«Жажда смерти», вышедшая в 1974 году, во многом определила жанр на десятилетия вперед, хоть ее создатели и запутались в дурацких продолжениях, превратив по ходу дела актера Чарльза Бронсона из образцового «мужика» во всеобщее посмешище. В первой части его мрачный персонаж, сломленный горем, мстил за жену, убитую грабителями, и дочь, которой тоже изрядно досталось. Превращение из добропорядочного и законопослушного обывателя в ночного охотника-«виджиланте» режиссер Майкл Уиннер снял чуть ли не безупречно, не пытаясь при этом ответить на все вопросы сразу. Имеет ли право гражданин брать на себя функции государства и вершить самосуд, если бюрократическая машина не спешит наказывать виновных — вот, собственно, и вся изучаемая проблема. Авторам ремейка этого показалось недостаточно. Превратив из сценарных побуждений архитектора Пола Керси в доктора Пола Керси, они разыграли примерно ту же преамбулу, пытаясь параллельно бичевать американское общество по всем попавшимся под руку местам. Тут вам и извечный вопрос о свободной продаже оружия, и невообразимо лишние сценки про бесполезность психотерапии, и комичные низкорослые детективы, от которых нет ни малейшего проку, и даже немного рассуждений о том, что семья — это, брат, главное. Понятное дело, что при таком количестве хлопот герой Уиллиса не успевает как следует перевоплотиться в «Мрачного жнеца», чтобы подобно Бэтмену нанести мощный удар по уличной преступности в отдельно взятом Чикаго. Но режиссеру Роту этого и не нужно.
Постановщик все время пытается нам что-то сказать. Вероятно, потому, что в предыдущих его картинах внимание приходилось фокусировать либо на кровище, либо на определенных частях женского тела. В «Жажде смерти» сохранилась только первая составляющая, да и ту приходилось сдерживать. Условно говоря, на полчаса диалогов приходится одна раздавленная автомобилем голова очередного негодяя. Пытаясь продемонстрировать метаморфозу, которая происходит с человеком в отчаянии, главный режиссер на пару с главным актером устраивают сорокаминутную скучную возню, состоящую из ненужных диалогов, неуместных сцен и ужасной актерской игры. К слову, Винсент Д’Онофрио, которому досталась роль брата главного героя, работает не в пример лучше Уиллиса, заставляя зрителя поверить в важность своего персонажа. Зря — сценаристу просто нужен был кто-то, с кем герои смогут говорить во время катастрофических сюжетных пауз. Поверить в то, что в докторе Керси происходит некая внутренняя борьба, на практике невозможно. Горевать он перестает через пять минут после того, как видит тело собственной обожаемой жены в морге и не менее обожаемую дочь — в коме. Оставшееся время всемирно обожаемый Брюс ходит с лицом Джона Макклейна, которого заставили носить медицинский халат, ужасается тому, что творится на улицах (раньше не замечал) и замышляет. О том, что так долго замышлять в современном кино — подобно самоубийству, Элай Рот, видимо, не знает. Совместная работа с Квентином Тарантино не пошла впрок, а терпеть приходится зрителю.
Когда наш доктор наконец берет ружье (ну ладно, для начала — пистолет), публика окончательно перестает ему сочувствовать. А ведь старик Бронсон так умело терзался на экране сомнениями, что у него следовало бы поучиться. Но новоявленный герой, впервые имеющий дело с огнестрельным оружием, за вечерок-другой в собственном гараже навострится палить от бедра по множественным целям, которые, хоть и являются акулами криминального мира, не успевают даже вытащить свои золоченые пушки.
Пытаясь продемонстрировать метаморфозу, которая происходит с человеком в отчаянии, главный режиссер на пару с главным актером устраивают сорокаминутную скучную возню, состоящую из ненужных диалогов, неуместных сцен и ужасной актерской игры.
Полиция (на все Чикаго — два сотрудника и кто-то там в офисе на подхвате) тут же бросает разыскивать убийц супруги доктора, ссылаясь на то, что это абсолютно безнадежно, и встает на след «таинственного» ночного мстителя. Параллельно некие блогеры активно обсуждают поведение «Жнеца» — к единому мнению, как это обычно и случается с блогерами, им прийти не удается, но свои минуты к хронометражу прибавляют и они. Больница, кстати, в Чикаго тоже одна. И туда свозят всех подряд, складывая на одном этаже и раненых бандитов, и их вчерашних жертв. Поступление по скорой человека с засевшей в туловище пулей не вызывает ни у кого вопросов. И хотя два наших бравых детектива, судя по всему, в этой же больнице ночуют, их гораздо больше интересует… Впрочем, автор этого текста так и не разобрал, что же в действительности интересует персонажей, а потому даже версий по этому поводу выдвигать не будет. Скажем лишь, что всю дорогу стражи правопорядка только тем и занимаются, что проявляют вопиющий непрофессионализм.
Постановщик Рот, пытаясь переставить на современные рельсы основательно подзабытый публикой паровоз, прибегает к откровенно потешным приемам. Главные герои у него одинаково успешно учатся стрелять и уничтожать жесткие диски, загружая соответствующие видеоролики в интернете, скрывают личность от всех без исключения с помощью капюшона, вставляют в речь всякие модные аббревиатуры типа GPS. При этом все они остаются призраками прошлого, способными только жать на спусковой крючок: реалии XXI века этому чаще мешают, нежели способствуют. Людям, привыкшим стрелять друг в друга и в пустых барах, и переполненных совершенно посторонними согражданами ночных клубах, явно претят записывающие их камеры и мобильные телефоны, по которым можно быстро вызвать помощь. Впрочем, звериная натура Пола Керси вполне устраивает создателей картины. Не зря же перед самыми титрами он делает характерный жест, намекая на то, что ничего на самом деле не улажено. Личную трагедию герой использует исключительно как повод сбросить личину всем улыбающегося врача и с готовностью вставить очередную обойму. И лишая жизни первых встречных, которые в его личном представлении являются преступниками, он не испытывает никаких душевных терзаний, спокойно шагая по направлению к полной безнаказанности. Те, кто напал на его дом, попадаются ему на пути из-за очередной неправдоподобной случайности. Рот как бы намекает нам на провидение, которое, надо полагать, в унисон с полицией одобряет вечерние прогулки медработника. «Ты не Чарльз Бронсон», — говорит Полу его собственный брат, и это должно выглядеть как шутливый реверанс в сторону фильма 1974 года, но вместо этого больше похоже на эпитафию попытке сделать ремейк.
Оригинальная «Жажда смерти» через 44 года после своего первого появления на экранах остается хоть и не популярной, но вполне жизнеспособной. По крайней мере, ее главный герой был вполне понятен зрителю. Угловатое и нелепое изделие современных кинематографистов смотреть гораздо тяжелее, хотя в нем реалистичность уступает место брызгам кетчупа, а персонажи склонны больше к эффектным фразочкам, нежели к подлинной жестокости. Да, некоторые сцены поставлены любопытно, а Уиллису все еще удается оставаться в форме и демонстрировать пружинистую походку. Но затянутый и сырой сценарий, который жизненно необходимо было переписывать и в котором нет решительно ничего непредсказуемого, ставит на картине Рота жирный крест. Особенно в эпоху героев вышеупомянутого Нисона, которые в первую очередь живые люди, а уже во вторую владеют навыками истребления себе подобных подручными средствами и без оных. В новой «Жажде смерти» нет ни значимых второстепенных персонажей, ни детективной интриги, ни противопоставления зла и добра. Есть только история не очень приятного человека, который возомнил о себе, потом одумался, а потом снова возомнил. Так, знаете ли, можно фильмов десять наштамповать, пока Брюс еще способен держать удар. Другое дело, что зритель еще на первом этапе задумается: а надо ли ему все это, если наличие противопоказаний даже не требует консультации специалиста.
Афишу благовещенских кинотеатров можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии