Год потерь
Как и год назад, в малом зале ОКЦ душевно и уютно. И даже Валентина Калита перед началом церемонии признается: «Я здесь не как мэр, а как поклонник стихов Леонида Андреевича». Но торжество откроется не с поэзии, а с прозы — со сцены из спектакля «Счастливые люди», поставленного в прошлом году в Амурском театре драмы по пьесе Завальнюка и Анны Богачевой. Спустя 48 лет после написания она актуальна, как никогда: человек может быть счастливым здесь и сейчас, даже вдали от столицы — даже в маленьком Благовещенске, где и происходит действие спектакля. Но все-таки Завальнюк — это стихи.
Фото: Андрей Ильинский
— Когда я в детстве писал сочинения — а делал я это вместе со своей бабушкой, учителем русского языка и литературы Верой Алексеевной Быковой — главным было подобрать правильный эпиграф, — рассказал инициатор проекта «Леонид Завальнюк. Возвращение в Благовещенск», генеральный директор медиахолдинга «Амур.инфо» Игорь Горевой. — Вот я вчера думал, какой эпиграф подобрать к сегодняшнему дню из Завальнюка. И он такой:
«Ты не пугай меня, далекий скрип ворот,
Равно приемлю жизнь твою и умиранье.
И если даже время загноится в ране,
Душа мне вечность новую наврет.
И я пойду поверх всего, что есть,
Своею правдой новою влекомый,
Твои надежды и твои законы
Привычно изживая, как болезнь...»
Игорь Горевой отметил: обычно на вручении премии он подводит итоги за год. В 2019-м это, конечно, спектакль в театре, школьный конкурс чтецов стихотворений Завальнюка и аккаунт поэта в Инстаграм, где поклонники творчества поэта могут читать его произведения.
— Но, конечно, эпиграф был не об этом, — признался Игорь Геннадьевич. — За этот год от нас ушли два человека, которые очень много значат для творчества Завальнюка. Которые были с ним близки: лично и духовно. В последний день прошлого года умерла Наталья Марковна Завальнюк. В последние месяцы она работала с Александром Андреевичем Белым — удивительным человеком — над сборником стихов Завальнюка. Он имеет четкую структуру: первая часть — произведения, которые вышли при жизни поэта, вторая — после смерти. Наталья Марковна и Александр Белый достали всё, что было из столов, ящиков, из записных книжек и составили из неопубликованных произведений третью часть. Получилось почти 700 страниц. Белый очень подгонял сборник, торопил меня с обложкой. И вот 7 сентября сборник был сдан в издательство, а 8 сентября Александр Андреевич умер. Не выходя из сна. Тихо, спокойно, как написала его жена.
Уникальный сборник получит в подарок каждый учитель русского языка и литературы Благовещенска — так хотели его издатели. «Потому что именно учителя литературы — это главные создатели новых людей», — подчеркнул Горевой.
Живое слово поэта
В этот вечер школьники и студенты снова читали пронзительные и ироничные стихи, а оркестр Amur Jazz Band под руководством Анатолия Хопатько исполнял песни Завальнюка, которые когда-то наизусть пел весь Советский союз. Неожиданно на экране появится сам Леонид Андреевич — это архивные кадры «Альфа-канала», сделанные в 2004 году во время последнего приезда в Благовещенск.
— Не порицая, ни дивясь, не трогайте руками — поэт единственная связь с грядущими веками, — гордо прочтет отрывок из своего стихотворения Завальнюк и признается. — Поэт чувствует, что на нем лежит огромная ответственность. Потому что он как единственный канал, единственный провод, который соединяет очень важные вещи.
А следом Наталья Марковна скажет о гениальном муже:
— Он был немножко над этим миром. Он был немножко потусторонний человек. Вот этот космос, о котором люди говорят, он присутствовал. Он даже моим не был. Он всегда был где-то выше.
Завальнюк поднялся так высоко, что спустя десятки лет его творчество — высочайшая планка для амурских писателей, честно скажет председатель жюри премии, завкафедрой русского языка и литературы БГПУ Александр Урманов.
— С точки зрения Завальнюка, культура — это наше величайшее наследие, дар, который мы не можем бездарно промотать. Премия носит имя Леонида Андреевича — и она ко многому обязывает всех, кто к ней так или иначе причастен, — уверен Александр Урманов. — В первую очередь — писателей. Общество ждет от вас не самолюбования, не выполнения казенного заказа, не развлечений, не формальной эквилибристики, а честного, правдивого слова о том, что сейчас происходит со страной и с народом. Она ждет служения высоким идеалам и требует дотянуться до той самой планки, которую задал Леонид Завальнюк.
