Перформанс — скандал, а не чудо
Стены подвала в историческом здании краеведческого музея в Благовещенске художники Ассоциации творческих работников Амурской области под картинную галерею приспособили в 2016 году. Здесь же проходили поэтические вечера, перформансы, лектории, желающие рисовали с натуры. За два года состоялось более десятка выставок с посылом на современное искусство, которые посетила не одна тысяча горожан. Как показала практика, одной из последних кто-то остался недоволен — в работе авторов Черноок зритель увидел нарушение закона.
Открытие авторской выставки творческого дуэта брата и сестры «Чё» прошло 10 ноября. Самым запоминающимся, как выяснилось, стал перформанс «Новогоднее чудо», для воплощения которого использовались гирлянда, оружие и кляп. Увиденное вызвало неоднозначное «вау»: одни поражались смелости перформанса, другие никакой идеи в действе не усмотрели. А третьи просто написали комментарии на форумах, увидев в современном искусстве признаки экстремизма, нарушение толерантности и еще некоторых статей российского законодательства.
— Сегодня у меня состоялся долгий и серьезный разговор с директором музея. Она поведала мне о том, что поступила жалоба на мою работу «Новогоднее чудо». Сие творение являет собой инсталляцию, состоящую из бедолаги с заклеенным ртом, он закован в наручники, обмотан гирляндами. Его надзиратель — вооруженный, клюквенно одетый засранец. Рядом стоят три пустые бутылки из-под горячительного. И я думал, что концепция проста как 3 рубля, легковесна и не требует пояснений. Но не все так просто. В работе углядели экстремизм, призыв к насилию, терроризму, неуместное использование оружия в экспозиции на фоне событий в Керчи (орфография и пунктуация сохранены. — Прим. ред.), — ввел в курс ситуации в социальных сетях Антон Черноок, не став раскрывать идею перформанса.
Пояснить то, что хотели сказать работой, которая оказалась скандальной, корреспонденту «Амурской правды» не смогла и Антонина. «До нас донесли информацию, что подвал закрылся и мероприятий проводить не будут. То, как трактуют наш перформанс — это все необоснованно. Оружие было ненастоящее. Как нам казалось, посыл инсталляции был очевиден», — сказала она.
Возобновлению подлежит
Директор Амурского областного краеведческого музея Елена Пастухова корреспонденту АП причину разбирательств подтвердила. Действительно, нарекания вызвало открытие выставки, а также в целом подход к ее организации. По мнению Елены Пастуховой, кураторам помещения стоило более строго подходить к отбору работ, от чего, по ее мнению, организаторы отстранились.
— Фрагмент инсталляции вызвал много вопросов у общественности. Я поняла главное: руководители ассоциации самоустранились и никакой помощи методической, профессиональной, партнерской не оказывали. Перформанс — это в большей степени детская шалость. Конечно, они не ставили экстремистских намерений, но эгоизм по отношению к обществу, считаю, недопустим. Полагаю, ассоциации нужно изменить систему работы — обсуждать выставки, знать, о чем они. Настало время все-таки задуматься о созидательной роли и с точки зрения интересных решений, может быть гротескных, но не примитивных, — озвучила свою позицию Елена Пастухова.
Директор музея отметила, что за два года работы с художниками «подвал» стал центром определенного самовыражения и самопредставления. «За это время было много всего интересного — выставки, гости. Все это вызывало интерес и у молодежной аудитории, и у средств массовой информации. Индивидуальное самопредставление, которое невозможно показать в других залах здания, у них было», — отметила Елена Пастухова.
По ее словам, возобновление работы «Подвала-04» возможно, но при другом подходе к организации выставок и других мероприятий. Эти вопросы она согласна обсудить. «Думаю, должно пройти время, после чего мы готовы рассмотреть дальнейшее сотрудничество», — прокомментировала президент областной Ассоциации творческих работников Анна Максименко.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии