Мечта о палеомузее
В 90-х годах прошлого века планы на гектары в центре города были грандиозные. Здесь должна была расположиться большая трехэтажная инженерная лаборатория. В просторный и приспособленный корпус Институт геологии и природопользования ДВО РАН мечтал перевезти разбросанное по разным помещениям города аналитическое оборудование. Аналогов их приборам, по заверениям ученых, нет ни в нашем регионе, ни в Хабаровском крае. По задумке руководства, рядом мог бы вырасти палеонтологический музей. Одно из направлений института — динозавровое, прославившее Приамурье на весь мир. Находки гения современности палеонтолога Юрия Болотского негде выставлять.
— У нас лежит 10—12 скелетов, которые мы бы могли экспонировать. Рядом могла бы расположиться палеонтологическая лаборатория с открытым залом для посещений. Условно — двухэтажное здание с крылом, в котором могли бы пастись динозавры, — рассказал в интервью ГТРК «Амур» директор Института геологии и природопользования ДВО РАН Андрей Сорокин.
Мечте достроить лабораторию уже 23 года — именно столько заморожено строительство.
Этой мечте уже 23 года — именно столько заморожено строительство. «Почему оно перестало строиться? Не хватило финансирования. С того момента мы неоднократно пытались реанимировать этот процесс», — объясняет Андрей Анатольевич. Институт посылал заявки к владельцам объекта, которыми в разные годы была Академия наук, Федеральное агентство научных организаций. Ни одна из них не была удовлетворена. По словам Андрея Сорокина, сейчас вопрос о судьбе недостроя решается в Министерстве высшего образования и науки РФ — это нынешний собственник.
— Часть департаментов, которые имеют отношение к науке, говорят, что надо достраивать. Потому что больше такой возможности собрать наши научные подразделения в одном квартале не будет. Сейчас на достройку необходимо 1,5 миллиарда рублей. Через год или через два на это здание потребуется уже 2 миллиарда. Мы ждем решения министра высшего образования и науки Михаила Котюкова, — резюмирует Андрей Сорокин. «Амурская правда» обратилась с запросом в федеральное ведомство о судьбе недостроя, но ответа пока не получила.
Время не терпит
Один из вариантов решения вопроса, предложенный владельцам, — передать участок Амурской области. У института нет ни проекта лаборатории, ни финансов — только надежды. По данным региональной инспекции государственного строительного надзора, восстанавливать здание уже нет смысла.
Из «Заключения по техническому обследованию инженерно-лабораторного корпуса АмурНЦ ДВО РАН», 2005 год: «…конструкции и узлы сопряжения конструктивных элементов каркаса находятся в недопустимом и ограниченно годном состоянии. Остаточная стоимость здания составляет около 28 миллионов рублей. Учитывая, что стоимость демонтажа около 30% конструкций и восстановления каркаса, а также эксплуатационных свойств элементов и узлов будет сопоставима, а может и превышать остаточную стоимость построенного объема, восстановление здания нецелесообразно».
3
гектара — площадь участка в центре города, которая пустует почти четверть века
Перспективы выделения финансов иллюзорные. Почти за четверть века собственники так и не нашли средств на консервацию недостроя, которую необходимо провести в течение полугода с момента заморозки стройки. Надзорные органы неоднократно направляли институту предписания. Эксперты высказывают опасения, что объект незавершенного строительства уже давно угрожает людям.
«В инспекцию администрацией Благовещенска ранее было направлено обращение от жителей города об опасности, которую несет объект незавершенного строительства в связи с тем, что на его территорию проникают подростки», — следует из ответа инспекции Гостройнадзора по Амурской области на запрос АП.
Культурное наследие в беде
Институт геологии и природопользования ДВО РАН также владеет полномочиями на оперативное управление двумя старинными постройками в Благовещенске — это здание бывшего окружного суда и бывшие торговые ряды «Мавритания». Оба — объекты культурного наследия. И оба тоже в плачевном состоянии.
Долгострой опасен для горожан — там постоянно собираются подростки.
— Мы по ним проводили работу, давали предписания к реконструкции, реставрации, капитальному ремонту. Были вынуждены обратиться в суд, потому что работы не сделаны. Институт был оштрафован. Для приведения в порядок объектов культурного наследия требуются определенные процедуры: разработка проектно-сметной документации, проведение государственной историко-культурной экспертизы и так далее. Это долгие и дорогостоящие процедуры. Вся проблема в отсутствии у организации денег, — прокомментировал замначальника Госинспекции по охране объектов культурного наследия Амурской области Андрей Кролевецкий.
По данным надзорных органов, Институт геологии и природопользования ДВО РАН обращается к собственникам по этим вопросам, но не получает положительного отклика. «По поводу «Мавритании» мы выдавали предписание в 2015 году. Уже тогда здание считалось неблагополучным. За три года разработан только проект», — подводит итог Андрей Кролевецкий.
Такое большое здание не будет загружено лабораторными анализами. Горные породы — это не скоропортящиеся вещества. На анализы можно отправлять хоть в Москву.
— Гость181218 (гость)Еще один такой де недострой на Мухина Игнатьевское шоссе. Митинги шли против строительства в 90х. Построили.
— Светлана Горячева (гость)