«В-Лазер», который отработал около 15 лет на нашем рынке, не выдержал соседства в ТРЦ «Острова» сразу с несколькими конкурентами. Когда‑то имевшая три большие торговые точки в столице Приамурья, компания ушла по‑английски, не прощаясь. Благовещенцы, обнаружив закрытый отдел в «Островах», начали интересоваться в мессенджерах, куда исчезла компания, рекламные баннеры которой красуются до сих пор.
— Мы телевизор со смарт-ТВ там купили в январе в рассрочку. Везде за 40 тысяч стояли, у них за 30 взяли, — рассказывает жительница Благовещенска Наталья. — И вот приехали вносить очередной платеж, а магазин в «Островах» закрыт, никакой информации ни в СМИ нет, ни на сайте. Чуть не пролетели с оплатой! Довольны всегда были ценником и возможностью взять аппаратуру в кредит без переплат через их же организацию. И проблем с ремонтом никогда не было, ни разу не отказали. Очень жаль, что закрылся!
Это сейчас у многих амурчан в каждой комнате по телевизору. А во времена СССР в 1975 году каждая четвертая семья не имела «ящика»! Без холодильников жили 39 % ячеек общества! Стиральные и швейные машины отсутствовали почти в 40 процентах семей.
«А у нас купоны остались от крупной покупки — на 5 тысяч! Самое обидное, что ими можно было 100 % за покупку рассчитаться — мы на них мысленно уже вытяжку купили», — сокрушается мама двоих детей Ксения. Кому нести невыплаченные деньги, куда обращаться в случае поломки уже используемой техники, благовещенцы выясняли через сарафанное радио. В справке торговая точка значилась до тех пор, пока с руководством компании не связалась АП.
«Давят рекламой»
Рынок электроники и бытовой техники в Благовещенске перенасыщен, считают сами участники. Расцвет, по воспоминаниям старожил, приходился на 2007 год. Многие мелкие предприниматели свернули бизнес под натиском «чужих». Сейчас в амурской столице работают федеральные гиганты «М-Видео» и «Эльдорадо», а также дальневосточные игроки «Домотехника» и DNS. Последний из приморской компании, собиравшей компьютеры из комплектующих, разросся до российской сети и теперь предлагает весь ассортимент товаров для дома, включая крупную бытовую технику. 30 марта зашла хабаровская компания «ЭНКА-техника» — отдел открылся в торговом центре «Флагман». Как вспоминают бизнесмены, ее корни растут из «Народной компании», которая в 2000‑е работала в Благовещенске на улице Ленина, но ушла из Приамурья (один из собственников НК отделился, создав новый бренд). На рынке амурской столицы из заметных местных игроков остаются «Парад электроники», «Технополис» и «Быт-тех». Конкурировать с крупными сетями становится все тяжелее, признают предприниматели. «Сдай старую технику, получи скидку на новую!», «Нашли в другом магазине товар дешевле? Мы снизим цену прямо на кассе» — известные ритейлеры отвоевывают региональную нишу агрессивной рекламной кампанией. И, как отмечают старожилы амурского рынка, дело не в ценовом демпинге.
— По бизнесу ударил взлетевший курс доллара в 2014 году, который снизил покупательскую способность амурчан, а затем мощная рекламная кампания федеральных брендов. Ценами нас не давят — они у всех практически на одном уровне. Давят рекламой по федеральным телеканалам, мы не можем по таким расценкам размещать такое количество рекламных роликов, — объясняет работающий в этом бизнесе с 1996 года Вячеслав Артемов, владелец сети «Парад электроники», у которой сейчас большие магазины в ТЦ «Амурчанка» и XL. — Народ зомбируется и идет туда. Еще подсаживают на бонусы. Конечно, у них целый холдинг в Москве, здание 20 этажей, а не как у нас — 10 менеджеров сидят и придумывают маркетинговые ходы.
«В-Лазер» отработал в Приамурье 15 лет и внезапно исчез с рынка, не выдержав конкуренции сразу с несколькими компаниями.
Как говорят бизнесмены, акциям нужно доверять не всегда, а получив скидку на одно, можно переплатить за другое. По сути, конкурируют компании за счет сервиса, бонусов и прочих дополнительных услуг.
— У кого‑то подъем на этаж платный, а у нас доставка бесплатная полностью до квартиры. Подключение стиральной машины бесплатное, — отмечает собственник сети магазинов «Парад электроники».
