Черные копатели срезают целые сопки, валят деревья, а местность покрывается сетью карьеров и котлованов.
По законам феодализма
Впервые уголовное дело против черных копателей было возбуждено ровно год назад, однако история, пожалуй, насчитывает десятилетия. Впервые об этом явлении стало известно в 90-х годах прошлого века, когда нелегальщина всех видов переживала бурный расцвет. Райчихинск не остался в стороне, тем более что градообразующее предприятие «Дальвостуголь» переживало непростые времена. Рабочим не платили зарплату, а город стоит на месторождении.
Тут и там появлялись небольшие бригады, которые копали помаленьку, торговали потихоньку. Начинали с продажи угля местному населению. Небольшие микрогрузовички курсировали между селами, сбывали уголек пенсионерам по сходной цене. Бизнес был хоть и нелегальный, но до поры достаточно скромный. Надо полагать, что правоохранители и местные власти о нелегалах знали, но закрывали глаза из сочувствия. Время такое было — всем приходилось выживать. Да и в масштабах отрасли объемы производства теневиков выглядели мелочью.
Со временем ситуация кардинально изменилась. Сегодня так называемая частная угледобыча — это почти отрасль экономики. На вооружении частников серьезные экскаваторы, бульдозеры, грузовики. Объемы добычи также заметно выросли. Нужно отдать должное, часть теневиков перешла на легальное положение. Сегодня это уже вполне законопослушные представители бизнес-сообщества, индивидуальные предприниматели, обладатели необходимых лицензий. Они платят налоги и работают под контролем многочисленных надзорных структур.
Однако время черных копателей окончательно не прошло. Причем есть такие, кто, мягко говоря, совсем берегов не чувствует. В правовом современном государстве живет по законам феодализма. У них собственная конституция, личное природоохранное законодательство, российские недра считают исключительно личной собственностью.
Бешеное давление на следствие
Год назад, прошлой весной, в ряде региональных СМИ прошла информация об уголовном деле против черных копателей. В центре внимания оказались ООО «Угле-сбыт» и ИП Чугунов. На первый взгляд вполне легальные предприятия, которые обеспечивают углем, внимание — значительную часть Райчихинска, Новобурейского и другие населенные пункты Приамурья. То есть реализуют уголь многочисленным котельным в промышленных объемах, при этом само происхождение топлива уже тогда вызывало определенные вопросы.
Десятки тысяч тонн угля ежегодно добывают нелегальные угледобытчики Райчихинска.
Базу «чернокопателей» брали шумно, с применением спецназа. Теневиков поймали с поличным, прямо в процессе добычи очередной партии сырья. Тут же изъяли строительную технику, а по сути — орудие преступления. Нелегалы прочно обосновались на так называемых Дармаканских отрогах в окрестностях города угольщиков. Чужие туда не суются, сферы влияния давно поделены. Даже легальные угледобытчики не рискуют браться за освоение этой территории. Видимо, себе дороже.
Казалось бы, все факты очевидны, остается наказать виновных и навести порядок. Увы, но дальше начинается самое интересное. Расследование переходит в ОВД Райчихинска, возбуждается уголовное дело по части 1 статьи 171 УК РФ (незаконное предпринимательство с крупным размером дохода). Улики, обличающие доказательства — все есть. Остается довести дело до суда.
Однако как только следователи райчихинской полиции берутся за дело, на руководство горотдела начинается бешеное давление. В течение прошлого года полиция Райчихинска пережила 7 инспекторских проверок со стороны вышестоящего областного УМВД. Дело откровенно волокитится. По данным «Амурской правды», начальник райчихинской полиции вынужден покинуть свой пост и теперь готовится к увольнению.
Прошел год, но уголовное дело так и не продвинулось, фигуранты не просто на свободе, они спокойно продолжают свое черное дело. Грубо говоря, делают что хотят и никого не боятся.
Волокита по тяжкой статье
В феврале нынешнего года история безнаказанности выходит на новый виток. В центре внимания практически те же люди, близкие к ИП Чугунов. В ходе очередной спецоперации черных копателей берут также в процессе активной деятельности — как говорится, на месте преступления. Вновь изымается рабочая техника.
Экскаватор, который работал даже под арестом, сегодня вновь под охраной. Надолго ли?
По ходу дела выясняется просто потрясающий факт — уголек черпает экскаватор, арестованный еще весной прошлого года. Кто-то не придумал ничего лучшего, как во время следствия вернуть фигурантам уголовного дела орудие преступления. Это примерно как человеку, обвиняемому в убийстве, дать пистолет, которым он уже убил ближнего. Вору, ожидающему суд, вернуть отмычки и так далее.
В этот раз райчихинская полиция, единожды обжегшись, не спешит возбуждать очередное уголовное дело. Ситуация меняется только после вмешательства прокуратуры. По настоянию этого надзорного ведомства возбуждается уголовное дело по части 4 статьи 158 УК РФ (кража в особо крупном размере). Статья, что называется, тяжкая, но, кажется, дело вновь начинает увязать в волоките. Во всяком случае, источник «Амурской правды» уверенно сообщает — на Дармаканских отрогах опять кипит ударный труд.
Причем масштабы уже на уровне крупного угледобывающего предприятия. Срезаются целые сопки, валятся деревья, местность покрывается сетью карьеров и котлованов.
«Пережог» оплатит потребитель
Теперь о схемах. Спрос рождает предложение. Теневая угледобыча, очевидно, могла сойти на нет без заинтересованности конечного потребителя. Котельные частных предприятий, а также муниципальные фабрики тепла, арендованные частными компаниями, охотно берут черное топливо у нелегалов. Берут, несмотря на очевидно низкое качество. Калорийность такого угля не превышает 1200 — 1500 гигакалорий. Зато цена соответствующая — 600 — 800 рублей за тонну. Очень дешево, но экономией средств дело не ограничивается.
Базу «чернокопателей» брали шумно, с применением спецназа.
При защите будущего тарифа на тепло в управлении цен и тарифов за основу берется высококачественный уголь, цена которого на уровне 2000 рублей за тонну. То есть потребитель оплачивает высококачественный уголь, а в топку котельной идет более дешевый аналог.
Но и это еще не все. Отдельные теплоснабжающие организации имеют права на субсидии из областного бюджета за так называемый «пережог». Суть следующая — уголь низкого качества не может обеспечить населенный пункт достаточным количеством тепла. Котельным приходится жечь его больше нормативных объемов. Вот эти излишки и вынужден оплачивать областной бюджет, а точнее, мы с вами — налогоплательщики.
Любопытная деталь — один из покупателей угля у Чугунова, а именно ООО «ЖКХ- Ресурс-Райчихинский» сейчас в стадии банкротства. В отношении руководства возбуждено и расследуется уголовное дело за невыплату зарплаты. И это несмотря на сверхприбыли и полученные бюджетные субсидии за «пережоги».
«Амурская правда» направила запросы в управление УМВД России по Амурской области и региональную прокуратуру с просьбой прокомментировать ситуацию. Издание также продолжает следить за развитием событий.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии