Бенсон и Мурхед не первый день работают в соавторстве. В их общем резюме значатся вполне проходные ужастики типа ленты «З/Л/О», а также триллер «Ломка», сюжет которого местами позаимствован для «Паранормального». Название это, кстати, снова придумано отечественными прокатчиками. Видимо, в безумной надежде привлечь поклонников франшизы «Паранормальное явление». Они же старательно заверяли публику, что речь идет о фильме ужасов. Это, конечно, не так. Хоррор здесь если и присутствует, то в качестве аккуратных отсылок к разного рода «Звонкам» и «Синистерам». Испугаться можно разве что при виде одного висельника, да и тот оказывается скорее комическим инструментом для развития сюжета. На деле кино называется The Endless, и в этом есть четкий двойной смысл. Потому что на втором часе собственного хронометража история действительно начинает казаться бесконечной — не в плюс себе. Хотя основная задумка была достаточно оригинальной, ведь начинается картина с видеозаписи, предвещающей именно конец. Пленку по почте получают два брата, когда-то совершившие отчаянный побег из общины сектантов и с тех пор работающие в клининговой компании за доширак. Старший стойко переносит тяготы свободного плавания и тиранизирует младшего, которому отсутствие жизненных перспектив кажется не менее отвратительным, чем дешевая еда. Мечты о вкусной и здоровой пище берут верх, и Джастин и Аарон (да, парочка решила прописать в сюжете свои реальные имена) отправляются в путь — навестить бывших «соплеменников» перед тем, как те покинут то ли лагерь, то ли подлунный мир вообще.
Бенсон и Мурхед старательно давят на безграничный инфантилизм обоих персонажей, чтобы не возвращать к покинутому семейному очагу самостоятельных и самодостаточных людей.
Постановщики никуда не спешат. Главные герои успевают по очереди поплакаться психологу, который ободряюще высказывается в том духе, что избавляться от сектантского прошлого им придется всю жизнь. Еще братьям удается полежать на травке, глядя в облака — это превентивная мера, ведь вскоре поводы поднимать очи к небесам начнут сыпаться один за другим. Затем следует занудная сцена в автомобиле, который по всем правилам жанра пару раз продемонстрируют сверху. Родственнички в очередной раз покажут зрителю, что между ними все не ладно, а старший к тому же запрещает младшему садиться за руль, чем оскорбляет его истинные мальчишеские чувства. Бенсон и Мурхед вообще старательно давят на безграничный инфантилизм обоих персонажей, чтобы не возвращать к покинутому семейному очагу самостоятельных и самодостаточных людей. Дело в том, что там, в коммуне «Аркадия», за сколько-то там лет ничего не изменилось. Все те же странноватые персоны маются все той же общественно бесполезной дурью, и даже выглядят все не так, как должны в сорок с лишним лет. Из нового — только сорта пива, которым сектанты бесплатно потчуют друг друга и за деньги — всех прочих американцев, потому что жить на что-то нужно. Выясняется, что во время побега один брат наговорил другому (а потом и всем заинтересовавшимся СМИ) массу небылиц, подорвав нехитрую экономику «Аркадии». В общем, грядет большая ссора и разлука, в ходе которой все станет понятно. Ну, почти все.
Способность выполнять сразу несколько функций — дело хорошее, когда речь идет о съемках низкобюджетного кино. Но это отнюдь не означает, что нужно было затыкать собой все дыры в смете. К примеру, решение сыграть главные роли оказалось крайне неудачным. В итоге Аарон выглядит как деревенский дурачок, запудрить мозги которому можно за 15 минут — в концовке сценарий постарается объяснить нам, что все не совсем так, но будет поздно. Джастину вроде как приходится тащить на себе двойную ответственность, но на деле он предстает локальным деспотом, чьи диктаторские замашки распространились на подданных в количестве одна штука. Пока вокруг нет тайн и загадок, это выглядит как стандартный артхаус, сделанный кривыми руками. Но та часть «паранормального», которая про паранормальное, подразумевает некий экшен — а братья продолжают глупо улыбаться и хлопать глазами, даже оказавшись под дулом пистолета. Причудливо изменяющаяся реальность (а это в фильме сделано действительно интересно) нисколько не влияет как на главных, так и на второстепенных героев. Одним требуется всего лишь еще один побег, другим вообще есть дело только до продаж пива. Гораздо больше любопытства вызывают вставные персонажи, которым предоставили немного пространства, и они успешно им распоряжаются. Заигрывая с понятием временных петель, Бенсон и Мурхед даже не пытаются вникнуть в их суть. И если на создание атмосферы это работает идеально, то первому плану основательно вредит. Зрителю непросто поверить в настоящую опасность, потому как в том, что вообще происходит, начинает разбираться ближе к четвертой четверти.
Публика по инерции ждет напряжения в духе «Детей кукурузы», тем более что на эту экранизацию Стивена Кинга здесь есть одна из самых явственных аллюзий. В итоге ожидания остаются ожиданиями.
Зато постановщики, которые зачем-то вбили себе в голову, что располагают материалом на два часа экранного времени, позволяют персонажам устраивать одни и те же беседы на одни и те же темы, вводят в сюжет каких-то бесполезных фокусников с картами и беспрестанно напоминают про пиво. От всего этого зрителю хочется осатанеть и выйти на воздух, потому что первым во временную петлю попадает именно он — и в ней не происходит ровным счетом ничего примечательного. Персонажи то пускаются в сексуальные намеки, то спорят, кто будет спать на нижнем ярусе, то в подробностях обсуждают свои банальные хобби. Было бы неплохо разбавлять сюжет подобными вещами, а не пытаться создать из них огромный кусок истории — и это при том, что актерская игра большинства исполнителей оставляет желать лучшего, со сценарием тоже проблемы, а потому перед нами далеко не тарантиновские диалоги, ценные сами по себе. Обитатели «Аркадии» настолько нарочито бесконфликтны, что от них начинает тошнить гораздо быстрее, чем это понимают создатели фильма. Публика по инерции ждет от «Паранормального» напряжения в духе «Детей кукурузы», тем более что на эту экранизацию Стивена Кинга здесь есть одна из самых явственных аллюзий. В итоге ожидания остаются ожиданиями, а могущественное и пугающее существо предпочитает оставаться за пределами человеческого восприятия, общаясь с персонажами главным образом при помощи полароидных фотокарточек.
Самое же прискорбное, что и люди не особенно стремятся разобраться в происходящем, ограничиваясь дурацкой формулой, начертанной мелом на доске, а также чередой диалогов на тему «Почему мы никогда не поймем Высший Разум». Слепота остается слепотой. Вместо того, чтобы познавать, герои предпочитают сверкать пятками, попутно признаваясь друг другу в любви. Вероятно, братья, вернувшись в коммуну, получили достаточно сильный пинок, чтобы подняться по карьерной лестнице до уровня парикмахера или официанта. Другое дело, что их будущее и даже настоящее интересны зрителю еще меньше, чем прошлое. Выходит, что попытка рассказать интересно о том, что со вчерашним днем нужно прощаться несколько более основательно, нежели мы привыкли, привела к всеобщей сонливости. И в этот тихий омут лишь изредка падают камни, способные хотя бы создать круги на воде, не говоря уж о пробуждении чертей. Писатель Говард Лавкрафт, которого Бенсон и Мурхед радостно цитируют в самом начале (а заодно и предупреждают зрителя о том, что ему не будет страшно), вероятно, оценил бы это кино по достоинству. Но даже у него, известного зануды, чудовища жили не только внутри человеческой психики. А для будущего развития карьеры паре режиссеров-многостаночников не мешало бы как минимум перестать так активно повторять самих себя.
Афишу благовещенских кинотеатров смотрите ЗДЕСЬ.
Добавить комментарий
Комментарии