В феврале Правительство России утвердило стратегию пространственного развития страны. Ключевая роль в ней отведена развитию городских агломераций. Амурскую область разработчики стратегии обозначили как приоритетную геостратегическую территорию. Неудивительно — 1 200 километров совместной с Китаем госграницы, а областной центр и вовсе находится в 800 метрах от китайского Хэйхэ. Последние 30 лет соседние города ведут активное сотрудничество, однако пришла пора объединить усилия, считают в мэрии Благовещенска.
— Оба города развиваются и живут за счет трех отраслей экономики: торговля, туризм и логистика, — отмечает заместитель мэра Благовещенска Максим Ноженкин. — Мы хотим сделать потенциал, которым обладают Благовещенск и Хэйхэ в силу сложившихся исторических и географических условий, максимально эффективным. А именно: создать крупнейший транспортно-логистический и экономический центр на российско-китайской границе. Создание такой трансграничной агломерации ускорит возникновение новых видов туризма и связанных с ним услуг.
884
тысячи китайских туристов пересекли границу в Благовещенске в 2018 году. Это четвертое место среди городов России
Сегодня власти обеих стран ведут масштабную работу по улучшению транспортного сообщения двух городов: это строительство автомобильного моста через Амур, на обоих концах которого будут созданы крупнейшие транспортно-логистические комплексы с пунктами международного почтового обмена, а также трансграничная канатная дорога. А в перспективе — объединить аэропорты и создать единый международный аэропорт.
— Это позволит туристам осуществлять быстрые пересадки из одного аэропорта в другой и добираться в любую точку России и стран Юго-Восточной Азии. Кроме того, объединение аэропортов упростит и перевозку грузов между странами, — уверен заммэра.
Важный шаг развития агломерации — введение особого визового режима. Сейчас жители России могут по упрощенной системе въезжать в Хэйхэ без визы на 30 суток. А вот китайским туристам для поездки к нам она необходима.
— Если Благовещенск войдет в состав экономической зоны «Свободный порт Владивосток», а такая работа уже активно ведется, для иностранных граждан будет действовать упрощенный въезд с возможностью восьмидневного пребывания. Кроме того, это откроет возможность свободного пересечения государственной границы на личном автотранспорте по трансграничному автомобильному мосту в обоих направлениях, — подчеркивает Максим Ноженкин.
В мире уже есть успешные примеры трансграничных агломераций: Большой Лилль (Франция — Бельгия), Гонконг — Шеньчжень, Сингапур — Джохор-Бару (Малайзия).
Помимо возможности безвизового пребывания, статус свободного порта предоставит беспошлинный и безналоговый режим, что позволит создать особые условия для экспорта и импорта товаров. На территории города Хэйхэ в ближайшие годы планируется создание свободной экономической зоны: она предполагает освобождение всех поступающих товаров от пошлинного и таможенного оформления.
— Мы находимся примерно в середине пути, нам очень многое предстоит сделать, — признается Максим Ноженкин. — Мы должны рассказывать о нашей уникальной агломерации, мы должны привлечь сюда как можно больше частных интересов. Но главное — нам необходимо законодательно закрепить понятие и статус трансграничной агломерации и попытаться привлечь деньги государства на строительство новых инфраструктурных объектов. В конечном итоге это сделает жизнь наших горожан лучше.
Население агломерации
Благовещенск и Хэйхэ имеют примерно одинаковую численность населения. В амурской столице живет 231 тысяча человек, в прилегающих селах — Чигири, Верхнеблаговещенское, Каникурган — 11 тысяч. Население Хэйхэ составляет 211 тысяч человек. Общая численность агломерации составляет 453 тысячи человек без учета туристов и приезжих.
Добавить комментарий
Комментарии