Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский

Магическая цифра девять

— В Белогорске мы впервые встретились с хорошими друзьями Сережи. Настолько они открытые, внимательные и добрые. Подарки собрали моей дочери Лене и внукам. После открытия ФОКа мы сходили с ними в кафе, в которое они часто заходили с Сережей, рядом с его домом. Подошел к нам хозяин кафе и спрашивает: «Почему вы именно за этот стол сели?» Один из Сережиных друзей ему отвечает: родители выбрали. А владелец заведения говорит: «Вы знаете, Сергей за два дня до гибели был в этом кафе, сидел за этим столом, именно на том месте, где сейчас сидит папа Александр. Я обратила на номер столика — девять. Одно время я увлекалась нумерологией. Когда складывала дату рождения Сергея и дату его гибели, получалась цифра 9.

В Белогорске все люди добрые, отзывчивые. Не зря, наверно, говорят о нем: «город вежливых людей». Вы знаете, я как будто раскололась надвое: половина меня там, в Белогорске, а половина дома, в Волжском. Виделась по приезде с директором нашей кадетской школы, где с 2013 года мы выплачиваем лучшему выпускнику премию в 10 тысяч рублей памяти Сережи. Директор пригласил нас на межрегиональный слет, посвященный дню памяти Сергея, хотят узнать о поездке.

«По этим коридорам ходил Сережа»

— 8 ноября мы побывали в военной части, где служил Сережа. Нас повезли на полигон, мы просили об этом. Там нас с мужем встретил замполит бригады, немного пообщались. Нам показали место, где разорвалась граната. Место, конечно, уже полностью сровняли с землей. Рядом сделали другой окоп, теперь солдаты тут на учебе бросают гранаты. Потом поехали в часть. На входе у стелы в честь нашего героя положили корзину гвоздик и букет, подаренный мэром Белогорска Станиславом Мелюковым на открытии ФОКа. В части пробыли совсем мало, нас провели в комнату отдыха. Я шла по части с мыслью: по этим коридорам ходил Сережа. Потом на улице я увидела бывшего замполита бригады, который при Сереже был. Он видел нас, но не подошел.

7 ноября в Белогорске открылся физкультурно-оздоровительный комплекс имени Героя России Сергея Солнечникова. На торжественную церемонию мэрия пригласила Зою и Александра Солнечниковых. На следующий день супруги передали в краеведческий музей статуэтку сына, уменьшенную копию памятника «Родина-мать зовет!», которую комбат всегда возил с собой со студенческих пор

Спас девочку от смерти

— В первый раз Сережа спас человека в 14 лет. Сергей поступал в Ахтубинскую кадетскую школу-интернат, мы с ним, Леной (ей тогда семь лет было) и мужем возвращались со вступительных экзаменов и по дороге домой заехали к нашим знакомым, они жили в селе Пологое Займище. Пошли на реку поплавать вместе с их шестилетней дочкой Машей. Наши волжские реки чем коварны: дно у них песчаное и по весне воронкой в них вымывает ямы. Дети прыгали-прыгали — вроде мелко, а потом Маша прыгнула и попала в ямку, у нее лишь нос торчал из воды. Муж сказал тихо, чтобы не напугать ее, Маша тонет. Сергей был в воде. Я ему, тоже негромко, говорю: «Помоги, она тонет». Он услышал, сначала побежал по воде, а потом поплыл и вытащил ее из воронки.

Комбат Солнце о Белогорске

— В 2003 году Сережа окончил Кемеровское высшее военное командное училище связи, его сразу распределили в Екатеринославку. Туда он приехал в сентябре спустя шесть суток на поезде. Это был первый его визит на Дальний Восток. Сережа сказал, что растительность в Екатеринославке похожа на алтайскую, зелени много. Единственное, гор нет, как на Алтае. Туда сын часто ездил гостить к родственникам. Год Сережа прослужил в Екатеринославке и переехал в Белогорск, в воинскую часть 53 790. Амурский город он всегда сравнивал с Волгоградом. Когда домой приезжал, ехал на площадь или в парк погулять, говорил: «Даже у нас в Белогорске все настолько развито, много нового построилось, улицы чистые, а тут все еще серое».

Деньги на стелу в память о Сергее, установленную у входа в часть, помогли собрать жители Амурской области.

Мелания Александровна Солнечникова

— У нас растет внук Сергей Александрович, ему пять лет. Это сын нашей Лены и Саши Жидкова, хорошего друга Сережи, сослуживца по белогорской части. Хотели, конечно, чтобы фамилия была у него такая же, Солнечников, но пожалели родителей зятя. Все‑таки продолжатель рода.

Саша и Лена заочно познакомились задолго до гибели Сережи. Через него, когда он звонил домой, передавали друг другу приветы. Первая их встреча состоялась на программе Андрея Малахова «Пусть говорят», посвященной подвигу Сергея. Съемки проходили в начале апреля. После записи передачи Саша пожил у нас несколько дней до отлета в Москву (ему не смогли быстро купить билет), а в мае приехал к нам в Волжский, так и остался.

Воспитываю внучку, Меланию Александровну Солнечникову. Дать девочке нашу фамилию захотела Лена, а папа согласился. Сказал, она все равно фамилию менять будет. Мелании исполнилось полгода.

Я пыталась позвонить маме Максима Журавлева, узнать, как сложилась его судьба, но номер всегда недоступен, а сами они не звонили.

О Максиме Журавлеве

— Журавлевы ни разу нам не позвонили. Только на передаче Малахова мы видели его маму и бабушку. Это все. Я нашла в телефоне Сергея номер мамы Максима. Его телефонная книга почти вся была забита номерами родителей солдат. Я пыталась позвонить ей, но номер всегда недоступен. Хотела узнать, как Максим себя чувствует, как сложилась его жизнь. Наверное, три месяца точно пыталась. А потом Лена просто взяла и удалила этот номер и все остальные. Говорит, больше тебе это не нужно. Потом в соцсетях кто‑то спросил: а как же сложилась судьба того солдата? И ему кто‑то ответил: у него все хорошо, все в шоколаде.

Мне не надо говорить «спасибо», но хотя бы один раз позвонить или эсэмэску написать: «Да, у нас все хорошо, все сложилось». Одно время хотела написать в военкомат Магдагачи, оттуда Максим призывался, попросить, чтоб узнали, как сложилась его жизнь. Но потом подумала: зачем лишние беспокойства и воспоминания тем военно­служащим, тому военкомату. Нет — значит нет.

«Солдаты — дети офицера»

— Петр Крапивин, директор Ахтубинской кадетской школы, где учился Сережа, однажды спросил меня: «Как бы ты поступила на месте сына?» Я ответила: «Честно, если бы речь шла о моих детях, не задумываясь кинулась сразу, а если чужие, солдаты, то боролась между двумя чувствами — либо впала в ступор и не знала, что делать, либо накрыла гранату собой. А он говорит: «Вы, гражданские, совсем по‑другому мыслите. Солдаты — это дети офицера. Поэтому Сергей принял такое решение».

Подвиг комбата Солнце 

Командир батальона связи 54‑й бригады Сергей Солнечников погиб 28 марта 2012 года на полигоне в Белогорске. Во время занятий по огневой подготовке 19‑летний срочник Максим Журавлев неудачно бросил гранату, которая отрикошетила в сторону батальона. Комбат Солнце, так называли Сергея в части, оттолкнул растерявшегося солдата, накрыл собой гранату и ценой собственной жизни спас бойцов. Через полтора часа офицер умер на операционном столе от полученных ранений, несовместимых с жизнью: разрыв селезенки и печени, осколочные ранения сердца и легких. За героизм, мужество и самоотверженность при исполнении воинского долга ему посмертно присвоено звание Героя России. Сергея похоронили в родном городе Волжском.

 


Комбат Солнце в материалах АП

  1. О совершенном в Приамурье подвиге комбата Солнечникова сняли фильм. Видео
  2. Марка с портретом майора Сергея Солнечникова выпущена в России
  3. Стела имени Солнце: в Белогорске открыли мемориал памяти майора Солнечникова
  4. Вечная память тебе, комбат! 
  5. После Солнечникова служить трудно
  6. Солнечников нашего времени
  7. Майору Солнечникову посмертно дали Героя России
  8. Строительство белогорского комплекса Солнечникова тормозит недофинансирование

Возрастная категория материалов: 18+