— Когда федеральные сети появились, народ стал идти на бренд, на большие рекламные кампании, акции, — соглашается директор магазина «Технополис» Евгений Безруков. — На данный момент мы можем конкурировать с DNS, «Технопоинтом». Хотя когда они заходили на наш рынок, то выдавали такие цены, что мы даже по этой стоимости купить не могли и чуть ли не в минус уходили, чтобы выставить такой же ценник. Сейчас мы каждую позицию сравниваем по сайту, и видим, что их наценка выросла. То есть теперь потребителю нужно пять раз отмониторить и не идти куда‑то по старой памяти, что там дешево.
За 10 лет число мелких магазинов сократилось в два раза.
Как завоевать место под солнцем
С увеличением курса доллара в 2014 году все товары выросли в цене. Рынок практически просел в три раза, говорит Вячеслав Артемов. А бытовая техника стала дорогим товаром.
— Спрос падает. Доступны еще интернет-магазины, поэтому некоторые заказывают товар из Москвы. Кроме того, везут телефоны и телевизоры с Китая, хотя таких немного, — поясняет владелец сети магазинов «Парад электроники». — Если раньше стиральная машинка 11—12 тысяч рублей стоила и при зарплате даже в 20 тысяч рублей люди брали, то теперь цена средней уже 20 тысяч практически при тех же доходах. Утюги можно было до тысячи рублей купить, за три взять суперутюг, а теперь от двух тысяч ценник начинается. К тому же технику так не меняют, ремонтируют.
С приходом крупных сетей рентабельность бизнеса упала, жалуются амурские предприниматели.
— Вложения в этот бизнес настолько велики, что доходность не дает удовлетворения от этого занятия. Тенденция пошла к самому бюджетному товару. Если раньше люди хотели кондиционер LG, то сейчас, когда они видят, что он стоит 27 тысяч, а китайский аналог ничуть не хуже по дизайну за 10 тысяч 900, то выбирают последний. То же самое и с телевизорами и холодильниками, — подтверждают в «Технополисе».
Чтобы завоевать место под солнцем, местные магазины стараются делать ставку на то, что головной офис рядом, а не за несколько тысяч километров — рассматривать быстрее обращения, оперативно решать проблемы с сервисным обслуживанием техники. Экономика области также выигрывает от работы местных — все налоги идут в наш бюджет, товар возят амурскими организациями, в то время как «чужие» — своими транспортными компаниями.
Ушел, но обещал вернуться
Свой уход руководство «В-Лазера» объясняет не столько неудавшимся соперничеством с крупнейшими сетями, сколько ошибкой с выбором местоположения. Вступать в лобовую конкуренцию в «Островах» нет смысла.
— Если говорить откровенно, то в том месте, где мы находились, расположение оказалось неудачным. Да, ТРЦ — крупнейший в городе, популярный, но когда на 1-м этаже — ДНС и «Домотехника», причем прямо на входе, а мы на 2-м этаже в закутке, в углу… В таких условиях мы свой трафик — клиентов — приводили в чужие магазины. Поэтому было принято решение закрыть отдел, — прокомментировал АП по телефону из Приморья заместитель директора розничной сети «В-Лазер» Артем Шевцов. — Мы сейчас ищем подходящее помещение, и когда определимся, думаю, откроем магазин повторно в Благовещенске.
1,7
миллиарда рублей — на такую сумму амурчане купили мобильников в прошлом году
Безусловно, конкуренция за последние годы выросла и стало тесновато на рынке, признали в компании. «Федеральные сети в принципе не так давно в вашем регионе, и местные игроки всегда держали свою марку и долю рынка. Но когда в одном торговом центре располагается сразу 3—4 отдела с аналогичным товаром, а у нас не лучшее место — с экономической точки зрения это бессмысленное занятие», — объяснил заместитель директора розничной сети «В-Лазер».
За месяц до Благовещенска «В-Лазер» свернул магазин в Тынде. В столице БАМа федеральных игроков нет. По наблюдению местных жителей, компанию выжил DNS. «Область — один логистический куст, и сложно поддерживать Тынду, дальнюю точку, не имея опоры в Благовещенске», — возразил Артем Шевцов. По его словам, в Амурской области у «В-Лазера» было лишь два собственных менеджерских магазина, «в других городах если и открывались точки, то партнеры франчайзи — там экономику считаем не мы». Как стало известно АП из своих источников, с уходом компании из Благовещенска более 20 человек остались без работы.
Вместо техники — отдых в «Океане» и элитных апартаментах Таиланда
Амурчане, которые оформили покупку в рассрочку, кредиту могут вносить плату в магазине-партнере LG в ТЦ «Мечта» на Калинина — Горького. «Кредитный отдел в городе остался. Работаем по режиму магазина. У нас есть база, и мы прозваниваем клиентов, уведомляем. Продолжаем заниматься оформлением денежных займов», — рассказала АП кредитный эксперт микрокредитной компании «ВЛ-Финанс» Софья.
Купоны и бонусы «В-Лазера» сохраняются в течение двух лет, сообщают расстроенным клиентам. «Скидкой и накопленными бонусами покупатели могут воспользоваться, оплатив 100 % стоимости проживания на базе отдыха «Океан» в селе Андреевка в Приморье либо в элитных апартаментах в Таиланде. Можно рассчитаться и за покупку с сайта, но придется оплатить доставку курьером», — уточнили на горячей линии. В администрации компании АП также подтвердили эту информацию.
По вопросам сервисного обслуживания и гарантийного ремонта техники, приобретенной в магазинах «В-Лазер», амурчане могут обращаться в 10 сервисных центров Благовещенска в зависимости от фирмы-производителя. Их список можно найти на сайте. «По брендам, у которых авторизированного сервисного центра в Благовещенске нет, нужно обращаться с заявлением непосредственно в адрес компании — вся информация, адреса указаны на сайте в разделе информации для покупателей», — отметил заместитель директора розничной сети «В-Лазер».
Амурчане купили смартфонов на 1,7 миллиарда рублей
Судя по информации из СМИ, число торговых точек «В-Лазера» снижается. Ранее компания закрыла магазин на Сахалине, а почти год назад «В-Лазер» не стал соперничать с «М-Видео» в самом центре Владивостока, салон которой открылся напротив. Как писали приморские СМИ, группа компаний намерена развиваться в сфере логистики. Напомним, в состав ГК, помимо 60 магазинов бытовой техники в крупных городах Дальнего Востока и Сибири, входят также гипермаркеты, продуктовые супермаркеты, завод «Океан» и еще ряд других направлений.
— Торговля для нас не представляет уже большого интереса. Принято, что в одной стране могут развиваться в этой сфере до пяти брендов. Региональные, как правило, поглощаются, — признавался в интервью ИА PrimaMedia первый вице-президент ГК «В-Лазер» Сергей Митрофанов в мае 2017 года. — Так обстоят дела и в США, и в Японии. Ошибочно думать, что в России все иначе. У нас рынок заняли «М-Видео», «Эльдорадо», DNS и MediaMarkt. В перспективе региональные бренды поглотят, разве что реликтовые останутся: «Сибвез» в Новосибирске, «Домотехника» во Владивостоке, «Народная компания» в Хабаровске.
Бытовая техника стала дорогим товаром.
Большая площадь — дорогая аренда
Расположение в торговых центрах, где помимо нескольких крупных сетей еще и несколько отделов монобрендовой техники, — не вариант для бизнесменов, у которых нет своей площади.
— Когда мы заходили на рынок, у «В-Лазера» была в ТЦ «Мега» тысяча квадратов. И вот пережили его, — рассказал директор магазина «Технополис» Евгений Безруков. — Наше помещение — имущество собственника, если арендовать, то расходная часть именно аренды будет велика. На примере «В-Лазера» видим, что не ошиблись: большая площадь — это большой штат консультантов и дорогая аренда. Мы такой вариант не рассматриваем пока.
До того как в 2011 году «Технополис» открыл розничный магазин-склад в Благовещенске, компания занималась оптовыми продажами техники и имела торговые точки в районах. Сейчас у фирмы магазины в Белогорске, Шимановске, Тамбовке и областном центре. Однако в Серышеве, Углегорске, Константиновке и Свободном их пришлось закрыть.
Ставка на глубинку
Ставку на районы решил сделать серышевский предприниматель Юрий Токарев, который в этом бизнесе с 1993 года. В Приамурье он приехал служить, а после выхода на пенсию тут и остался. Сначала продавал телевизоры и холодильники на благовещенском рынке. Возил технику из Хабаровска, потом из Москвы. Занимался оптовыми продажами и розницей.
