«Элизабет Слоун — самый востребованный и рисковый лоббист и самая сексуальная акула политического бизнеса США», пишут в официальной аннотации к фильму, заставляя читателя заблаговременно покрываться мурашками. На самом деле главная героиня — акула скорее самая несчастная: однажды сделав выбор в пользу карьеры, она с головой уходит в этот самый политический бизнес, используя в качестве отдушины услуги смазливых молодых людей из службы эскорта и таблетки, состав которых нам неизвестен — но что-то подсказывает, что это не аскорбиновая кислота. Мисс Слоун полностью погружена в работу, она не знает ни сочувствия к противникам, ни жалости к изменникам, и к тому же абсолютно лишена желания прислушиваться к каким бы то ни было авторитетам. Наняв эту «железную леди», нужно просто сесть в уголке и в ужасе хвататься за голову от предпринятых ею неожиданных ходов. Чтобы мы увидели это воочию, в сюжете есть персонаж Марка Стронга, привычно исполняющего роль осторожного мужчины, знающего цену словам и делам. Человек по имени Родольфо Шмидт вроде бы умеет перепрыгивать с камушка на камушек через бурную реку политической конкуренции, но как только в команде появляется Слоун, отходит на задний план до тех самых пор, пока не приходит время произнести важные слова об увольнении. Остальной коллектив за пришлого лидера тоже заступаться не спешит.
Британец Мэддон может похвастаться опытом в самых разных жанрах (а также номинацией на «Оскар» за «Влюблённого Шекспира»), и в «Опасной игре Слоун» он строит не столько политический триллер, сколько драму, которую то и дело тянет обзавестись приставкой «мело». Фильм вообще создаёт ощущение биографического — вот только Элизабет Слоун придумал сценарист-дебютант Джонатан Перера. Сюжет в своё время угодил в пятёрку лучших невостребованных сценариев Голливуда, но на серьёзные награды не потянул: слишком сильной была конкуренция. Тем не менее, Джессике Честейн удаётся воплотить на экране живого человека, который отказался от многого и оказался перед необходимостью осознать, стоила ли цель потраченных средств. Главная героиня, главным козырем которой является незаурядная способность к нестандартному мышлению, никому в жилетку не плачется: профессия обязывает сохранять лицо, держать удар и время от времени принимать очередную таблетку в кабинке туалета. Окружающие тоже не спешат проявлять эмпатию — Элизабет Слоун не то что бы классическая стерва, но и в приятели её записать не выйдет, не говоря уж об участии в посиделках в баре после трудного рабочего дня. Над головой «акулы» развевается гордое знамя собственной репутации, и на каждую попытку нанести ей урон владелица реагирует особенно остро.
Мэддон снял кино, которому не повезло оказаться среди очень похожих проектов — но снял с желанием быть в числе достойных претендентов
В центр конфликта автор сценария поставил достаточно насущную тему, чтобы фильм мог заинтересовать зрителя не только в пределах США — хотя перед нами, естественно, предельно американское кино. Слоун и её команда лоббируют законопроект, который ограничивает свободный доступ граждан к огнестрельному оружию: легендарная вторая поправка в итоге заставляет главную героиню прибегнуть к пятой. Тема злободневная, споры вокруг неё ведутся очень давно. Благодаря этому в сценарии нетрудно прописать антагонистов — с лобби производителей и торговцев оружием возьмётся бороться не каждый. Нанятая Шмидтом мини-армия ограничена в ресурсах и полезных связях, переубеждать политиков приходится любыми доступными методами: в ход идут незаконная слежка, шантаж и старая добрая игра на чувствах, которая в итоге приводит к непредсказуемым и пугающим результатам. Мисс Слоун, которую трудно обвинить в отсутвии мотивации, в концовке объясняет свой запал банальными и неимоверно пафосными доводами, а пока в зале заседаний вытирают слёзы, наносит ещё один сокрушительный удар. Это позволяет картине выглядеть оригинально: героиня, которая ставит на кон всё, чтобы доказать не свою невиновность, а правоту дела, не может не вызывать уважения. Да, в её итоговое раскаяние трудно поверить. Но от нас этого и не требуют.
Сценарист Перера, конечно, пока далеко не Аарон Соркин, поэтому ему не до конца удаётся сделать из на 90 процентов диалогового сюжета чудо, которое могло бы снискать восторг критиков. И всё-таки зрительские оценки достаточно высоки, чтобы не называть «Опасную игру Слоун» проходной лентой — опыт режиссёра и несколько достойных актёрских работ помогли проекту не попасть в список громких провалов. Конечно, главная героиня временами очень сильно напоминает доктора Грегори Хауса в юбке, а второстепенным персонажам слишком очевидно отводят роль шахматных фигур, но главное остаётся главным: Мэддон избежал соблазна сделать кино про сильную женщину, которая украдкой утирает слезы по вечерам. Мисс Слоун не из таких: в наиболее напряжённую минуту она демонстрирует неудержимую ярость, но даже в этот момент её сознание работает над следующим ходом в игре. Тем, кто угодил в одну лодку с этой личностью, приходится принять новые правила, даже если они подразумевают полное наплевательство на все моральные принципы, утверждённые ранее. И в итоге даже тем, кто видел в главной героине исключительно карьеризм, бескомпромиссность и полное отсутствие гуманных настроений, приходится начать уважать её за силу, а впоследствии и за слабость.
Не стоит забывать и о том, что речь идёт в первую очередь о поле боя, на котором не бывает стопроцентных побед: противникам приходится поочерёдно отступать и атаковать, рассчитывая на успех в отдельно взятых точках маршрута. Честейн в этом отношении актриса гениальная: её персонаж гораздо больше настроен на конкретную драку, нежели на некий окончательный триумф. Мисс Слоун не боится ни общественного порицания, ни публичного позора: иногда помощь приходит оттуда, откуда её вообще не приходится ждать. Именно поэтому «Опасная игра» остаётся любопытной в течение всего своего немаленького хронометража: зрителю вроде бы всё понятно с той, кто находится в центре событий, но то, как эти события будут развиваться и какова в этом роль одной-единственной женщины, остаётся интригой до самого конца. Мэддон снял кино, которому не повезло оказаться среди очень похожих проектов — но снял с желанием быть в числе достойных претендентов. До российского зрителя фильм добирался целых два года и снова угодил в конкуренцию, с которой не так уж просто справляться. Может быть, это даже пойдёт «Опасной игре Слоун» в плюс. В расписании кинотеатров на сегодняшний день это едва ли не лучший выбор.
Добавить комментарий
Комментарии