многотысячные стада оленей. Каждому надо сделать забор крови на анализы, укол поставить, прививку… По итогам практики так руку набьет, что любое движение до автоматизма доводится. Базовое предприятие для нашего университета — ОАО «Луч», где студенты принимают участие во всех технологических процессах. Такой же центр заработал в КФХ «Орта» Белогорского района.