«Все, кто хотел торговать быттехникой, почему‑то стремились открывать магазины в Благовещенске. Я сделал по-другому и пошел в районы области — Сковородино, Зею, Свободный, Ерофей Павлович, Екатеринославку, Райчихинск, Новобурейский, — рассказывает владелец сети магазинов «Электромир», у которого сейчас 11 торговых точек в районных центрах и городах Приамурья. — Потихонечку покупали площади (до 2008 года у него был партнер. — Прим. АП).
Основной период становления магазинов пришелся с 1996 по 2002 год. Открыл Юрий Анатольевич две торговых точки и в Благовещенске — на улице Ленина и в «Малом Хуафу». Однако позже ушел из областного центра.
— В 1998 году был дефолт, все обесценилось. Потерял очень много: тогда два вагона телевизоров продали, а купили только один вагон. Я не верил, что доллар так прыгнет. В моем магазине в Благовещенске другие предприниматели скупали технику на все деньги, какие у них были. Доллар был 6 рублей, а за несколько дней стал 18, — вспоминает самые кризисные времена бизнесмен. — Долгие годы в районах было прибыльно работать. Мы продаем всю бытовую технику — от фена до холодильника и водонагревателя. Людям удобнее в своем поселке или городе ее покупать. У нас свой авторизированный сервисный центр для многих брендов, поэтому нам проще на дому ремонтировать те же холодильники. Чем дальше магазин находится, тем сложнее отвозить товар. Репутацию уже имеем, не пытаемся обманывать. Если видим, что заводской брак, то поменяем или вернем деньги, не доводим до судов.
Однако последнее время сельского предпринимателя тоже смещают с рынка — недавно он закрыл магазин в Тынде. «С каждым годом все хуже, оборот падает, прибыль уменьшается, расходы растут. DNS зашел уже и в Сковородино, Белогорск, Свободный, Шимановск, Тынду», — констатирует бизнесмен.
Нынешние скачки валюты закаленного дефолтом военного в запасе не так пугают, как конкуренция крупных игроков.
— Надемся, что рубль не будет сильно обесцениваться. Пока страшного ничего не произошло. Если доллар будет 65—70 рублей, то все продавцы техники поднимут цены. Думаю, повысят на 5—10 процентов. Даже если бренды и есть российские, то комплектующие зарубежные, поэтому техника подорожает вся, — считает Юрий Токарев.
Кстати, обвинения в спекуляции, когда наценка идет на старый товар, представители рынка назвали безосновательной. Дело не в жадности, это закон рынка. Можно какое-то время сдерживать стоимость, но себе в ущерб.
— Как только доллар взметнет, и нам объявят о повышении закупочных цен, стоимость бытовой техники и электроники вынуждены будут увеличить по цепочке все участники. Если старые запасы продавать за цену ниже, а покупать за большую сумму — это уже не бизнес, ведь нам не на что будет закупать продукцию, — пояснили АП в одной из сетей.
DNS держит нишу
В DNS также признают, что с приходом федеральных гигантов конкурировать становится труднее. Однако считают, что свою нишу держат.
— У нас есть система, которая отслеживает ценник конкурентов и автоматически занижает цены, поэтому, бывает, продается товар по себестоимости и даже ниже, — утверждает Артем Обухов, заместитель управляющего магазина DNS гипер в Благовещенске (до ребрендинга «Фрау-Техника»). — Делаем больше упор не на товарное направление, а на продажу услуг, дополнительных гарантий, страховок, сервиса – настройка ноутбуков, телевизоров, телефонов и прочее. За счет этого повышается прибыль. Если ориентироваться по нашему магазину, оборот растет из месяца в месяц и из года в год. Сейчас мы делаем такой же оборот, как в декабре прошлого года. Хотя, по идее, март—апрель считаются месяцами спада.
Высокая конкуренция
Какую долю на рынке уже отвоевали себе федеральные ритейлы, выяснить трудно. Статистику по числу продавцов электроники и быттехники в Приамурье региональные власти не ведут. В администрации Благовещенска также отдельные цифры не выделяют. «Обеспеченность торговыми площадями в областном центре очень высокая, выше норматива более чем в два раза, соответственно, конкуренция большая, и в секторе бытовой техники тенденция сохраняется», — отметила начальник управления по развитию потребительского рынка и услуг Благовещенска Ольга Здункевич. Однако, судя по цифрам, за 10 лет почти в 2 раза сократилось число отдельно стоящих магазинов с этим товаром, что позволяет сделать вывод об уходе с рынка мелких игроков.
