Название «Я сражаюсь с великанами» — результат пусть и небольшой, но значимой корректировки: в оригинале картина называется I Kill Giants. Очевидно, что сражаться с чудовищами — это одно, но убивать их — совсем другой бонус к репутации. Главная героиня, школьница Барбара, беспрестанно ведет никому не понятную игру, полагая, что раз за разом спасает жителей своего городка от монстров, которых никто не видит. Девочку это нисколько не смущает. Ее ежедневный подвиг не нуждается в признании и даже благодарности, потому что таким и должен быть истинный подвиг. Игра набирает невиданные масштабы: подросток целыми днями возится то в лесу, то на заброшенной железнодорожной станции с какими-то жуткими конструкциями, призванными останавливать приближающихся великанов. При этом героиня вполне реально рискует жизнью и здоровьем, но в семье, где есть только она, взрослая сестра, измотанная работой и домашними заботами, и брат, от которого вообще нет никакого проку, о возможных последствиях «развлечений» Барбары особенно некому заботиться. На подходе еще и отчисление из школы из-за постоянных конфликтов девочки со сверстницами. Им не нравится, что она не снимает с головы заячьи уши на ободке, ни с кем не поддерживает отношений и совершает поступки, смысл которых никому не понятен. Особого уважения к преподавательскому составу девочка тоже не питает, дерзит, что твой Макар Гусев, а заинтересовавшемуся ее поведением школьному психологу (Розарио Доусон) сразу дает понять, что не позволит копаться в своих мозгах.
Для датского режиссера Андерса Вальтера Хансена «Я сражаюсь с великанами» стал дебютом в полном метре. До этого он снял лишь несколько короткометражек, одна из которых, что примечательно, заработала «Оскар». Недостаток опыта постановщика сложно не почувствовать. И без того не самое скоростное действие часто замедляется еще больше безо всяких на то причин, а сохранить уверенный баланс между фэнтези-составляющей и драмой так не получилось. Зритель, безусловно, тронутый рассказанной ему историей Барбары, остается в некотором недоумении от дефицита сцен с чудовищами, никак не обоснованного сценарием. Почти весь отложенный на сцены сражений бюджет Хансен оставил на концовку, да и в ней внезапно для публики предпочел сдержать фантазию и эмоции, сделав окончательную ставку на драматизм. Примечательно, что в основу картины положен комикс, на который она не очень-то и похожа — хотя, конечно, похожа больше, чем какой-нибудь «Мир призраков» — и продюсеры, как положено попытались на этом сыграть. В итоге получился обратный эффект. Привлеченные «героической» рекламой и словами «величайший комикс» в официальном слогане зрители никакого подобия «Тихоокеанского рубежа» в фильме не нашли. Кто-то, наверное, расстроился, но в целом зря. Картина Хансена, при всех своих недостатках, предоставляет неплохое пространство для тренировки воображения, а основной своей линией затрагивает важнейшие для любого общества вопросы, на которые так или иначе приходится отвечать каждому.
Барбара — добровольный изгой, благодаря чему еще больше раздражает школьных задир и ставит в окончательный тупик тех немногих, кто пытается ей помочь. Страх одной большой потери заставляет ее постоянно страховать себя от потерь новых: с братом связь потерять легче легкого, у сестры нет сил пробиваться сквозь построенную героиней стену. Нелепый внешний вид и плохо объяснимые поступки вкупе с начитанностью и острым языком обеспечивают гарантированное отстранение всех остальных. Лишь два человека во всем городе пытаются протянуть руку странной девочке — на это смехотворное количество неравнодушных Хансен обращает особенное внимание. Помимо вышеупомянутого психолога это еще одна школьница, София. Как новенькой, ей трудно выстраивать отношения с одноклассниками, и она машинально тянется к тому, кто испытывает схожие проблемы.
Картина Хансена, при всех своих недостатках, затрагивает важнейшие для любого общества вопросы, на которые так или иначе приходится отвечать каждому.
Фильм выстраивает универсальные линии с потрясающей легкостью, и в этом смысле смотреть его — одно удовольствие, невзирая на то, что довольно быстро становится понятно, к чему идет дело. Тут вам и акселератка-заводила с тщательно скрытыми комплексами неполноценности и всего такого прочего; и нарочито безликий набор школьников, которых на месте Барбары презирал бы любой; педагоги, умеющие только вызывать в кабинет, песочить, «отстранять на две недели» да звонить родителям. Главные герои на этом фоне выглядят как те самые великаны. Со стороны посмотришь — страшные, а найдешь в себе смелость подойти поближе — узнаешь истину, с которой уже никогда не расстанешься.
Режиссер как будто предпочитает вообще не вмешиваться в происходящее, вместе с оператором следуя за героиней то по темным помещениям, в которых она предпочитает проводить свободное от охоты на великанов время, то по дремучим лесам и берегам морей, где девочка хоть как-то ощущает себя нужной этому миру. Даже сюжетные подсказки персонажи разбрасывают без посторонней помощи: не очень щедро, но в достаточном количестве, чтобы понять, почему нельзя подниматься на второй этаж. Хансен же старается не нарушать довольно сомнительных канонов. В «Я сражаюсь с великанами» есть даже впечатляющий вставной мультфильм, который рассказывает о происхождении монстров. Тем самым создатели картины еще и демонстрируют, как расстройство отдельно взятой психики порождает подробную и обоснованную мифологию, на создание которой у социума могут уйти века. Фильм уходит от банального «убей в себе монстра», рассуждая о необходимости хотя бы попытаться этого монстра понять — а вместе с тем и перестать наконец смотреть в бездну, которая порождает голодных чудовищ. Наконец, повествование доходит до критической точки, когда на Барбару становится и вовсе страшно смотреть. Выдуманный мир вот-вот рухнет вместе с реальным, а проверенный способ защиты обоих перестает работать. Немного приправы в виде предательства едва-едва появившейся подруги и высшей степени кризиса в школе — и вот вам ребенок, который оказался в окончательной беде.
Да, говорит Хансен, иногда, чтобы избавиться от страха, нужно шагнуть навстречу боли, а не делать вид, что бежишь от нее, оставаясь на месте. Произошедшее стало уроком для всех знаковых персонажей фильма — даже психолог как минимум существенно повысила свою квалификацию за счет отдельно взятого случая в практике, а как максимум — станет не обычной, а внимательной и чуткой матерью в будущем. В фильме датчанина нетрудно увязнуть, в какой-то момент он и вовсе становится почти невыносимым, но это тот самый случай, когда стоит перетерпеть. Если не аплодисментов, то уж точно одобрительного отзыва заслуживают работы Зои Салдана, Имоджен Путс и исполнительницы главной роли Мэдисон Вульф, а Хансен записывает на свой счет в чем-то неуверенный, но заметный дебют. «Я сражаюсь с великанами» — отличный способ встряхнуться, особенно если зритель и сам ощущает, что перестал говорить с окружающей действительностью на одном языке. Мир, конечно, полон чудовищ (да и миров предостаточно), но зато путь, который явно ведёт назад, может в итоге вывести на совершенно новую дорогу.
Афишу благовещенских кинотеатров можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии