Девчонка с косой
— Мне всегда хотелось помогать деткам, нуждающимся в поддержке, поэтому я и выбрала профессию педагога. Сначала работала в детском саду, а когда родился сын, поступила в социально-гуманитарную академию в Хабаровске. Получила специальность учителя-олигофренопедагога и устроилась работать в Прогрессе в школу-интернат, — рассказывает Ольга Вячеславовна, у которой на момент учебы в вузе подрастали двое собственных детей. — Мне сразу дали два начальных класса. Некоторые детки, с которыми я работала, до этого успели поучиться в общеобразовательной школе. Но писать и читать, несмотря на то что ходили уже в третий класс, не умели. И вот спустя два месяца они начинают делать успехи. Моей радости не было предела. Я приносила тетрадки домой, с гордостью показывала их мужу. Чувствовала, что моя работа нужна. Среди тех моих детей было много сирот, кто‑то, к счастью, смог попасть в семью. Я до сих пор слежу за их судьбами, и они меня помнят, хотя уже совсем взрослые.
После рождения третьего ребенка Ольга Вячеславовна вернулась на любимую работу и стала воспитателем в группе мальчиков-подростков.
— Директор сразу предупредила, что дети сложные, все с особенностями физического и психического развития. Я до этого никогда не работала с 15‑летними парнями и не знала, что меня ждет, — вспоминает Ольга Тюкавина. — Ребятам я показалась девчонкой с косой и никакого авторитета для них не представляла. Они вымазали мне клеем доску, нецензурно ругались, смеялись. Но я все выдержала. Усадила их за парты и говорю: «Ребята, давайте договоримся, что вы будете уважать меня, если хотите, чтобы я хорошо к вам относилась». Дело было в мае, приближалось лето — пора походов в лес и выездов на речку. Мы стали дружить, собираться во дворе нашего старого дома, жарили шашлыки. Самое главное — после казенного учреждения дети смогли почувствовать себя в домашней обстановке. Постепенно мальчики стали относиться ко мне совсем иначе, как к старшему другу.
В большой семье этим летом сыграли свадьбу старшей дочери Марии.
В классе Ольги Вячеславовны в тот год оказался парень по имени Василий. Педагог заметила, что юноше нравится возиться с животными, и вообще ребенок он очень трудолюбивый. Летом то за папоротником в лес соберется, то цыплятам полные мешки травы принесет. В интернате ребята постарше Васю стали обижать. Сердобольная воспитательница круглого сироту, которому оставался всего год до совершеннолетия, от всего сердца пожалела.
— Я не могла Василия защитить или отстоять его права. Ведь я ему — никто. Единственный способ помочь — стать законным представителем, что я и решила сделать, предварительно посоветовавшись с мужем. Сотрудники опеки моему решению очень удивились, ведь ребенку 17 лет, через год он станет взрослым. Но я была непреклонна. Знаете, как Василий ждал этого решения, он обнял меня и плакал, — дрожащим голосом рассказывает женщина, которую Василий по‑прежнему зовет мамулечкой.
Позже молодой человек поступил в техникум в Райчихинске, получил профессию штукатура. По словам родных, у парня золотые руки. У Василия после окончания школы-интерната даже нашлись родственники. Но в итоге он все равно вернулся к своей «мамулечке».
Не мог отрезать себе хлеб
Михаил в семью Тюкавиных влился так же неожиданно, как и его предшественник. Слабое от природы здоровье — не лучший помощник в борьбе за авторитет среди мальчишек, живущих в интернате. Узнав о нелегкой судьбе чужого ребенка, который из‑за постоянных болезней даже на занятиях появлялся редко, Ольга Вячеславовна снова прибежала к мужу. Так в доме стало на одного человека больше.
— Бог, наверное, все расставил по местам, когда в нашей семье появился Миша. Он должен был родиться у меня. Это — мой ребенок, — со слезой в голосе говорит мама Оля. — Я никогда не забуду, как за обедом сказала Мише, чтобы он отрезал себе хлеба. А Миша ответил, что не умеет. Дети, которые растут в интернате, все время чувствуют, что они «под крылом». Но только до момента выпуска, а после оказываются один на один с незнакомой им жизнью. Даже те, у кого нет особенностей развития, часто бывают не готовы к решению обыденных бытовых проблем. Да, всех их учат застилать постель, одеваться, мыться, убирать за собой. Но, к примеру, приготовить поесть не на уроке, а в обычной кухне может далеко не каждый. Именно поэтому так важно, чтобы ребенок рос в семье. Каждый ребенок!
Как‑то педагог пришла домой с работы и обнаружила в кухне двоих ребят из своего класса, Артема и Юру. Глава семьи кормил нежданных гостей обедом. Парни в тот момент учились в Райчихинске, стали приезжать на выходные. Алексей Тюкавин тогда сказал жене: «Где двое, там и четверо». У Юры была родная бабушка, которая о внуке не забыла и даже приезжала к нему в интернат. В итоге парень, окончив учебу, перебрался к кровной родственнице, но по‑прежнему продолжает звонить своим опекунам.
Совмещать работу и заботу о растущей семье со временем стало сложнее. Ольге Вячеславовне пришлось выбирать между любимым делом и любимыми детьми. Тогда же у Алексея и Ольги появился 12‑летний Данил. От опеки над мальчиком с целым «букетом» диагнозов в медицинской карте семью долго отговаривали. Но безуспешно. Тепло и забота супругов Тюкавиных снова отогрела сердце ставшего им близким маленького человека. После Данила в доме поселился Женя, у которого были серьезные проблемы с речью.
— Врачи сказали, что это следствие психологической травмы, — говорят Тюкавины, которые под опеку позже приняли еще Толю и Ваню.
«33 коровы» и «33 желания»
КФХ супругов Тюкавиных началось с покупки коровы для сына Василия. Хозяйство росло, и со временем пришлось искать место под ферму. Выбрали помещение, в котором в советское время располагалась теплица. Молоко многодетная мама Оля сначала перерабатывала на домашней кухне, по два огромных бидона за сутки. Продукцию от хозяйства «33 коровы» всей семьей продавали на местном рынке. «Молочная диета благотворна», как оказалось, не только «для поэтов», поэтому сливки, масло, творог сразу полюбились жителями Прогресса.
— Первую корову голштино-фризской породы я назвала Лелей, и она стала нашим брендом, — говорит начинающая предпринимательница. — Этим летом мы проводили презентацию нашей выпечки и молочной продукции, нарядили девушку в костюм коровы Лели, и она всех приглашала на дегустацию.
Когда в прошлом году в поселке закрылся хлебозавод, люди, работающие на этом предприятии, остались без средств к существованию, а жители Прогресса — без местного хлеба. К тому времени у Тюкавиных успел повзрослеть и выучился на пекаря Михаил. Опекуны решили, что работа нужна и хлебопекам, и их Мише. В покупку помещения на улице Ремесленной, 33 семья вложила деньги от продажи полученной в наследство квартиры. В июле в здании открылась пекарня, заработали молочный цех и магазин «33 желания». А в Райчихинске — ларек, где представлена фирменная продукция прогрессовских аграриев.
— После переработки молока у нас оставалось столько сыворотки, что порой, как ни жалко, ее приходилось выливать. Чтобы добро не пропадало, попробовали добавить этот продукт в выпечку. На сыворотке хлебушек получился вкусным, не крошился и долго не черствел. Сегодня, кроме четырех видов хлеба, в нашей пекарне готовят пироги, булочки, рулеты. Есть даже осетинский пирог, — перечисляет Ольга Вячеславовна. — Наш хлеб мы также поставляем по договору в детские сады и школы поселка.
В этом году хозяйство Тюкавиных вошло в число победителей конкурсного отбора среди начинающих фермеров Амурской области и получило финансовую поддержку в виде гранта.
— За счет средств гранта нам удалось взять в аренду с последующим выкупом помещение неподалеку от Прогресса, привести его в порядоки перевезти туда животных. Мы купили косилки и пресс, успели заготовить сена для наших буренок на зиму. Сейчас у нас 18 голов. Чтобы их прокормить, нужно 180 рулонов сена, — говорит глава КФХ. — В следующем году по гранту нам поступит еще около двух десятков коров голштино-фризской породы.
Также Тюкавины подали заявку на оформление земли по программе «Дальневосточный гектар». В будущем они хотят заняться не только молочным животноводством, но и разведением овец.
— Мечта моя — молочный завод, — делится Ольга Вячеславовна. — Рук рабочих хватит, место тоже есть. Теперь задача — поголовье нарастить да денег заработать. Мой родной сын Миша решил поступить в аграрный вуз, хотя я всегда видела его математиком. И другие дети на ферму к отцу каждый день бегут с удовольствием. Когда я смотрю на них, вижу блеск в их глазах, понимаю, что все, что мы затеяли, — не зря.
Совместные обеды — семейная традиция
Новый большой дом на улице Мира строили все вместе. Участвовали и взрослые, и дети. Сейчас здесь живет 10 человек, из которых восемь — ребятишки от пяти лет и старше. Обеды и ужины проходят теперь за большим столом на просторной кухне. Ужинать всем вместе — добрая традиция, которую Тюкавины поддерживали, даже когда жили в более стесненных условиях.
— Молоко и выпечку мои дети всегда любили, поэтому я все время пекла им то булочки со сливками, то пироги. Зимой настряпаю сдобы и на мороз выставлю. Ребята утром молочную кашу всегда ели. У нас вообще вся семья молочная. На еду и одежду хватало. Конечно, не всегда удается купить что‑то дорогостоящее, чем хотелось бы порадовать детей. Если что‑то нужно, то, как все семьи, потихоньку собираем деньги, копим, — говорит многодетная мама Оля. — Домашних забот в большой семье всегда много, но ведь я — не одна. У меня замечательные помощники.
В рубрике «Мой бизнес» «Амурская правда» рассказывает истории местных предпринимателей. Вы хотите познакомить амурчан с продукцией или услугами, поделиться секретом успеха, а может, у вас просто качественный товар? Героями могут стать и те, кто запустил стартап, и те, у кого за плечами интересный опыт. Обращайтесь в центр «Мой бизнес» по адресу: г. Благовещенск, ул. Зейская, 287, тел. (4162) 772-646, e-mail amurfond@mail.ru или в АП novostiap@gmail.com с пометкой «Мой бизнес».
На правах рекламы
Добавить комментарий
Комментарии