Познакомились мы лет 7 назад, а были наслышаны о нем от тогдашнего главы Ивановского района Владислава Бакуменко. «А, это Юра, это к Юре, вам надо обязательно познакомиться с Юрой», — говорил Владислав Владимирович. Что ж это за Юра такой, подумалось тогда... В кабинете главы района скромно сидел симпатичный мужчина с чуть застенчивой улыбкой. Юра… Юрий Владимирович Касьян. Уроженец Ивановки, ни на один день не изменивший родному району. Его фамилия и сегодня не особо на слуху, хотя для района он главная палочка-выручалочка. Наверное, тот самый случай, когда говорят не фанфары и литавры, а добрые дела.
«Простая» жизнь
Взрослая жизнь Касьяна начиналась как у всех и складывалась как у всех: ПМК, служба в Северо-Кавказском военном округе, ПМК. И 90-е у семьи Касьян тоже были как у всех — в аграрном районе жизненной опорой во все времена было сельское хозяйство. Свое КФХ Юрий и Татьяна Касьян открыли в селе Луговом на землях почившего к тому времени колхоза «Путевая звезда». Но, как сейчас становится ясно, звезда все-таки оказалась счастливой.
— Начинали на 70 гектарах, — вспоминает Юрий Владимирович. — Постепенно доросли до 3 тысяч. По большому счету это был наш первый семейный бизнес — в КФХ работала вся наша семья. Времена были, сами помните, какие. Но мы понимали: чтобы удержаться на плаву, надо, несмотря ни на что, развиваться. Построили зерновой двор, сушилки хорошие — словом, создавали всю инфраструктуру.
А еще Касьяны содержали местную школу. Учеников там тогда уже было немного, требования к учебным заведениям постоянно менялись в сторону ужесточения, и сельской школе, как и сотням других, ей подобных, грозила «модернизация».
Касьяны взяли над ней шефство. В 95—97-х — самое тяжкое время — полностью содержали объект и кормили ребятишек. Татьяна доила коров, пекла булочки, плюшки, это были ребячьи завтраки и полдники. Разумеется, бесплатные. На Новый год — елка, Дед Мороз и подарки.
Когда стали требовать наличие в школах теплого туалета, Касьяны его сделали, потребовалась сигнализация — установили, заменили всю электрику, лишь бы школа жила.
— Перестали опекать ее лет 7 назад, — говорит Юрий Владимирович. — Детей стало уж совсем мало, их перевели в Ивановскую школу. Но здание в хорошем состоянии, сельчане не дают его рушить, говорят, это наша память.
Рядом стоит еще одна память, тоже сделанная руками Касьяна, — памятник погибшим землякам.
«Дороги надо любить»
— Юрий Владимирович, как получилось, что из фермеров — да на дороги?
— Я где-то прочитал, если хочешь чего-то добиться, каждые 15 лет надо менять бизнес. Так случилось, что с фермерством пришлось расстаться. В 2004 году купили в Ивановке разбитую базу бывшего гвоздильного завода. Вот на этом самом месте, где мы с вами стоим. Тогда здесь не было ничего, одни руины. Восстанавливать пришлось все.
— На вашем попечении сегодня все дороги областного значения, которые проходят по территории района?
— Да, реконструируем и содержим. В настоящее время делаем 6 километров дороги Ерковцы — Николаевка — Среднебелая.
— Далеко не всякая компания соглашается брать дороги на постоянное содержание. Подпишешься — и ни сна, ни дня.
— Так оно и есть. У меня иной раз ощущение, что я в армии: позвонить и поднять «в ружье» могут в любое время суток.
— Нам рассказывали, раньше в районе было немало мест, куда вообще ни на чем нельзя было проехать.
— Юру и Таню я знаю с детства, вся их жизнь на моих глазах проходит, у них четверо детей, четверо внуков, — говорит Георгий Ус, советник губернатора, более 32 лет возглавлявший Ивановский сельсовет. — Помню, как они поженились, как Таня вот этими своими руками по 10—12 коров доила. Я их очень ценю, они энтузиасты-подвижники.
— Дело в том, что подавляющее большинство наших дорог строилось еще в советское время, по тогдашним технологиям. Если говорить по сути, всю дорожную сеть надо делать заново. Пока же приходится применять технологию, что называется, в привязке к местности: убираем пучины, делаем отсыпку, выравнивание полотна, чистим резервуары. В этом году на участке Ерковцы — Николаевка — Среднебелая применяем щебеночную смесь, она намного продлевает срок службы дорожного полотна. Занимаемся мониторингом дорог, отмечаем совсем убитые, приглашаем Амурупрадор, составляем сметы, обиваем (улыбается) пороги... Но основная проблема, естественно, финансовая. К примеру, на 350 км региональных дорог выделяется 104 млн рублей на три года, а на федеральную трассу протяженностью 125 км — 500 миллионов на пять лет. А если коротко: чтобы дороги были, их надо любить. И ухаживать за ними постоянно.
Проекты для малой родины
— Юрий Владимирович, в начале разговора вы упомянули о проектной деятельности.
— Если назвать точно, мы заказываем проекты и оплачиваем их изготовление.
— А что за проекты?
— Реконструкция Дома культуры в Ивановке. Это было нужно, чтобы район смог войти в целевую программу развития культуры в Амурской области и получить финансирование на ремонт ДК. Заплатили за ПСД 1,5 млн рублей. В результате в программу вошли. Заказывали и оплачивали проект строительства второй очереди микрорайона, что на въезде в село. К слову, сами же его и строили. Дом детского творчества в Ивановке был на грани закрытия — отсутствовала пожарная сигнализация. Наша компания его полностью реконструировала. Сделали современную стоянку с освещением в центре села, два года за нее бились!
Свой жизненный путь, по большей части тернистый, неспокойный, Касьяны идут, что называется, «в ногу», ни разу не сбившись с шага.
— Вы лет 15 в общей сложности были депутатом — местного, районного и регионального уровня. Часто использовали депутатский статус для решения районных проблем?
— И сейчас использую. У нас сохранилось взаимопонимание с коллегами, многие двери для меня и сегодня открыты.
— А для себя? Для себя что-то просили?
— Ни разу! А зачем?
«Диснейленд» мечты
— Юрий Владимирович, когда Ивановка отмечала летом юбилей, на всю область прогремел ваш знаменитый парк. Откуда взялась идея и что это вообще за проект? По слухам, что-то необыкновенное.
— Парк — это, можно сказать, наше с супругой хобби. Мы давно об этом мечтали, да все как всегда, вы же знаете: то места подходящего не было, то еще что… А мы с Татьяной мечтали о Диснейленде, ни больше ни меньше. Сам не знаю, откуда взялась идея, появилась такая мечта, и все. Если честно, вся архитектура и логистика парка — это наша сплошная импровизация. Мы ничего не планируем и не расчерчиваем по линеечке заранее. Пришла в голову идея, фантазия — мы уже знаем, где в парке ей будет место. Сначала складывается какой-то образ, и под него подбирается декор. А иногда, наоборот, приобретем что-то интересное и ждем, когда придет его время. К примеру, вон те слоны и стилизованная туалетная кабинка у нас 10 лет на складе простояли, ждали своего «образа». Батут — это наш первенец, тоже лет 12 в запасниках пролежал. И пригодился!
Самые первые конструкции — два домика, символизирующие вход в парк. Пять лет уже стоят. Но нам хотелось, чтобы все было цивилизованно, красиво. Чтобы у парка был свой дух, свое настроение. Решили — будет фонтан!
— Говорят, он не совсем обычный, с подсветкой?
— И с подсветкой, и с музыкой, и тоже со сменой «образа», конфигурация струй постоянно меняется.
— А кто воплощает в жизнь все ваши фантазии? Вот эти сказочные фигурки, скамейки, как будто только что вышедшие из волшебного леса?
— Случай помог. Мы с супругой, куда бы ни приехали, обязательно идем в парк, знакомимся с опытом других, подсматриваем идеи. Полтора года назад были во Владивостоке и в местном парке познакомились с талантливым скульптором. Теперь она живет у нас и делает всю эту, как вы говорите, сказку.
— Я так понимаю, процесс оформления парка еще не закончен?
— Нет, конечно, идей еще много! Есть одна задумка — сделать экзотический тропический уголок, подробности пока придержу. Водопад хотелось бы. Да и территория маловата.
— Юрий Владимирович, мечта зачастую стоит недешево. Откуда средства?
— Зарабатываем на производственной деятельности и вкладываем сюда.
Трудности как путь к успеху
— Чем сейчас занимается «Востокавтотранс», кроме дорог?
— 15 лет на территории производственной базы работает бетонный завод. Производительность его сегодня — 90 кубов в час.
— Кому поставляете продукцию?
— Да практически по всей области. Строительство сегодня, как принято говорить, в тренде, наша продукция востребована.
— «Востокавтотранс» в силу разных обстоятельств дважды был на грани банкротства…
— Было такое дело. Но оба раза справились. Сегодня у нас работает 80 человек, все местные, кто из Ивановки, кто из окрестных сел, хорошие ребята.
Маленькая хозяйка большой сказки
Татьяна Касьян по профессии бухгалтер и строитель. А сейчас еще и хозяйка «Диснейленда». Вся деятельность этого уникального парка на ее хрупких плечах.
— Да что вы! — не соглашается Татьяна Александровна. — Тут в основном Юра активничает, я на подхвате.
Татьяна, конечно, скромничает. Их семейный стаж — более 30 лет. И весь этот путь, по большей части тернистый, неспокойный, Касьяны идут, что называется, «в ногу», ни разу не сбившись с шага.
— Много народу в парке бывает?
— Сами не ожидали такого наплыва! Наши тут постоянно. Приезжают из Тамбовки, Белогорска. Из Хабаровска, Нерюнгри...
— У вас тут чистота и уют прямо невероятные. Каждый раз после посетителей генералите?
— Не поверите, нет, самая обычная уборка. Просто никто не сорит. Ни местные, ни приезжие. В штате парка всего пять человек, справляемся.
— Юрий Владимирович немного рассказал о планах. У вас наверняка есть и свои идеи?
— Хотим больше русского колорита. Чтобы наши дети не забывали родные русские сказки.
Есть такая потребность
Мало кто знает, скольким детям, больным онкологией, помог Юрий Касьян. И наверняка спас не одну жизнь. Операции, конечно, детишкам делают по квоте, бесплатно. Но — дорога до столицы и обратно, родителям надо где-то жить, чем-то питаться. Оформлением документов, всей бумажной волокитой Касьяны занимаются сами. И столкнулись с парадоксом: оказывается, с сумм, потраченных на благотворительность, надо заплатить налог. Мол, деньги же ваши личные, платите НДФЛ. Ни много ни мало 5 млн рублей.
Но «суровый» урок впрок не пошел. От благотворительности Юрий Касьян отказываться не собирается. И медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени Юрий Касьян получил за благотворительность. На вопрос, откуда у него это, ответил просто: «Сам не знаю. Есть такая потребность, и все».
Добавить комментарий
Комментарии