Экономика «такси»
Термин «цифровая экономика» появился более 20 лет назад, но в обиходе россиян используется сравнительно недавно — после послания президента Владимира Путина Федеральному собранию 1 декабря 2016 года. Тогда президент указал на необходимость сформировать в стране новую цифровую экономику для повышения эффективности отраслей за счет информационных технологий. Однако до сих пор далеко не все понимают, что же это такое — цифровая экономика.
Самый простой и концентрированный пример отличия цифровой экономики от нецифровой — это интернет-такси (Uber, Maxim, Яндекс-Такси и т. п. — Прим. АП). Раньше, когда нам нужно было вызвать такси, мы ловили его на улице с поднятой рукой, заказывали машину по телефону через оператора. В лучшем случае машина приходила через 30 минут, в худшем — через час. Что мы делаем сейчас: достаем телефон, открываем приложение, указываем адрес, куда нам необходимо добраться. Через 30 секунд нам приходит сообщение, что к нам выехал автомобиль.
Участие человека в процессе сведено к минимуму. Компьютер анализирует, откуда приходит вызов, какой свободный автомобиль быстрее всего доберется до заказчика. А таксисту не надо думать, как лучше ехать: идеальный маршрут составляет встроенный GPS-навигатор. Благодаря этому время ожидания такси обычно не превышает пяти минут. Именно оперативность и точность стали основными свойствами цифровой экономики.
Три кита цифровой эпохи
Цифровые технологии постепенно приведут к трансформации всего — власти, бизнеса и повседневной жизни и прочего.
Главными драйверами «революции» станут три вещи. Во-первых, это интернет вещей (IoT — Internet of Things) с сенсорами, датчиками и устройствами, способными собирать большие массивы цифровых разнородных данных (Big Data). Во-вторых, искусственный интеллект (ИИ), который будет анализировать и использовать эти данные для управления этими же устройствами. Третьим китом, на котором будет держаться цифровая экономика, станут мобильные сети пятого поколения (5G), через которые будет передаваться колоссальный объем данных.
IoT уже идет
С каждым днем такое явление, как интернет вещей, все больше входит в нашу жизнь. Некоторые торговые центры уже отслеживают перемещение 71% покупателей с помощью Bluetooth-маячков. Информация — где он ходил, возле каких полок останавливался, — анализируется, и покупателю приходят сообщения о новых поступлениях, таргетированная реклама.
380
миллионов датчиков и устройств будет использоваться в российском ЖКХ к 2020 году. Это одна из самых перспективных отраслей для интернета вещей
Многими подобный подход воспринимается как тотальная слежка, но впоследствии он станет жизненно важным. Взять, к примеру, диабетиков, которым нужно постоянно измерять уровень сахара в крови. Сенсоры будут всегда начеку и не позволят диабетику забыть о времени инъекции. И, возможно, даже сделают инъекцию, не отвлекая человека от активной жизни. По сути, такими «контролерами» уже сегодня являются фитнес-трекеры и смарт-часы, которые отслеживают физическую активность человека и лучше любого диетолога помогут сохранить фигуру и здоровье.
IoT уже сегодня оказывает влияние на безопасность на дорогах. 23,5 миллиона выпускаемых автомобилей сейчас выходят с конвейера с подключением к интернету. Некоторые модели авто могут даже распознавать пешехода, случайно выбегающего на дорогу.
Бесконечные возможности использования интернета вещей в повседневной жизни еще предстоит осознать. Ясно одно: все, что может быть измерено, будет измеряться; все, что можно отследить, будет отслеживаться; все, что поддается анализу, будет анализироваться. Сенсоров «для отслеживания всего» будет становиться все больше и больше, и они будут открывать все новые возможности.
«Машины» будут умнее людей?
Элементами искусственного интеллекта уже обладают многие компьютеры и роботы. Однако в их собственных «мозгах» отсутствует одна важная функция — возможность самообучения. C развитием «облачных технологий» этот барьер был преодолен. Интеллект в «облаке», куда стекаются данные от миллионов компьютеров, датчиков и сенсоров, способен анализировать информацию и обучаться.
Свое мнение экперт высказал на семинаре, который был организован компанией «МегаФон» в Хабаровске.
Яркий пример такого машинного обучения — это самоуправляемые автомобили, которые раз за разом все лучше и безопаснее проезжают один и тот же отрезок пути, используя прежний опыт и ранее распознанные предметы.
Вокруг искусственного интеллекта существует множество страхов. Один из них — что ИИ будет умнее людей и заменит нас. Однако такие опасения беспочвенны. Вовсе не факт, что ИИ будет писать умные книги, рисовать гениальные картины. Просто определенные операции за человека «машинный интеллект» будет делать лучше.
В диагностике заболеваний искусственный интеллект уже превосходит большинство врачей. Он может лучше анализировать улики и уловки в законах, нежели большинство криминалистов и юристов. Он может принимать решения для финансовых организаций лучше многих рыночных аналитиков. При этом ИИ делает за секунды ту работу, на которую человеку потребовались бы недели, месяцы.
Уже сейчас машины c ИИ тормозят гораздо лучше, чем это делает самый опытный водитель. Недалек тот день, когда пассажир такого автомобиля не будет удивляться, если его машина вдруг свернет с привычной дороги. Это будет лишь означать, что впереди столкнулись два старомодных автомобиля без ИИ и образовалась пробка.
5G для передачи ощущений
Разрабатываемое в настоящее время пятое поколение мобильной связи люди восприняли неоднозначно. Дескать, зачем 5G? Еще 3G у нас плохо работает и не везде есть покрытие! Зачем еще быстрее?
Несомненно, скорость передачи данных в сетях пятого поколения будет на порядок выше, чем в предыдущих системах. С 10 Мбит в секунду скорость возрастет до 100 Мбит. Причем пиковая скорость по сети 5G будет достигать 320 Гбит в секунду. Такой параметр, как емкость трафика на площадь, также увеличится на порядок. Это значит, что к одной базовой станции можно подключить тысячи, даже десятки тысяч разных устройств.
Сенсоры будут всегда начеку и, возможно, даже сделают инъекцию, не отвлекая человека от активной жизни.
Важной в сетях 5G является гораздо более низкая задержка. Вместо нескольких десятков и сотен миллисекунд в сетях 3G/4G в 5G она составит единицы миллисекунд. Здесь закладывается основа для так называемого Тактильного интернета как возможности передавать по сети не только сигналы, но и ощущения, прикосновения и движения мелкой моторики. Появляются возможности таких фантастических услуг, как проведение удаленных хирургических операций через исполнительных роботов-манипуляторов.
Например, где‑нибудь на Чукотке нужно сделать сложную операцию, а таких специалистов в регионе нет. Сейчас есть варианты транспортировать пациента на самолете в Москву или врача на Чукотку, а появится третий — операцию проведет исполнительный робот под удаленным руководством врача из Москвы.
Тест 5G прошел успешно
Первые тесты технологии 5G проведены в России в июне 2016 года оператором связи «Мегафон» совместно с Huawei. В сентябре того же года телекоммуникационная компания совместно c Nokia на бизнес-саммите в Нижнем Новгороде запустила мобильный 5G-интернет. Во время испытаний была достигнута скорость передачи данных 4,94 Гбит в секунду. 1 июня 2017 года «Мегафон» показал возможность передачи данных в сетях 5G со скоростью 35 Гбит в секунду. Кроме того, «Мегафон» и «Ростелеком» подписали соглашение о совместном строительстве сетей пятого поколения в России.
Какой потенциал у IoT в России, к каким последствиям приведет цифровая экономика и почему 3D-принтеры убьют розничную торговлю, читайте в ближайших номерах АП.
Добавить комментарий
Комментарии