«Мне нравится объяснять»
— Все началось банально. На 4‑м курсе (я училась в БГПУ на учителя математики и информатики) мы проходили практику в школе. До этого я вообще сомневалась, что педагогика — мое, и не планировала всю жизнь быть учителем, — вспоминает Надежда. — Но после уроков осознала, что мне нравится объяснять, учить детей. И у меня это получается.
На пятом курсе девушка уже подрабатывала репетитором: сначала подтягивала математику у детей знакомых, а затем подрабатывала в одном из репетиторских центров Благовещенска. После выпуска устроилась на работу в Благовещенский педколледж, а через несколько месяцев ушла в декретный отпуск.
— Я не могу просто сидеть дома в течение долгого времени. Энергия требовала выхода, и я начала заниматься с детьми, пока старший (ему тогда было около года) спал, — рассказывает педагог. — Когда пришло время выходить на работу, я поняла, что нашла дело по душе. Муж помог создать дома рабочий класс, и я стала делить время между сыном и учениками.
Репетитор из «Инстаграма»
Надежда ни разу не давала объявления о своих услугах. Сарафанное радио подкидывало все больше учеников. Когда очередь из желающих достигла нескольких десятков, она задумалась над оптимизацией своего дела.
— У меня трое детей. Старшему девять лет, среднему — два с половиной, младшей дочери 9 месяцев, — говорит Надежда. — Без помощи родителей и поддержки мужа я бы вообще не смогла работать, и во многом то, чем я имею сегодня возможность заниматься, — их заслуга. Но все же времени для работы не так много — несколько часов в день. И когда я раз за разом отказывала родителям, чувствовала, что мне нужно что‑то менять.
Страница Надежды Долгушевой @math_wars в Instagram ориентирована на школьников. Здесь нет занудных формул, зато можно узнать, на какой планете можно есть тортики, секреты быстрого умножения на число, решить задачи на логику, а при желании — подготовиться к сдаче ЕГЭ и ОГЭ самостоятельно.
Выход нашелся в «Инстаграме». Изначально, признается молодой педагог, она просто хотела мелькать в ленте своих учеников: немного пользы среди развлекательного контента. Неожиданно для нее самой на ее страницу стали активно подписываться и школьники, и родители. Каждый день в личные сообщения приходили вопросы, просьбы помочь с заданиями или дать совет, как заставить ребенка учить математику.
— Сначала я делала три публикации в день: про ЕГЭ, ОГЭ и «развлекательную математику». Но долго продержаться в таком темпе было нереально: за каждой темой — не просто картинка, а целая лекция с соответствующими слайдами, инфографикой, примерами, — рассказывает учитель. — Подписчиков становилось больше, и тогда я решила все систематизировать. Создала группы в WhatsApp, добавила туда всех желающих по классам: девятые, десятые, одиннадцатые. Для каждого ребенка устраивала бесплатное пробное занятие, выясняла, где есть проблемы, рассказывала, что нужно сделать, и добавляла в соответствующую группу. Первый месяц участие бесплатное.
Для каждой группы создавалась отдельная программа, три раза в неделю Надежда отправляла своим ученикам задания, проверяет решения, затем идет работа над ошибками.
— Конечно, любой из моих ребят может написать — не понял вообще ничего. И я разжую, что нужно делать, повторю и дам индивидуальное задание за закрепление «провальных» тем. Но большинству школьников на самом деле не нужен репетитор, который через день нависает над стулом и проверяет каждую цифру: достаточно убрать ямы — и ученик пойдет по накатанной. Но когда ты не смог решить одну, вторую, третью задачу, а помощи нет, самооценка падает, кажется, что ты без репетитора не справишься, — убеждена Надежда Долгушева. — Привыкнув к тотальному контролю, ребенок перестает готовиться дома самостоятельно. И репетитор становится обязательным условием для сдачи экзаменов.
Учить детей учиться
Группы для старшеклассников позволили оптимизировать часть работы. Однако некоторые родители в активности не уступали школьникам.
— Делать с ребенком домашнее задание — это порой очень, очень сложная задача, — признает Надежда. — Обычно задания по математике в первом-втором классе не вызывают особых затруднений. Но затем, когда начинаются задачи с решением в 3—4 действия, плывут все: и дети, и родители, которые не в состоянии объяснить на том уровне, который необходим ребенку. Знаете, когда младшеклассника папа начинает учить составлять уравнение. В итоге — сорванные нервы, каша в голове и желание сжечь учебник вместе с тетрадями.
Проект «Школа для родителей» начался с возмутившей одну из мам «безумной» задачи.
— Такие примеры постоянно ходят по соцсетям и собирают множество комментариев. Условно: «В пенале лежат две ручки. Сколько весит кактус». На самом деле это не бред. Таких заданий очень мало, и они учат ребенка понимать, что перед тобой — задача или нет. На первый взгляд все на месте: есть условие и вопрос, но одно не вытекает из другого. Это не задачи, а задания, подводящие к задачам, — объясняет учитель. — Когда я в очередной раз объясняла это родителям, то поняла, что репетитор по математике нужен не только детям, но и взрослым. Научиться учить своего ребенка, помочь ему понять и не забросить математику, чтобы потом не пришлось идти к платному педагогу.
«В пенале лежат две ручки. Сколько весит кактус». На самом деле это не бред. Таких заданий очень мало, и они учат ребенка понимать, что перед тобой — задача или нет».
Изобретать велосипед Надежда не стала. Создала группы в WhasApp также по классам: родители дошколят, первоклашек, второклашек — и так до восьмого класса. Условия те же: первый месяц бесплатно. Еще несколько родителей учатся по бартеру: они помогают Надежде оформлять идеи в яркие и красочные пособия. Одно из последних, например, — интерактивный блокнот, который можно бесплатно распечатать и изучать математику в игровой форме. (Скачать можно ЗДЕСЬ)
— Часть родителей начинали с немалой долей скептицизма: не верили, что смогут быть достойной заменой репетитора. Были и те, кто честно признавался: мне легче заплатить педагогу. Но большинство через две-три недели уже втягиваются, начинают понимать, как помочь детям. Важны не только знания, но и время, которое ты проводишь с ребенком, — уверена учитель. — Сейчас многие пишут благодарности, потому что и сами подтянули этот предмет, стали лучше понимать своего ребенка и при этом сэкономили семейный бюджет.
В рубрике «Мой бизнес» «Амурская правда» рассказывает истории местных предпринимателей. Вы хотите познакомить амурчан с продукцией или услугами, поделиться секретом успеха, а может, у вас просто качественный товар? Героями могут стать и те, кто запустил стартап, и те, у кого за плечами интересный опыт. Обращайтесь в центр «Мой бизнес» по адресу: г. Благовещенск, ул. Зейская, 287, тел. (4162) 772-646, e-mail amurfond@mail.ru или в АП novostiap@gmail.com с пометкой «Мой бизнес».
Центр поддержки предпринимательства оказывает субъектам малого и среднего предпринимательства Амурской области услугу по регистрации товарного знака. Подробную информацию можно получить по адресу: город Благовещенск, улица Чайковского, 1, кабинет 202 или по телефону 8-914-550-00-80.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии