Роман рассказывает о классической семье, состоящей из врача Луиса Крида, его супруги Рейчел и двоих детей — Элли и Гаджа. Они переезжают в свежекупленный просторный дом в городке Ладлоу, в котором все хорошо. Только вот по дороге с ревом проносятся многотонные грузовики, а в соседнем лесочке находится древнее индейское кладбище, по которому гуляет не самый дружелюбный дух. Книга написана в те дивные годы, когда Кинг умело нагромождал поверх конкретной идеи горы ширпотреба вроде оживших покойников или младенцев-убийц, в результате оставались довольны все категории читателей. «Кладбище» написано под воздействием вполне реальных событий, которые случились или могли случиться с семьей автора, и в нем красной линией проходит ужас родителя перед потерей ребенка — на этом фоне существенно проигрывают и зомби, и индейские боги, и прочая мистическая ерунда. Режиссеры Кевин Колш и Деннис Уидмайер явно понимали, в чем заключается основная причина успеха книги, но помнили и о том, что продюсеры заказывали им фильм ужасов, а не психологическую драму. Пришлось браться за ножницы и как следует обрабатывать текст, подгоняя его под жанр, и обрекать свое творение на многочисленные комментарии в духе «книга лучше».
Кот по кличке Черч, которого так любит Элли, изначально не выглядит как исчадие ада.
Поначалу все идет неплохо. Фильм не тратит времени на пространные объяснения, но своей простотой подачи не раздражает даже тех, кто знает роман наизусть. В роли Луиса отметился Джейсон Кларк, который по традиции очень старается, но почему-то все равно всем своим видом намекает на вероятный провал затеи. Джон Литгоу как нельзя лучше подходит на роль Джада Кранделла, нового соседа Кридов. Этот персонаж нужен в первую очередь для того, чтобы напомнить, куда именно ведут вымощенные благими намерениями дороги. Кот по кличке Черч, которого так любит Элли, изначально не выглядит как исчадие ада, за что создателям фильма отдельное спасибо. Впрочем, одна из главных проблем экранного «Кладбища» тоже быстро проявляет себя: парочке режиссеров явно и мучительно не хочется выходить за пределы четырех стен, что само по себе странно. Сюжет буквально заталкивает персонажей в ограниченное пространство, город состоит из двух расположенных по соседству домов, которые время от времени навещают какие-то странные и никому не знакомые люди, чтобы отпраздновать чей-нибудь день рождения. Даже легендарное двухуровневое кладбище, которым можно было закрыть половину «пугательных» потребностей проекта, показывают наспех и без особенного погружения в детали.
Новшества тоже вызывают вопросы. Трейлер хвастался таинственным культом, который местные детишки устроили вокруг погоста для любимцев. И в итоге оказывается, что школьникам просто нечем себя развлечь, а потому процессия в масках животных входит в кадр, чтобы незамедлительно исчезнуть навсегда. Этот бессмысленный ход не придает происходящему на экране загадочности, зато отбирает у Джада часть законной значимости. Действие следует по четко расписанному маршруту, поэтому любые флешбеки из него вываливаются, и ими стараются не злоупотребять. В результате полновесная история превращается в предельно облегченный эпизод, в котором даже самое страшное событие изменили ровно настолько, чтобы самый маленький Крид остался в живых. Герои едва успевают поспорить насчет того, стоит ли говорить друг другу правду о смерти, как оказывается, что ей пора вступать в игру. Ужасающий дух Вендиго, который и у Кинга-то все время оставался в сторонке, в фильме вообще уехал в командировку. А потому и погибший студент, который является Криду-старшему, чтобы предупредить об опасности, становится очередным зомби, а не посланцем потусторонних сил. Давний конфликт Луиса с тестем отправился в корзину, рассказ Джада о том, почему на кладбище индейцев-микмаков лучше не хоронить людей — тоже. История беднеет с каждым кадром.
Последняя треть «Кладбища» вызывает больше всего огорчения: авторам лень было даже как следует продумать поведение девочки, одержимой злобными силами.
Зато становится заметно радостное нетерпение режиссеров, которые насмотрелись дарабонтовской «Мглы» и тоже придумали финальный кунштюк, который расходится с концовкой первоисточника. Поэтому последняя треть «Кладбища» вызывает больше всего огорчения: авторам лень было даже как следует продумать поведение девочки, одержимой злобными силами. Вернувшись с того света, Элли понятия не имеет, куда себя приткнуть — то ли ванну принять, то ли кого-нибудь колюще-режущим предметом на прочность испытать. Актер Кларк в этот момент принимается играть безумие, причем с существенным опозданием. Луису давно пора осознать, что он натворил, но он вместо этого ходит вокруг да около своей жуткой дочери, ожидая, когда все устроится само по себе. Не забывая о продюсерской воле, Колш и Уидмайер стараются напугать публику хотя бы перед титрами, но ничего не выходит. Все, что писатель с успехом проделывал на бумаге, в фильме выглядит как попытка наскоро собрать в одном проекте разные известные хорроры (даже силуэт в окне имеется, не говоря уж о японской школе). Самое же печальное, что Дарабонту в свое время действительно удалось обвести зрителя вокруг пальца, а о «неожиданном» финале «Кладбища» догадаться совсем нетрудно.
В итоге очередная кинговская экранизация, несмотря на некоторые удачные моменты, отправляется в компанию к большинству, хоть и не совсем проигрывает в коммерческом смысле. В этой компании, кстати, счастливо пребывает и первая попытка перевести роман на язык кино. Про фильм 1989 года сейчас мало кто помнит, а в список дальнейших работ режиссера Мари Ламберт лучше не заглядывать. Неизменным остается только ощущение, что по большому счету ни в каких экранизациях творчество Стивена Кинга не нуждается — не зря он прилагал столько усилий, чтобы фильм возникал у каждого читателя в голове без посторонней помощи. Создателям нового «Кладбища домашних животных» трудно предъявить какие-то претензии технического характера. Больше 20 миллионов долларов потрачены не впустую, но неоправданная герметичность и сомнительные трансформации сюжета подводят под проектом безжалостную черту. Точно так же, как и немногочисленные, но многозначительные штампы, которыми оснащен фильм: дверки скрипят, вместо шкафчика над раковиной — портал в ужасное прошлое, а если перед вами кот — значит, убийца за спиной. Хотя вот кот, черт возьми, хорош. Лучше всех в этом фильме.
Афишу благовещенских кинотеатров смотрите ЗДЕСЬ.
Добавить комментарий
Комментарии