Не покидает нас любовь
В этом году к планке стремились 9 кандидатов в двух номинациях: «Лучшее литературное произведение» и «За вклад в развитие культуры Приамурья». Победителем в первой стала Валентина Кобзарь, номинированная за книгу «Волшебный Благовещенск. Сказки и картинки». Всего на один голос меньше по итогам тайного голосования жюри получил Алексей Воронков с романом «Албазинец».
Фото: Андрей Ильинский
— Хочется петь Завальнюка: не покидает нас любовь. Все хорошее от любви, и эта премия от любви к творчеству Леонида Андреевича. А мои книги тоже от любви — к Чехову и Благовещенску, — призналась Валентина Кобзарь. — Я раньше была среднестатистическим жителем России и Советского союза, который слышал, знал и любил эти песни, но не знал, кто их автор. Конечно, спасибо этому проекту, который Игорь Горевой затеял и так красиво, масштабно и разнообразно ведет. Я думаю, премия выйдет на дальневосточный уровень. В этом году проводится дальневосточная литературная премия имени нашего дальневосточника Арсеньева. Участвуют все-все-все, а жюри сидит в Москве. Давайте продвигать свою премию Завальнюка на Дальний Восток, потом на всю Россию, а ее центр пусть всегда будет в Благовещенске.
Победителя в номинации «За вклад в развитие культуры Приамурья» назвал член жюри, известный литературный редактор Владислав Лецик — им стал его давний друг Игорь Игнатенко за повесть в новеллах «Детство Егорки». Игорь Данилович с невозмутимым спокойствием получил награду, а потом назвал причину такой сдержанности.
— Давно мы выступали на чествовании бригад коммунистического труда завода «Амурский металлист»: я, Любовь Ивановна Антонова и Саша Бобошко, тогда еще молодой бард. Был концерт, мы выступили, нам выделили отдельный столик и хорошо угощали. И каждому потом выдали диплом, — рассказал Игорь Игнатенко. — Почему я вот так, не дрогнувши лицом, так слушал своего старинного друга Владислава Лецика. Потому что в дипломе, который мне дали ребята из коммунистический бригад, было написано следующее (держитесь на стульях): Игорю Игнатенко за огромный вклад в мировую литературу (в зале смех и бурные аплодисменты. — Прим. АП). Я храню этот диплом как искреннее свидетельство своих земляков, что они меня читали. Это самое главное для меня — иметь своего читателя.
Народные фавориты
Своих победителей выбрали и сами амурчане: народное голосование за номинантов проходило на сайте Амурской областной научной библиотеки. Мнения профессионального и народного жюри разошлись. Так, в номинации за культурный вклад победил спектакль «Счастливые люди» режиссера Павла Рукавицына.
— Спектакль рождался не просто, — призналась директор театра Татьяна Бедина, получая приз. — Мы искали пьесу, которая бы отражала нашу область, наш город. Мы, наверное, единственный в дальневосточном округе театр, который рассказывает историю — мы театр краеведения. Выбор пал на пьесу Леонида Завальнюка «Далеко от Москвы», по этому произведению был снят фильм. Но сначала надо было получить разрешение вдовы автора — Игорь Геннадьевич взялся нам помочь и помог. Но мы решили не называть спектакль «Далеко от Москвы». Решили, что это будет про наш город и наших людей — счастливых. Которые жили заботами, искренне верили и любили этот город. Сегодня мы тоже хотим, чтобы наши жители любили, ценили, хранили свой город и не бежали из него. У нас тут живут счастливые люди — я себя к этой категории отношу.
Татьяна Федоровна призналась — много лет назад (говорить, сколько именно, отказалась) — она взяла автограф у известного в Благовещенске поэта Леонида Завальнюка.
— Я тогда была молоденькой девчонкой, работала на телевидении. И меня окружал потрясающий питерский богемный мир, мне дарили стихи, везде водили. И однажды я пошла на творческую встречу с Завальнюком, — рассказала «Амурской правде» Татьяна Бедина. — Он был известен, красив, с харизмой. И многие за честь считали познакомиться с ним и общаться. Я уже знала его стихи наизусть. Помню, что к нему выстроилась очередь. Я где-то достала тоненькую книжечку-лапшичку с его стихами и протянула для автографа. Он на ней нарисовал котенка: ушки, глазки, хвостик. И спросил: «Как звать?» Я говорю: «Татьяна». Он написал: «Танюшке на память». Я эту книгу долго хранила, а потом у меня ее спёрли.
Директор областного театра недолго хранила еще одну ценную вещь:
— Мы от Натальи Марковны получили бумагу. На желтом, старинном листочке в клеточку (где она его взяла — не знаю) написано, что она разрешает нам поставить спектакль и называть пьесу «Счастливые люди». Когда Наталья Марковна умерла, мы посчитали, что не очень правильно хранить у себя такой важный документ — и передали его в Дом-музей Саяпина, когда там открывалась экспозиция Леонида Завальнюка.
Победитель в номинации «Лучшее произведение» для многих стал неожиданностью — читатели проголосовали за роман Евгении Кретовой «Навигатор из Нерюнгри».
— Это роман наших современников, ребят из Москвы, Новосибирска, Питера и Нерюнгри, в руках которых оказалась судьба Единой галактики. У меня молодежная проза, рассчитанная как раз на ту самую аудиторию, про которую сегодня говорят «они не читают» — а они читают. Они за меня и проголосовали, — улыбается Евгения Кретова, оставившая Москву ради Благовещенска и юриспруденцию ради литературы. — Я очень рада, приз зрительских симпатий, наверное, более ценный, чем мнение профессионального жюри. Потому что они оценивают все-таки немного другое.
Сейчас писательница готовит к публикации мистического триллера — это будет роман и 11-серийный аудиоспектакль.
«Я помню его солдатиком из Среднебелой»
Среди гостей вечера был человек, который слышал и стихи, и прозу Завальнюка одним из самых первых — от самого поэта. Юлий Гофман — сын Марка Гофмана, редактора Амурского книжного издательства и лучшего друга Леонида Завальнюка. «Я помню его еще солдатиком из Среднебелой, он там в армии служил», — говорит Гофман-младший.
— Он все время у нас дома читал что-то новое, — вспоминает Юлий Маркович. — Были какие-то отрывки, которые он выбрасывал, перерабатывал. Поэтому большинство стихов, которые сегодня читали, написаны на моей памяти. И книга о Родьке при мне писалась — Родька же практически мой ровесник. Помню, как родители меня на него оставляли, он брал меня с собой гулять, мы ходили по городу. Потом он уехал учиться в литинститут, но приезжал каждый год, привозил сокурсников. Он в детстве мне даже ружье подарил охотничье — у меня фотография есть. Но мне по характеру оно никак не пригодилось. Куда-то потом делось.
Писатель и редактор дружили больше полувека. После переезда в Москву Леонид Завальнюк каждый год приезжал в творческий отпуск в Благовещенск. И дом Гофманов всегда был его домом. Однако в лихие 90-е поездки прекратились.
— У него просто не было возможности прилетать. Он был вынужден заниматься извозом, чтоб заработать на жизнь — да, он таксовал, — удивляет Юлий Гофман. — На стихи было не прожить, да и песни его стали не востребованы. Последний раз он приезжал в 2004 году — это была наша последняя встреча. А вообще трудно что-то сказать, когда всю жизнь человека знаешь.
Обоюдное возвращение
После окончания церемонии мэр Благовещенска, тоже читавшая со сцены строчки Завальнюка, предложила — пятилетие премии в следующем году должно пройти в большом зале ОКЦ.
— Загадывать не будем — главное ведь не размеры зала, хотя это имеет большое значение, — подчеркивает Игорь Горевой. — Мы каждый год говорим, что будет большой, но у меня есть опасения, что вот эта теплота там расползется по углам. Мы же сейчас обсуждаем, что должно быть во время юбилейной премии. Хочу пригласить Сергея Таюшева и Татьяну Рузавину. Потому что их знают и любят, они придают особую душевность песням Завальнюка и Саульского.
Игорь Горевой признается: юбилей премии не должен никого удивить — она просто должна сделать то, ради чего задумывалась: чтобы с каждым годом о Леониде Завальнюке узнавало больше людей.
— Благодаря этому проекту, этой премии не только он возвращается к нам — эта наша попытка возвращения, приближения к нему и к его творчеству, — уверен Александр Урманов. — Каждый из нас, читая строчки Леонида Андреевича, приближается к этому космосу. А иногда мы делаем это вместе — как сегодня, всем залом. Я видел, что мы как будто поднимались выше. Это невероятно. До слёз.
Добавить комментарий
Комментарии