Орден за бутылку
Три года назад в редакции газеты «Мое побережье» Ванинского района Хабаровского края раздался звонок. Редактор издания Татьяна Седых — та самая журналистка, которая в 2013 году на пресс-конференции с президентом озвучила Владимиру Путину проблемы своего района, в частности о том, что сотрудники полиции и наркоконтроля ведут себя как местные цари.
— Старожил села Кенада Николай Долганев, волнуясь и сбиваясь, рассказал мне удивительную историю про орден, который попал в руки его племянников Михаила и Александра Коноплевых, — рассказывает Татьяна Седых. — Они железнодорожники, трудятся в ПЧ-18 Высокогорненской дистанции пути. Как-то во время смены к ним подошел незнакомый молодой человек, достал из кармана завернутый в пакет орден Отечественной войны I степени и спросил: «Кому это продать за 500 рэ?» Мол, похмелиться очень надо. Расспрашивать у незнакомца, откуда и почему у него чужая награда, было бесполезно. Поняв, что орден может бесследно исчезнуть неизвестно где и никогда не вернуться к своему законному владельцу, братья решили выкупить его. А орден и орденскую книжку отнесли дяде.
Журналист стала искать владельца награды — Михаила Андриановича Хвостикова и его родственников. Но сделать это было совсем непросто, никаких сведений об этом человеке не было. Поиски орденоносца продолжались два года.
— Шло время. Мы нашли сведения о полных тезках фронтовика из Ульчского района Хабаровского края и Воронежской области. Но Хвостиков, кому принадлежал орден, как в воду канул. Телефонные звонки в различные советы ветеранов не помогали. Бессилен оказался и всесильный интернет, — продолжает Татьяна Седых. — В Центральном архиве Министерства обороны РФ посоветовали передать награду в управление Президента Российской Федерации по государственным наградам. Будучи в Москве, я передала орден и орденскую книжку ветерана. В считаные минуты прямо при мне установили, где проживает ветеран, которого мы два года разыскивали. А спустя некоторое время мне пришло письмо, что награда передана родственникам в село Саскаль Шимановского района Амурской области.
Ни даты рождения, ни даты смерти
Сейчас орден Отечественной войны I степени, которым был награжден Михаил Хвостиков, находится в школьном музее села Саскаль. Им очень дорожит правнучка Михаила Андриановича. В селе живет и внучка ветерана Евгения Хвостикова. Это все, что удалось с точностью установить. Как орден амурского фронтовика всплыл у самой кромки Татарского пролива и что же случилось с солдатом Победы Михаилом Хвостиковым — тайна, покрытая мраком. Как стало известно, ветерана войны задушили в собственном доме. А вот в каком году произошло убийство — опять загадка. Экс-глава села Саскаль Светлана Турбова вспоминает, что в 1995-м. Внучка орденоносца Елена Хвостикова называет более раннюю дату: 1989—1992 годы. На скромной могиле воина на местном погосте нет ни даты рождения, ни даты смерти.
Председатель Шимановской городской ветеранской организации Ольга Зиборова выяснила, что рядовой Михаил Андрианович Хвостиков 1920 года рождения был призван Кумарским районным военкоматом Амурской области 20 февраля 1942 года. Как призналась Ольга Ивановна, в амурском четырехтомнике «Солдаты Победы» нет ни строчки об этом человеке. В двух следующих, готовящихся к публикации томах тоже никаких данных. Нет о нем ничего и в других книгах памяти.
— Так получилось, что в свое время данные о Михаиле Андриановиче не предоставили ни родственники, ни сельсовет, ни совет ветеранов села, — говорит Ольга Зиборова. — Его брат попал в летопись, но он жил в Шимановске, а о Михаиле мы, к сожалению, не знали.
Убийцы не найдены
Бывшая глава села Саскаль Светлана Турбова тоже не знала, что у Михаила Хвостикова был орден Отечественной войны I степени.
— Мы все об этом узнали, когда награда вернулась в село, — вспоминает Светлана Александровна. — Хотя Михаила Андриановича я очень хорошо знала, знала, что он воевал, был контужен. У него одна рука не двигалась. После войны вернулся в родное село Ново-Кумарку, что в шести километрах от села Саскаль. Работал в совхозе директором зернового двора. В деревне его уважали, человек он работящий был, крепкий. На зерновом дворе всегда порядок. О войне никогда не говорил, не кичился тем, что воевал, никаких особых льгот себе не требовал. Жил тихо, скромно и скрытно, держал большое хозяйство. Два сына было у него. Старший женился на неблагополучной женщине. У той двое детей. Семья пьющая. Мы постоянно разбирали их на комиссии, вызывали и на товарищеский суд. Да все без толку. Сам дед Хвостиков тоже выпивал, но он всегда работал. Работал до закрытия совхоза в начале 90-х. Когда предприятие расформировали, Хвостиков переехал в Саскаль, где ему дали жилье в двухквартирном доме.
Вскоре жена Михаила Андриановича умерла. Единственное предприятие, кормившее село, закрылось, работы нет, средств к существованию тоже. Некогда большое и процветающее село стало спиваться и деградировать. А у деда — большая фронтовая пенсия. По словам Светланы Турбовой, к фронтовику постоянно захаживала приемная внучка. Однажды Михаила Хвостикова нашли в доме мертвым.
На фото Михаил Андрианович Хвостиков – в верхнем ряду второй справа.
— Не помню, когда это случилось, вроде в 1995 году, — продолжает бывший председатель Саскалинского сельсовета. — Михаила Хвостикова нашли привязанным к стулу. Он был задушен. Видимо, его пытали, деньги с него выколачивали на выпивку. В доме все перевернуто вверх дном. Украдены деньги, ценные вещи, ружье. Надо сказать, что милиция спустя рукава отнеслась к циничному убийству. По следам определяли, кто был в доме, кто прыгал через забор. По делу проходили и родственники. Кого ночью мог бы дед пустить к себе в дом? А вот посадить — никого не посадили. Не нашли виноватых, не доказали, и дело прикрыли. Хотя все село догадывалось, кто это сделал и кто навел своих дружков-собутыльников на квартиру.
Как рассказывает нынешняя глава села Татьяна Порохова, некоторых фигурантов того громкого дела уже нет в живых. Один покончил жизнь самоубийством, другой умер от передозировки. Да и у остальных печальная судьба. Вскоре после этой трагедии один за другим ушли на тот свет и сыновья ветерана. История поросла быльем. А через двадцать лет орден деда всплыл в Хабаровском крае. Еще через два года вернулся в амурскую глубинку.
«Под огнем противника держал связь»
Скупые строчки о героизме амурчанина Михаила Хвостикова удалось найти на сайте «Подвиг народа», где собраны документы о подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной войны. О Михаиле Андриановиче здесь имеются две записи. Согласно одной, орден Отечественной войны он получил накануне 40-летнего юбилея со Дня Победы — в апреле 1985 года.
Другая запись свидетельствует о мужестве нашего земляка, воевавшего в 156-м гвардейском стрелковом полку 51-й гвардейской стрелковой дивизии Второго Прибалтийского фронта. В 1943 году его наградили особо уважаемой среди фронтовиков медалью — «За отвагу». Ведь ее вручали исключительно за личную храбрость, проявленную в бою. Как следует из приказа о награждении, сержант Михаил Хвостиков «во время наступательных боев 10 ноября 1943 года под огнем противника держал связь между штабом батальона и ротами, бесперебойно 5 раз устранял повреждения на линии».
9 мая солдат Победы Михаил Хвостиков снова встал в строй. Фотографию прадеда в «Бессмертном полку» несла его внучка.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии