Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский

Опт дороже розницы

С мая в Амурской области начался рост цен на автомобильное топливо. В сентябре, по данным Амурстата, в среднем стоимость бензина на областных заправках достигла 43,23 рубля, дизельного топлива — 45,68 рубля. С начала года топливо подорожало на 3,6 и 2 рубля соответственно. При этом в октябре, по данным областного правительства, рост цен продолжился. Такая же ситуация наблюдается и в других регионах страны.

— Для повышения есть две причины, — считает президент Амурского топливного союза Павел Филипченко. — Во-первых, рост акцизов на топливо. А во‑вторых, постоянный дефицит топлива на рынке Дальнего Востока, который складывается из‑за того, что выгоднее сегодня отправлять сырую нефть и нефтепродукты за границу, на экспорт.

Причем на топливном рынке сейчас сложилась парадоксальная ситуация: биржевая и мелкооптовая цена выше той, по которой бензин и дизель продаются в розницу на АЗС. Так, в октябре в Амурской области мелкооптовая стоимость бензина выросла в среднем на 5%, а зимнего дизельного топлива — на 6,3%. Розничная цена бензина увеличилась от 1,6 до 3,4%, дизеля — на 4%.

Мелкие АЗС оказались на грани разорения

Как сообщили «Амурской правде» в Амурском топливном союзе, 30 октября на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже цена бензина АИ-92 достигла 44 рублей за литр, дизельного топлива — 57,50 рубля. Наценка на литр бензина в розничной торговле составляет около 6 рублей. То есть, по расчетам специалистов, на амурских АЗС бензин и дизель должны подорожать до 50 и 63,5 рубля соответственно. Но, несмотря на то что биржевая и мелкооптовая стоимость нефтепродуктов растет, автозаправки стараются сдерживать цены для потребителей. На АЗС «Роснефти» и «ННК — Амурнефтепродукт» цены не менялись с 30 мая.

— Вертикально интегрированные компании — то есть те, у которых есть своя добыча, переработка и сбытовая структура, — держат цены на заправках. Но свои убытки они могут перекрывать доходами от экспорта, — считает Павел Филипченко.

Весной в России произошел резкий рост цен на бензин. После этого Правительство РФ снизило стоимость акцизов, а также договорилось с нефтяниками о том, что они будут держать цены на топливо на уровне 30 мая. По данным Росстата, это в 12 раз замедлило рост цен.

Малый и средний бизнес же оказался на грани банкротства. Независимые АЗС вынуждены либо продавать топливо дешевле, чем купили, чтобы удержать клиентов, либо повышать цены. По подсчетам союза, сейчас в области работают более 100 небольших независимых заправок, которые пытаются выжить.

— Для нас сейчас очень важно, чтобы не было паники на этом рынке. Вы видите, что в других регионах ситуация настолько плоха, что это ведет к банкротству небольших заправок. И это для нас тоже большая проблема. Не во всех территориях, особенно удаленных, есть крупные игроки типа НК «Альянс». И если обанкротятся маленькие компании, будет очень сложно, — прокомментировал ситуацию губернатор Приамурья Василий Орлов.

Крупные предприятия несут потери

Наряду с АЗС рост цен затронул и крупные компании, которые покупают дизельное топливо в больших объемах по оптовой цене.

— На нас рост цен уже сказался. Выросла себестоимость нашей продукции. Точно еще не считали, но за год примерно до 20 миллионов мы точно потеряли, — прокомментировала генеральный директор АО «Димское» Людмила Валова. — К тому же у сельхозпроизводителей и так год был тяжелый. Ладно, мы нормальный урожай получили, а там, где поля затопило, представьте, какая у них себестоимость продукции будет! В конечном итоге прибыль предприятий будет ниже, а это скажется на зарплатах и будет меньше капитальных вложений.

В других регионах ситуация настолько плоха, что ведет к банкротству небольших заправок. 

Потери подсчитывают и золотодобытчики. По словам гендиректора прииска «Соловьевский» Федора Сидорова, прибыль предприятия из‑за роста цен на дизель снизилась на 200 миллионов рублей по сравнению с 2017 годом.

— Прииск, конечно, пострадал, как и любое другое предприятие, как и любой гражданин. Последнее дизтопливо покупаем по 70 рублей за килограмм (мы покупаем в килограммах, потому что оно при разной температуре имеет разный объем), — отметил он. — Все это влияет на себестоимость продукции и скажется на развитии производства. Раз прибыль снизилась на 200 миллионов, значит, эти миллионы не будут куда‑то направлены.

Дойдет до потребителей

Как отмечают специалисты, в итоге рост цен на бензин отра­зится и на рядовых амурчанах, даже если они не имеют машины. Возросшие транспортные расходы в итоге будут заложены в цену продуктов, а также других товаров и услуг.

— В прошлом году мы платили 1 500 за доставку угля машиной. В этом году стоимость подняли до 1 800 рублей. Как нам объяснил водитель, грузовик работает на дизтопливе, которое подскочило в цене, — рассказала жительница села Грибского Благовещенского района Мария Мурашко. — Мало того, уголь также подорожал! На 300 рублей за тонну. Зарплаты при этом не растут.

Правительство Амурской области в ближайшее время планирует обсудить ситуацию с ростом цен на нефтепродукты с представителями силовых ведомств и антимонопольной службы.

Дмитрий Медведев пригрозил нефтяникам

29 октября премьер-министр России Дмитрий Медведев потребовал от Минэнерго РФ и вице-премьера Дмитрия Козака провести в ближайшие два дня переговоры с нефтяными компаниями. Как подчеркнул глава правительства, либо будет принято соглашение о том, что цены на топливо на внутреннем рынке расти не будут, либо он введет запретительные пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов.

Впрочем, эти меры эксперты оценивают неоднозначно.

— Такое ручное регулирование не известно как в конце концов повернется. Предложение по ограничению экспорта кажется разумным, но есть вопросы. Проблема с топливом — системная, дефицит на Дальнем Востоке — из года в год, постоянный. Мне кажется, не получится одним решением выправить ситуацию, — отметил Павел Филипченко.

Госдума в свою очередь предлагает ввести государственное регулирование цен на нефтепродукты. «Я считаю, что решать проблему административными методами невозможно, — прокомментировал эту инициативу Федор Сидоров. — Просто приказать, чтобы цены были маленькими, нельзя. Я не верю, что это может сработать в условиях рыночной экономики. Должны быть рыночные механизмы».

МНЕНИЕ

Василий Орлов, губернатор Амурской области:

— В целом эта проблема серьезная, ведь в конечном итоге за повышение цен на топливо заплатит потребитель. Мы с вами заплатим в магазинах за булку хлеба и палку колбасы. Поэтому решать вопрос нужно комплексно и на всех уровнях. Говорить, что мы гарантированно снизим цены на топливо, конечно, нельзя. Но по крайней мере спекулятивного роста мы постараемся не допустить. Постараемся эту ситуацию взять под контроль.

Возрастная категория материалов: 18+