Долгая дорога на восток
Авиаперелеты для Амурской области — вопрос стратегический. В нашем случае все слишком далеко и долго. Люди, стоявшие у истоков создания Благовещенского аэропорта, не просто наладили полноценное авиасообщение — они связали Дальний Восток со всей страной. Сделали его ближе и доступнее.
Молодой фронтовик, морской военный летчик и морской пехотинец Михаил Орлов, кажется, оказался в числе основателей неслучайно. Сама судьба привела коренного украинца в Амурскую область. Причем его долгая дорога на восток началась под Сталинградом, в тяжелых боях на Волге, после тяжелого ранения.
— 7 июля 1941 года я в числе других первокурсников Запорожского машиностроительного института был призван в ряды Красной армии и направлен в Мелитопольскую военную авиационную школу, которая готовила штурманов воздушных судов — стрелков-бомбардиров. Когда в середине июля 1941 года возникла угроза захвата немцами Запорожья, было принято решение эвакуировать авиашколу в Новоузенск Саратовской области. Тяжелая обстановка в стране и на фронте прервала учебу. В апреле 1942‑го нас, курсантов авиашколы, направили на Калининский фронт для пополнения 75‑й морской стрелковой бригады. Попав из авиации в пехоту, мы, курсанты одной эскадрильи, попросили зачислить нас в роту автоматчиков. Вскоре бригада была переформирована в 27‑ю гвардейскую стрелковую дивизию, которую перебросили на Сталинградский фронт, — это строки из письма Михаила Ароновича, которое хранится в «Амурской правде».
70
лет Михаил Аронович был связан с авиацией
В этом письме морской пехотинец Михаил Орлов вспоминает небо, черное от немецких бомбардировщиков, и разрушенную цитадель на Волге. Он оказался в самом пекле Сталинградской битвы уже через два дня после ее официального начала — 19 июля 1942 года. Его эшелон был беспощадно разбомблен фашистами сразу по прибытии на станцию Фролово. Здесь же первые потери и движение на передовую, навстречу потокам раненых. Подразделение Михаила Орлова бросили под немецкие танки, которые совершили опасный прорыв советской обороны. Уже в первые дни кровопролитных боев этот человек понял смысл выражения «стоять насмерть».
29 октября он тяжелораненый был отправлен в тыл и почти весь следующий год провел на госпитальных койках. После выздоровления не усидел, не успокоился. Получил направление в школу летчиков Военно-морского флота. Ускоренный курс обучения — и новое назначение на Дальний Восток. В качестве летчика 48‑го отдельного морского авиаполка совершил пять боевых вылетов во время войны с Японией.
Разговор на одном языке
Михаил Аронович начал работать в Благовещенском аэропорту в 1949 году. Пять лет назад его не стало, но имя этого замечательного человека до сих пор прочно ассоциируется с работой воздушной гавани. Он не просто возглавлял ее долгие годы, но с поста рядового авиадиспетчера дошел до директорского кресла. Знал досконально каждый нюанс, понимал все процессы и мог разговаривать с каждым рядовым сотрудником на одном языке.
Больше всего на свете военный летчик любил смотреть в небо — чистое от немецких бомбардировщиков.
Говорят, дверь его рабочего кабинета практически не закрывалась. Люди шли непрерывным потоком, обращались по любому вопросу, не боясь получить отказ. Михаил Орлов не чурался вникать даже в личные проблемы каждого подчиненного. В каждом видел человека и уже потом — должностное лицо и коллегу. Многие традиции, которыми живет сегодня Благовещенский аэропорт, заложены Михаилом Ароновичем Орловым.
Больше всего на свете бывший морской пехотинец и военный летчик любил смотреть в небо — родное и мирное, чистое от немецких бомбардировщиков.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии