— Людмила Сергеевна, что даст Благовещенску режим свободного порта?
— Прежде всего свободный порт дает налоговые преференции и другие послабления для инвесторов и предпринимателей, которые ведут свою деятельность в Благовещенске. Благовещенск — это административный центр, крупный город на границе с Китаем, здесь сосредоточено много предпринимателей. Поэтому мы считаем, что такой режим может быть здесь применен. Тем более, что режим порта покрывает всю территорию муниципального образования и любой предприниматель города может им воспользоваться.
— Кто может стать резидентом свободного порта? И какие требования есть к проектам?
— Любой предприниматель может стать резидентом. Обязательное условие — его проект должен быть новым. Бизнес, который уже осуществляется, под режим не попадает. Но если предприниматель решил изменить вид деятельности, зайти с новым проектом — это можно. Этот новый проект должен отличаться по виду экономической деятельности.
Например, какое‑то предприятие решит произвести модернизацию цеха для производства нового вида продукции, тогда для этой новой части оно может воспользоваться преференциями свободного порта. Подать заявку, стать резидентом и получить преференции на модернизацию конкретного цеха. Еще одно условие: сумма инвестиций в проект должна быть не ниже 5 миллионов рублей в течение трех лет.
— Какие заявки уже поступили, что предлагают развивать в Благовещенске?
— Мы сейчас делаем подборку инвестиционных проектов, которые могли бы поучаствовать в заявке. Находимся в плотном взаимодействии с администрацией города по этому вопросу, собираем предпринимательское сообщество, объясняем, в чем плюсы режима порта, и предлагаем подавать заявку потенциального резидента, чтобы в будущем в ускоренном порядке получить статус. Поэтому для нас важно, чтобы это были именно проекты, а не прожекты, чтобы предприниматели были готовы подать свою заявку, как только мы получим этот режим.
Есть крупные масштабные проекты свыше одного миллиарда рублей. Якорным может стать проект канатной дороги. Есть проекты строительной отрасли — производство различных материалов. Потенциальные резиденты больше тяготеют к производственным проектам. И это хорошо, что мы стимулируем именно такие проекты. Есть проект фармацевтического производства. У нас работает компания, которая производит биологические добавки. Она планирует расширяться.
— Какую деятельность можно вести в свободном порту?
— Практически все сферы деятельности разрешены. Кроме производства подакцизных товаров, но разрешено производство автомобилей, мотоциклов, моторных масел, топлива. Запрещена добыча нефти и природного газа, административная, финансовая и страховая деятельность. В целом может применяться большой спектр, даже торговля.
Но необходимо отметить, что существуют некоторые исключения из правил. Торговля оптовая и розничная, за исключением реализации товаров, произведенных резидентом Свободного порта Владивосток на территории Свободного порта Владивосток, выступает видом деятельности, на которые не предоставляются меры государственной поддержки, и предприниматель не сможет воспользоваться возможными преференциями.
Людмила Старкова:
«Мы будем стараться уже в январе подать заявку на получение статуса свободного порта. Проведены предварительные обсуждения по этому вопросу с Минвостокразвития, оно ждет нашу заявку. На первом этапе необходимо получить первичное согласование, затем должна пройти корректировка федерального закона, который даст разрешение на расширение этого права на своей территории».
— Торговые компании могут стать резидентами, но льготами пользоваться не смогут? Зачем им тогда стремиться в порт?
— Они смогут получить земельный участок в аренду без торгов. Это тоже неплохой ресурс. Сейчас очень сложно получить земельный участок, тем более в Благовещенске. Если торговые компании смогут доказать перспективность своего проекта, то они тоже смогут стать резидентами.
— Вы изучали опыт Владивостока. Какие проекты в этом городе понравились больше всего, что мы могли бы взять за пример?
— Во Владивостоке режим действует достаточно давно, и он покрывает несколько муниципальных образований. У них много резидентов — больше ста. И сказать, что какой‑то принцип соблюдается или выделяются какие‑то виды деятельности, мы не можем. Много специфичных для Владивостока предприятий, ведь это портовый город. Там развиваются и торговые направления, и производственные, потому что идет много строительства.
— Режим свободного порта наверняка привлек во Владивосток крупные компании с мировым именем.
— Во Владивостоке есть компания Sollers — крупный концерн по производству автомобилей. Работает вьетнамская компания в сфере сельского хозяйства. Конечно, такой режим однозначно будет привлекать крупные иностранные компании. Создается здоровая конкурентная среда.
— У нас рядом Китай. Мы рассчитываем привлечь китайские компании?
— Китайская сторона всегда интересуется нашим регионом. Мы знаем это по опыту ТОР. Интерес очень высок, особенно к таким территориям с преференциальным режимом. В федеральном законодательстве нет запретов. Надо понимать, что такие режимы предполагают обязательную регистрацию юрлица на территории РФ, а именно на территории Свободного порта Владивосток. Это не будет ведением бизнеса из заграницы, они должны будут работать на таких же условиях, как и российские предприниматели. Регистрировать свой бизнес иностранные компании должны будут в Благовещенске.
— Что получат обычные жители города от того, что Благовещенск станет частью свободного порта?
— Новые и более качественные услуги — придут крупные инвесторы с абсолютно новым качеством производства, местные предприятия получат возможность расширения линейки производства. Мы получим достаточно высокий уровень товаров. Это на первоначальной стадии.
После того как резиденты пройдут этап получения преференциальных льгот, это, грубо говоря, после первой пятилетки, мы начнем получать налоговые поступления. Это дополнительные поступления в казну города, которые позволяют нам формировать доходную, а затем и расходную базу бюджета на те направления, которые больше всего востребованы у населения. Это социальные направления, коммунальные расходы, все, что связано с реконструкцией и строительством новых объектов. Это дополнительная возможность у администрации создавать нужные населению города объекты.
По опыту Владивостока могу сказать, что практически 80 % резидентов — малый и средний бизнес. А это основа, которая формирует экономику города.
— Чем свободный порт отличается от ТОР?
— Территория опережающего развития охватывает небольшую территорию, определенную замкнутыми границами кадастровых кварталов и земельных участков. В то время как Свободный порт Владивосток покрывает муниципальное образование полностью и действует на всей его территории. Таким образом, режимом свободного порта может воспользоваться большее число участников. Для бизнеса и инвесторов это открывает больше возможностей. Льготы у свободного порта и ТОР практически одинаковые. Это льготы по налогу на прибыль: на 5 лет нулевое освобождение, последующие пять лет — снижение почти на 50%. Льготы по налогу на имущество: в течение пяти лет полностью освобождение, в течение последующих пяти лет — снижение на 50%. Пониженные ставки на земельный налог и режим свободной таможенной зоны применяется в обоих случаях.
Предоставление земли для реализации проекта предполагается и в свободном порту, и в ТОР на 70 лет. Немного отличается механизм, процедура предоставления этого ресурса.
Существенное отличие между портом и ТОР — инфраструктура. Если в территории опережающего развития предполагается возможность создания инфраструктуры для реализации инвестиционного проекта за счет бюджетных средств, то режим свободного порта не предполагает этого — инфраструктуру резидент создает себе самостоятельно.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии