Как считают охотоведы Бурейского парка, зимний маршрутный учет — одна из самых сложных и опасных работ в их профессии. Несколько лет назад произошел случай, когда двое сотрудников Желундинского заказника производили маршрутный учет и прошли мимо берлоги, разбудив медведя. Косолапый спросонья, к счастью, ничего не понял и, испугавшись, убежал в лес. Люди не пострадали, но опасность остается. К слову, помимо бурого мишки, в этих местах водится и гималайский. Он также не отличается кротким нравом.
— Я в Желундинском заказнике, на основе которого в апреле 2015 года и был создан Бурейский парк, проработал 12 лет, — говорит Юрий Веретюхин. — Хорошо эту местность знаю. Протяженность зимних маршрутных учетов 70 километров. На этом расстоянии создано восемь маршрутов, которых надо пройти на два раза. То есть 140 километров. Но, было дело, раньше мы и по триста километров преодолевали. Есть такие сложные участки с густыми зарослями орешника, что не проехать на «буране», не пройти на лыжах. Только пешком.
300
тонн зерноотходов, 18 тонн сена, 16,8 тонны соли и 16 тонн овощей и корнеплодов съели животные в лесных столовых Приамурья
Первый раз охотоведы обходят маршрут и затирают следы животных. Второй раз идут и записывают в тетрадь, какой зверь на этом участке отметился. Иногда светового дня не хватает, возвращаются ночью. Ходят налегке, чтобы ничего не мешало движению.
— Здесь водятся волк, соболь, лиса, заяц, лось, изюбрь, кабан, косуля и белка. Росомахи и кабарги я не встречал. Остальных видел и по следам, и наяву, — продолжает Юрий. — Благодаря подкормке и другим биотехническим мероприятиям здесь стало больше изюбря и кабана. Но увеличилась и численность волка. В 2014 году, когда у нас в Желундинском заказнике находились три тигра, выпущенных в природу президентом, волков не было. Я встречал тигриные следы в 2010 году в 50 километрах от этой кормушки. Тогда тоже волка было меньше. Надеюсь, кто-то из выпущенных тигров вернется на свою малую родину. Тогда волк уйдет.
Как рассказал главный охотовед Дирекции по охране и использованию животного мира Амурской области Михаил Лесик, помимо Бурейского парка, досрочно завершили зимние маршрутные учеты охотоведы Березовского, Благовещенского и Муравьевского заказников. Всего же в Приамурье 33 особоохраняемой природной территории (ООПТ). Из них 31 — заказники. За время учетов охотоведы и егеря дирекции должны пройти пешком и на лыжах по зимнему лесу, полям и болотам более 900 километров.
70-километровый маршрут учета диких животных пройден на два раза.
— Бурейский парк — самая молодая особоохраняемая территория, ей нет еще и трех лет. И первый природный парк в области, — уточняет Михаил Лесик. — Это всего лишь третий за небольшую историю зимний маршрутный учет охотничьих видов животных. В 2017 году здесь наблюдалось повышение численности копытных и соболя. Соболь и изюбрь — индикаторные виды Бурейского парка. Для их сохранения он и был создан. Прирост лесного населения говорит о том, что не зря этот парк существует и программа по биотехнии и улучшению кормовой базы на этой территории работает.
Всего же с начала зимы амурские кабаны и косули съели около 300 тонн зерноотходов. Для лесных столовых в области также было заготовлено более 16 тонн овощей и корнеплодов (в основном тыквы и картошки) и 16,8 тонны соли, 18 тонн сена и 1160 веников.
В Дирекции по охране и использованию животного мира Амурской области ожидают, что в этом году численность животных в Бурейском парке снова повысится. Этому будут способствовать лесные столовые, охрана и защита здешних обитателей от браконьеров и переселение диких зверей из зоны затопления Нижне-Бурейской ГЭС, которое также прошло не без помощи лесных переписчиков, охотоведов природного парка Бурейский.
Командировка в Бурейский природный парк прошла при поддержке Дирекции по охране и использованию животного мира и Амурского филиала WWF России.
Добавить комментарий
Комментарии