Начинала с мытья вазонов

— В цветочном магазине я начала работать, еще будучи студенткой ДальГАУ. Как всем начинающим флористам, сперва мне доверили мыть вазоны. Потом поступило предложение поработать в ночную смену. Первый опыт я получила в канун 8 Марта, пережив бессонные ночи, когда от праздника осталось только чувство усталости. С тех пор вот уже 10 лет такого праздника, как Международный женский день, для меня не существует, — смеется предпринимательница. — Подготовка к этому весеннему празднику для флористов и сейчас — самая напряженная пора. К 8 Марта мы готовимся за полгода. Проводим анализ, делаем расчеты, разбираемся, каких цветов было достаточно в прошлом году, а каких не хватило. Спрос постоянно меняется. И если в один год покупатели отдают предпочтение розам, то в следующем могут выбирать, к примеру, кустовые хризантемы. То, что мы находимся рядом с Благовещенском, заставляет нас поддерживать уровень работы наравне с магазинами в амурской столице. К тому же Geraida — не единственный  цветочный магазин в Ивановке.

Первые средства на открытие своего дела чета Макаренко получила благодаря программе Центра занятости населения. Начинающей предпринимательнице из Ивановки предоставили финансовую поддержку — 58 800 рублей. Еще столько же Героида получила за то, что приняла на работу человека, который стоял в Центре занятости на учете.

— Мы взяли кредит на ремонт арендованного помещения и небольшую партию товара под реализацию. Это и стало отправной точкой, — вспоминает о старте «цветочная фея». — Конечно, мы понимали, что флористический бизнес — это очень рискованное дело, ведь если в течение недели цветы не продадутся, их придется списать, и мы понесем убытки. К счастью, начало было удачным, и уже через три месяца мы решили оформить кредит на полмиллиона рублей. Если честно, решение это было совсем необдуманным, но мы справились.

Основы маркетинга, планирования закупок, эффективные методы рекламы — всем премудростям предпринимательской деятельности молодому флористу пришлось учиться самостоятельно. Впрочем, постигать азы мастерства Героида Макаренко продолжает до сих пор.

— Два года назад в Хабаровске мне посчастливилось попасть на курсы, организуемые одной из известных московских школ флористов-дизайнеров. Это был очень полезный опыт, о котором я давно мечтала. На учебную программу съехались флористы со всего Дальнего Востока, правда из Амурской области были всего три че1ловека. А в ноябре я поеду во Владивосток на очередные курсы, где будет идти речь о тенденциях в цветочном бизнесе в 2020 году, — делится планами директор, флорист и бухгалтер в одном лице. — Сегодня мода на цветы и упаковку до потребителя доходит очень быстро. Композиции, которые люди видят на инстаграм-страничках московских салонов, они хотят получить и в ближайшем цветочном магазине. Поэтому мы постоянно следим за всеми веяниями флористической моды. Сейчас, к примеру, сезон гортензий. Хит продаж — кустовая роза. Вне конкуренции — тюльпаны. Фраза «У вас остались еще тюльпаны?» в нашем магазине, особенно 8 Марта, звучит довольно часто. Есть мода на оформление и упаковку.

Вызов от покупателя

— В маленьком селе работать проще, потому что мы ближе к своим покупателям, больше знаем об их вкусах, предпочтениях, — считает владелица студии. — Конечно, попадаются и требовательные клиенты, причем их запросы далеко не всегда зависят от суммы покупки. Но чаще люди, которые приходят к нам, говорят: «Сделайте красиво!» Мы довольно давно на этом рынке, нам доверяют, и репутация уже работает на нас. Появились постоянные клиенты, причем не только жители Ивановки. Если наш заказчик далеко, мы высылаем фотографии или видео ассортимента магазина по WhatsApp, а покупатель уже сам делает выбор на свой вкус. Через интернет сегодня оформляется порядка 30 процентов букетов. Мы доставляем цветы и по селу, и по Ивановскому району, даже в Благовещенск.

По словам Героиды Макаренко, опытный флорист на составление букета средней сложности обычно тратит около получаса. На более сложные композиции может уходить до нескольких дней. За это время специалист обдумывает композицию, рассматривает возможность сочетания тех или иных цветов, учитывая при этом не только повод, но и темперамент человека, которому предназначен подарок. Кто‑то любит яркие цветы и броское оформление, а кому‑то хочется получить изящную композицию в пастельных тонах.

— Бывает и так, что дамы сами выбирают себе подарки. Как‑то в салон зашла женщина и говорит: «Когда к вам придет мой муж, ему срезанные цветы не продавайте. Предложите горшочные. Вот эти», — приводит  предпринимательница пример прагматизма. — Что касается заказов, то самый сложный был у меня полгода назад. Пришел покупатель, который знал, что именно он хочет получить, но уточнил, что может купить букет и в Благовещенске. Однако он доверяет мне и считает, что я с поставленной задачей справлюсь. Хотя больших сложностей работа не предполагала, это был классический букет по спирали, тот заказ я восприняла как личный вызов и неудачу приняла бы за профессиональный провал. Пока я оформляла букет, у меня тряслись руки. Как только я завязала ленту, в дверь вошел заказчик. Никаких эмоций при виде готовой работы он не выразил. Оплатил покупку и ушел. А через неделю вернулся за новым заказом и только тогда сказал: «Букет был обалденный! Теперь я — ваш постоянный клиент».

День матери потеснил День влюбленных

— Еще лет десять назад 14 февраля был праздником, по случаю которого влюбленные дарили цветы. Сейчас все больше людей стали отмечать День матери. Мы видим это по растущему спросу на цветы, — делятся наблюдением в цветочном Geraida. — Многие ивановцы, покинувшие село и живущие вдали от родного дома, заблаговременно заказывают у нас цветы через интернет для своих мам. В последнее воскресенье ноября я иногда сама развожу такие подарки и вижу слезы радости на глазах наших ивановских мамочек. Это ли не счастье, когда взрослые дети помнят о тебе и признаются в любви через цветы?

Несмотря на то что работа Героиды Макаренко связана с цветами, получать букеты сама она любит до сих пор. По мнению владелицы студии флористики, живые растения приносят в дом тепло и уют, особенно если они подарены близким человеком. Правда, муж Александр привык преподносить любимой жене несложные букеты. Чтобы его преуспевающая бизнес-леди не оценивала замысловатые композиции профессиональным взглядом, а просто могла порадоваться подарку. 

— Нередко от людей можно услышать удивленные возгласы: «Как можно потратить на букет 5—10 тысяч рублей?!» Но ведь тот, кто преподносит такой подарок, делится не деньгами, а теплом, заботой, положительными эмоциями. И цена здесь играет не самую важную роль. С помощью цветов можно не только поздравить, но и признаться в своих чувствах, попросить прощение. Повод может быть любой, главное — внимание. Конечно, есть те, для кого важны модные течения во всем. Когда‑то были популярны цветы из шаров, сейчас — фуд-букеты из фруктов, овощей и даже колбас и алкоголя. Но и это веяние, скорее всего, временное. Вечны только цветы. 


В рубрике «Мой бизнес» «Амурская правда» рассказывает истории местных предпринимателей. Вы хотите познакомить амурчан с продукцией или услугами, поделиться секретом успеха, а может, у вас просто качественный товар? Героями могут стать и те, кто запустил стартап, и те, у кого за плечами интересный опыт. Обращайтесь в центр «Мой бизнес» по адресу: г. Благовещенск, ул. Зейская, 287, тел. (4162) 772-646, e-mail amurfond@mail.ru или в АП novostiap@gmail.com с пометкой «Мой бизнес».

На правах рекламы