Первый фильм 1987-го года до сих пор остаётся в звании культового, сиквел 1990-го — продолжением на уровне, а вот более поздние неуклюжие слияния с миром «Чужих» основательно подпортили франшизе репутацию. Попытка Роберта Родригеса внести свою лепту тоже оказалась неоднозначной. Спасать аттракцион доверили Шейну Блэку: человеку, который не раз оказывался в карьерном тупике. Постановщик вернулся в обойму успешных кинематографистов, сделав «Железного человека 3»: и когда ему выдали солидный бюджет на нового «Хищника», не стал изменять себе. Получилось приземлённо, но любопытно.
Предыдущим проектом Блэка были «Славные парни», в которых он помог Райану Гослингу и Расселу Кроу раскрыть в себе недюжинный комедийный дар — фильм недооценили, но развесёлый настрой режиссёра от этого не угас. Ещё по трейлерам «Хищника» было понятно, что пафосные войны представителей двух гуманоидных рас остались в джунглях конца прошлого века.
Нельзя не обратить внимание на то, что постановщик хорошо знал матчасть: в картине 1987 года он под руководством Джона МакТирнана сыграл одного из спецназовцев, вступивших в сражение с инопланетным охотником за головами. Почти через 30 лет Блэк взял управление в собственные руки и вознамерился показать миру, что, во-первых, один из самых известных киношных монстров всё ещё способен навести шороху на планете Земля, а во-вторых, об этом совсем необязательно рассказывать на серьёзных щах.
В первых же кадрах с инопланетянина сдувают не только пыль, но и ореол загадочности, которая в первых двух картинах была обусловлена скорее производственными, нежели творческими соображениями. Теперь с рисованием пришельцев проблем нет, поэтому первое, что видит зритель — это космические пространства и корабли, совершающие гипепространственные прыжки. Гадать, с какого перепугу Хищники гоняются друг за дружкой вместо того, чтобы собирать кровавые трофеи, не стоит: всё расскажут и покажут. Тут же на сцену выходит главный герой: бравый солдат Куинн МакКенна, специалист по устранению плохих парней.
За этим занятием его и застаёт инопланетянин, совершая жёсткую посадку. Герой тырит из капсулы всё, что способен унести, «чтобы были доказательства», вступает в первую стычку с Хищником и теряет всех боевых товарищей. Ничего: скоро сценаристы подсунут ему новых в виде отряда психопатов, которых заносит в сюжет прямиком из соответствующего медучреждения. Параллельно придурковатые и крайне безалаберные сотрудники спецслужб при поддержке умалишённых учёных пытаются взять у впавшего в беспамятство пришельца анализы. Оно, конечно, просыпается, крошит всех в капусту (в смысле визуальной жестокости Блэк не подкачал) и бежит забирать похищенные вещички.
По непостижимому стечению обстоятельств они оказываются в руках сына МакКенны: аутиста, которого задирают в школе, не понимая, что имеют дело с носителем самого мощного интеллекта в окрестностях. В смысле, в окрестностях планетарного масштаба. Девушка-учёный чудом выживает в лаборатории и присоединяется к команде психопатов. Прилетает Хищник побольше. Заваривается такая каша, что её уже ничем невозможно испортить — любая ахинея воспринимается как удачный ход, потому как ещё до середины фильма становится очевидно: покупали билеты на фантастический триллер, а смотрим комедию, лишённую всяческих тормозов. Создателям «Хищника» никого особенно не жалко, безликие солдафоны и важные для сюжета персонажи гибнут регулярно и красочно, как в каком-нибудь «Дэдпуле». Выживших это, в принципе, не расстраивает.
Блэк размахивает кистью, делая на холсте собственного производства жирнющие мазки: не до деталей, уместить бы все заготовленные шуточки в хронометраж. Все эти уставшие жёны, плохо воспитанные одноклассники, комичные руководители спецопераций и прочие статисты на самом деле никому не нужны: просто хоть какие-то традиции приходится соблюдать. Зато практически от каждой фразы, которыми щедро обмениваются ребята из наспех сколоченного главным героем боевого подразделения, в зале происходит небольшой атомный взрыв хохота.
Даже скабрезности Блэк умело сервирует: фирменный стиль из него, похоже, не в силах вышибить ни один продюсер во вселенной. Да, говорит он, по-настоящему знаменитые актёры подписали контракты с кем-то другим — поначалу рассчитывали заманить Бенисио Дель Торо, но и тот в итоге предпочёл воздержаться. Обращались к Арнольду Шварценеггеру с предложением возродить Голландца из первой части хотя бы в коротком эпизоде.
Экс-губернатор сослался на «Терминатора», хотя всем сразу стало понятно, что Арни просто хотел снова оказаться в центре событий, а не довольствоваться статусом запасного козыря, который Блэк с радостью разменял бы ради пущего веселья. Одного из персонажей, правда, сыграл пребывающий в кризисе Томас Джейн — но зато как! Остальные тоже попали на свои места — в том числе и Алфи Аллен, сумевший не произвести впечатление осовремененного Теона Грейджоя из «Игры престолов».
Каноны рассыпаются в пыль один за другим. Инопланетяне, от которых зритель по привычке ждёт коварства и скрытности, прут напролом, то ли уворачиваясь от пуль земных противников, то ли просто не желая умирать во цвете лет. Знаменитая невидимость используется как попало, маскировку то кровью зальёт, то случайным выстрелом нарушит. Представители нашей планеты, в свою очередь, не отстают: обмазывания грязью и прочие уловки уже не в моде, тем более что и Хищники свои врождённые тепловизоры включают от силы два раза, чтобы напомнить, что таковые имеются.
Блэк доводит повествование до абсурда. Парни Голландца в первой части и герой-одиночка Харриган во второй не щадили животов своих, чтобы спасти человечество от злобной и безжалостной твари, склонной к весьма негуманным развлечениям. МакКенна и его соратники по психоанализу сами выглядят не лучше инопланетных гостей: главному герою, к примеру, ничего не стоит застрелить человека на глазах собственного ребёнка-младшеклассника, да ещё и сопроводить это циничной репризой.
Остальные не сильно лучше: у большинства земных персонажей этого фильма не то что руки в крови — скорее, они могут принимать ванны из пролитой жизненно важной жидкости. Остальные этому потакают, потому что национальные интересы и вообще наркобароны разбушевались. Хотя бы близкая к здравомыслию мотивация тоже отсутствует — с пришельцами всё гораздо понятнее. Особенно под конец, когда дело всё же доходит до старой доброй песенки про «они пришли отнять у нас планету».
Блэк, конечно, не до конца enfant terrible, поэтому есть в новом «Хищнике» и дань уважения предшественникам, и принцип «сам погибай, а товарища выручай», и пара акций в защиту аутистов, и даже что-то там про джентльменское отношение мужчины к женщине. Чего нет — так это американских гимнов и прочего пафоса а-ля «День независимости»: даже в концовке, которая изо всех сил старается переодеть франшизу в яркие трико нового комикса.
Фильм не производит тягостного впечатления, потому что его авторы не задавались целью войти в историю мирового кинематографа: они всего лишь ухватились за предоставленную возможность повалять дурака на большой сцене — благо, сегодня это в моде.
Первопроходцы ставили перед героями сверхзадачу: победить универсальную машину-убийцу, наделённую очень ограниченным набором слабых мест. Их поиск занимал львиную долю сюжета, в конце все хлопали смертельно уставшему триумфатору. Блэк перевёл неземных чудищ в одну плоскость с людьми — не понадобились ни танки, ни истребители, ни прочие нацгвардейские навороты. С моралью здесь туговато: ну, надо любить своих детей и не расстраивать супругу, а стать лучше хотят даже самые распоследние Хищники, да и благородство в них не отсутствует, а просто дремлет.
Так что не стоит ждать философских рассуждений на тему близких контактов третьего вида: лучше просто смотреть сквозь 3D-очки, как энтропия берёт своё. Картинка и правда удалась — даже с учётом того, что героев перманентно окружает тёмная ночь.
Давно не смотрела кино в кино, и ещё б столько же не смотрела. Моего любимого персонажа превратили в.. Слов нет. Кстати, кровищи можно и побольше, если уж рисуете рейтинг 18+. И вообще шла с настроем на супер экшн, а тут.. Ну красиво мигают, угу. А патриотическая музыка?! Режиссёр явно мнит себя стендапером, вместе со сценаристом. Полная фигня!
— Мария Мурашко