Федеральные сети рапортуют об успехах в нашей части страны. В целом продажи магазинов «М. Видео» на Дальнем Востоке за год выросли на 13 %, онлайн-продажи — на 70 %, сообщили АП в компании. Несмотря на отдаленность территории, заверяют, что работу складов и логистических партнеров планируют так, чтобы во всех регионах присутствия своевременно были представлены новинки — от смартфона до стиральной машины.
— Конкуренция на рынке бытовой техники и электроники в регионах Дальнего Востока, действительно, высока — есть сильные локальные игроки, сказывается и близость Китая. Тем не менее наш опыт показывает, что покупателям важны не только цена, но и качество, ассортимент, наличие новинок и высокий уровень сервиса. В этом и заключается преимущество крупных федеральных игроков: «М. Видео» или «Эльдорадо» гарантируют единый уровень обслуживания и ассортимент в магазинах в Москве, Новосибирске или Благовещенске, — прокомментировали в пресс-службе «М. Видео». — Для успешной работы любого ритейлера необходимы единая ИТ-платформа, достаточные логистические мощности, которые позволят быстро доставлять товары, заказанные на сайте, и пополнять полки магазинов, единый уровень сервиса и ассортимент. В «М. Видео» эти процессы уже отлажены. До конца 2018 года мы не исключаем открытие второго магазина в Благовещенске.
«По большому счету, если бы у меня не было побочных видов бизнеса, я бы уже закрылся. Особой прибыли это уже не приносит. Но так как наработаны объемы, получается как в анекдоте про чемодан — и бросить жалко, и нести тяжело», — говорит один из амурских продавцов техники.
Кстати, федеральные ритейлы станут еще крупнее. В конце марта «М. Видео» сообщило о покупке 100 процентов акций конкурирующего «Эльдорадо» за 45,5 миллиарда рублей. Объединенная компания войдет в десятку крупнейших продавцов электроники в мире. Как пишет «Коммерсантъ», бренды «М. Видео» и «Эльдорадо» будут сохранены. Закрыть сделку планируют во втором квартале 2018 года.
Смартфоны подешевели, часы подорожали
Больше всего в прошлом году из бытовой техники и электроники, по данным Амурстата, дорожали часы (цены выросли на 8,8 % по сравнению с 2016 годом — наценили и ручные, и будильники), флешнакопители (8,6 %), миксеры и блендеры (4,3 %). А вот лидером среди подешевевших товаров стали смартфоны — их стоимость упала на 8,6 %. Микроволновки стали доступнее на 5,9 %, цветные телевизоры — на 4,5 %, холодильники — на 2,6 %, компьютеры и ноутбуки — на 2,5—2,3 %.
Кстати, в посткризисный период ситуация была иная — в 2015 и 2016 годах по всей группе наблюдаемых товаров сотрудники статведомства фиксировали увеличение стоимости (исключение составили только смартфоны, которые в 2016‑м упали на 6 %). Смартфоны также держат пальму первенства по объему продаж бытовой техники и электроники в денежном эквиваленте (см. инфографику выше).
«Новая техника ломается не чаще»
С утверждением, что техника стала ломаться быстрее, чем лет 15 назад, бизнесмены не согласны. «Если купить утюг за 1,5 тысячи рублей, то вряд ли он проработает 5—7 лет. А вот если отдавать предпочтение мировым брендам — таким как Philips, Tefal, Moulinex, то их качество не поменялось», — отметил руководитель одной из компаний.
Возрастная категория материалов: 18+
Дело не в том кто кого выдавливает а в том что это за сети к примеру кэшки магниты и другие маркеты иностанной прописке и деньги идут за рубеж вот в чём дело где собака зарыта все фирмы в основном швейцарские поэтому в продуктах и пальмовое масло ГМО в сое она на девяносто восемь процентов ГМО зачем иностранному капиталу РОССИЯ для того что бы через продукты уничтожить население даже в детском питании соя и пальмовое масло
— НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ И КО