Странный и совсем безобидный на вид человек в очках проживает один за другим одинаковые дни: в психиатрической клинике, куда его поместили пожизненно, с разнообразием дела обстоят не очень. Пока признанный виновным в восьми убийствах Томас Квик вытаптывает восьмерки в небольшом прогулочном дворике больницы, его история заинтересовывает одного из самых дотошных журналистов Швеции Ханнеса Ростама. И он, вопреки воле начальства, здравому смыслу и собственному семейному благополучию, принимается за расследование. На помощь приходит начинающий репортер Йенни. Вскоре парочка понимает, что в деле Квика все не так просто и очевидно. как кажется. Общепризнанный маньяк оказался под следствием при полном отсутствии уличающих его доказательств, а суд вынес решение исключительно на основании признаний самого Томаса. Ворошить прошлое никому не хочется, участники событий ведут себя подозрительно, поэтому Ханнес решает организовать встречу с самим убийцей и попробовать установить истину посредством личного общения. В результате эта история основательно всколыхнула скандинавскую страну, вызвала продолжительную дискуссию о совершенстве правоохранительной системы, а еще стала поводом для съемки триллеров.
Главные в кадре — это журналисты, которых объединяет абсолютно фанатичное отношение к своему делу.
Хофстрем сознательно уходит от привычного для «жесткого» скандинавского кино нуара, разворачивая классический современный детектив, в котором, правда, не нашлось места полицейским. Да и у антигероя накрепко связаны руки: он не может ни совершать новых преступлений, приумножая саспенс, ни наносить ответных ударов, ни мешать выявлению истины. Главные в кадре — это журналисты, которых объединяет абсолютно фанатичное отношение к своему делу: Ханнес из-за этого вот-вот потеряет семью, а Йенни, наоборот, все никак не заведет. Парочка сутками пропадает на работе, колесит по прилегающим государствам и роет, роет, роет. Чувствуется глубокое уважение, которое режиссер испытывает к людям такого сорта: без этой дотошности рассчитывать на торжество справедливости особенно не приходится. Йонас Карлссон и Альба Аугуст играют полностью вовлеченных в процесс профессионалов, которые при этом отнюдь не уверены до конца, что двигаются в нужном направлении. Давид Дансик, которого зрители помнят по роли Михаила Горбачева в нашумевшем «Чернобыле», на этот раз исполняет совсем другую роль: человека, убедившего окружающих в том, что он настоящее безжалостное чудовище. В течение двух часов вместе с репортерами публика разбирается, кто здесь преступник, а кто жертва. И оказывается, что в триллере вполне можно обойтись без крови, стрельбы и полицейских операций.
Шведский режиссер уже отметился несколькими работами в Голливуде. В частности, снял фильм ужасов «1408» по Стивену Кингу, мистический триллер «Обряд» и боевик «План побега». В его картинах снимались Сэмюэл Л. Джексон и Джон Кьюсак, Арнольд Шварценеггер и Сильвестр Сталлоне, Энтони Хопкинс и Рутгер Хауэр. Полученный в США опыт позволяет Хофстрему снимать европейское кино, ориентируясь при этом на международный рынок — «Идеальный пациент» не позволяет себе усыплять самого себя, как это часто случается со скандинавскими триллерами. При этом картина переполнена отсылками к широко известным голливудским картинам. Внимательный зритель обнаружит в ленте признаки «Острова проклятых», «Семи», «Молчания ягнят», «Жизни Дэвида Гейла», серии фильмов об Алексе Кроссе и даже «Звонка». Перечислять можно очень долго, а закончить список обязательным упоминанием «Пролетая над гнездом кукушки». Удивительно, но вписать их в почти документальную историю получается без раздражающего эффекта — цитаты не мешают повествованию, а, наоборот, делают его более цельным. Языком кино Хофстрем владеет настолько уверенно, что умудряется выстроить сюжет из череды разной продолжительности интервью: оболочку для них режиссёр создает из художественных приемов, которые использует строго дозировано. И в данном случае выигрывает именно зарубежная публика: не зная подробностей истории Томаса Квика, смотреть «Идеального пациента» гораздо интереснее.
«Идеальный пациент», рассказывая true story, при этом призывает принять участие в расследовании, включить мозги, попробовать докопаться до истины быстрее главных героев
Но главное достоинство триллера — в том, что он несколько раз играючи обманывает зрителя, заставляя его разочарованно думать, что вот на этом моменте все стало понятно. Хофстрем подбрасывает ложные знаки и маяки, делит происходящее на реальное и не очень: а к середине выясняется одно трагическое и очень важное обстоятельство, благодаря которому искажения действительности становятся совершенно объяснимыми. «Идеальный пациент», рассказывая true story, при этом призывает принять участие в расследовании, включить мозги, попробовать докопаться до истины быстрее главных героев. И осеняемые внезапными догадками зрители раз за разом оказываются неправы. В конце концов, Квик признался в трех десятках убийств, а виновным был признан только в восьми, так что в этой истории еще много неясного. И каждый раз, когда камера самым классическим образом взмывает в небо, снимая сверху несущийся в очередную даль автомобиль, для публики как бы начинается новая глава. Хотя, безусловно, это на редкость цельная картина. Благодаря множеству предлагаемых вариантов вполне себе лишенная фокусов концовка (реальность, что поделать) кажется неожиданной развязкой. Все потому, что перед нами настоящий детектив.
Фильм Хофстрема в очередной раз напомнил о том, как важно для системы правосудия не рубить с плеча и тщательно разбираться в обстоятельствах любого дела: важно для жертв преступлений, их близких и даже самого преступника. Это напоминание прозвучало отнюдь не только для жителей Швеции. Там-то как раз историю Квика хорошо знают и используют в качестве аргумента. Есть вещи, которые невозможно компенсировать, сколько исков не подавай — об этом красноречиво говорит и последний кадр «Идеального пациента». Но это рассказ не только о несовершенстве правоохранительного механизма. Фильм предлагает поразмыслить и о человеческой жестокости, которая порой носит неоправданно массовый характер, и о заблуждениях, которые граничат с преступлением, и о семейных ценностях тоже. Ну и о стоимости человеческой жизни забывать не стоит. Об этом, в общем-то, говорит любой качественный триллер. Демонстрируя симпатию, которая постепенно нарастает между признанным убийцей детей и взрослых и журналистом, сидящим напротив него с диктофоном, Хофстрем оставляет за собой право некоторой недосказанности. Впрочем, ее нетрудно додумать самостоятельно. Но при этом не стоит забывать, что речь идет о настоящей жизни. А она бывает страшнее любого сценария.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии