Фото: www.minust.cap.ruФото: www.minust.cap.ru

«Наблюдатели гарантируют прозрачность процедуры»

Владимир Седов, председатель Общественной палаты Амурской области:

— Базой законности и легитимности для любого конституционного строя является существующая возможность для избирателей легально вносить в него изменения, обусловленные меняющейся ситуацией. Международная практика и опыт современных государств по внесению изменений в Основной закон страны свидетельствует о большом разнообразии подходов и форм внесения поправок или изменения положений национальной Конституции. Каждое государство при выборе процедуры опирается на свои национальные, правовые и даже экономические условия. Формы такого участия могут быть различны. Как правило, население привлекается к участию во всенародных плебисцитах только в тех случаях, когда его воля действительно необходима для принятия решения по важным вопросам развития и деятельности государства.

На площадке Общественной палаты уже звучал вопрос, можно ли голосовать за все поправки разом или необходимо высказывать своё мнение в отношении каждой поправки в отдельности. В мировой практике такие ситуации уже рассматривались. Венецианская комиссия признает проведение голосования по проекту правового акта в целом, а не за или против отдельных поправок, включенных в этот проект. Ряд государств использовали такое голосование в своей истории при внесении изменений в свои Основные законы.

Интересное и специфичное для нашей страны отличие —  участие наблюдателей. Право назначения наблюдателей, делегированное общественным палатам, гарантирует большую прозрачность процедуры. При этом, законодательство зарубежных государств такие права для наблюдателей не предусматривает.

«В XXI новые конституции приняли 45 стран»

Татьяна Бутенко, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Амурского государственного университета:

— Конституция, как самый важный и главный закон любого государства, должна отвечать интересам современного общества. С учетом развития государства, смены формаций, изменения социально-экономических отношений необходимо и этот закон корректировать посредством внесения поправок или принятия нового главного закона страны. Конституции России 26 лет. С момента ее принятия многое изменилось: уровень жизни и в целом настроение населения, нормативное регулирование, участие в международных отношениях, интенсификация цифровизации, что требует определенной защищенности для людей, реализации их прав.

В XXI веке новые конституции были приняты в 45 из 201 государства мира. Конституции 44 государств действуют уже более полувека, а 6 основных законов в США, Норвегии, Бельгии, Аргентины, Канады, Люксембурга имеют более чем полуторавековую историю.

Надо сказать, что какого-то унифицированного механизма внесения поправок в основной закон страны нет. Порядок принятия поправок, время для обсуждения и согласования текста поправок, сроки принятия поправок во всех странах разные. Например, в Греции решение о проведении референдума было принято и реализовано в течение практически 10 календарных дней.

Также нет единого подхода к условиям признания референдума состоявшимся. В России при проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. А, например, в Австрии, Андорре, Канаде, Испании, Швейцарии и других странах вообще отсутствует порог явки как условие признания референдума состоявшимся.

Процесс принятия поправок в Конституцию в Российской Федерации имеет свои особенности, он не идет вразрез с международной практикой и не нарушает конституционных прав граждан, что подтверждается соответствующим решением Конституционного суда РФ.

«Мы не меняем конституционные принципы Российского государства»

Жаккелина Орлова, председатель правления Амурского областного союза женщин, член Общественной палаты области:

— Международная практика по принятию поправок в конституцию довольно обширна.  Россия — это федеративное государство. С этой точки зрения, принимая поправки, мы соответствуем международным нормам, поскольку для федеративного государства обязательно участие субъектов федерации и одобрения субъектами всех поправок.

Я позитивно оцениваю выбранную форму общероссийского голосования. Уникален опыт принятия конституционного закона о проведении всенародного голосования, которое не является референдумом. Во многих странах проведения референдума и одобрения избирателей вообще не требуется. Принимая поправки, мы совмещаем нормы и опыт разных государств. У нас поправки вступят в силу только после того, как 50% проголосовавших одобрят поправки и никак иначе.

На мой взгляд, негативное восприятие вносимых поправок может формироваться у тех, кто с ними не ознакомился. Поскольку Союз женщин эти поправки формировал, обсуждал, для нас они имеют большое значение, особенно те, которые касаются социального направления. Это, в первую очередь, социальное обеспечение граждан, приоритеты государственной политики в отношении детей и семей.

Кроме всего прочего, надо отметить, что в самой Конституции прописан запрет о внесении изменений в первую, вторую и девятую главы. Эти главы определяют саму конституционность строя, в них изменения не вносятся. То есть, мы не меняем конституционные принципы Российского государства, мы определяем, прежде всего, в каких полномочиях государство, в качестве социального государства, ответственно перед населением.

«Вся эта масштабная работа не является изобретением нашего государства»

Светлана Тюкалова, региональный руководитель ассоциации «Национальный общественный мониторинг»:

— Сегодня в различных общедоступных источниках можно встретить информацию о том, что процедура принятия изменений в Конституцию недемократична и нелегитимна. На чём основываются авторы, сказать сложно. Вся страна принимала активное участие, поправки обсуждались на всех уровнях, любой гражданин мог внести свои предложения через различные институты гражданского общества. Все предложения направляли в специально созданную рабочую группу. Вся эта масштабная работа отнюдь не является изобретением нашего государства. В новом докладе, подготовленном Ассоциацией «Независимый общественный мониторинг» и Российским институтом избирательного права, проанализирован международный опыт изменения Основного закона страны. Вывод однозначен: процедура внесения поправок в Конституцию Российской Федерации полностью согласуется с международной практикой и соответствует рекомендациям межгосударственных организаций.

Сегодня принимаются серьёзные меры для обеспечения всестороннего общественного контроля за голосованием — общественные палаты регионов, некоммерческие организации, представители политических партий, журналисты будут присутствовать на избирательных участках в день голосования.

Ассоциация НОМ не первый год осуществляет масштабную комплексную деятельность по организации общественного наблюдения и мониторинга за соблюдением законности и открытости демократических процедур в России. Региональное представительство ассоциации готово обеспечить мониторинг и экспертную поддержку на всех этапах подготовки и проведения общероссийского голосования на территории Амурской области. Сегодня ведётся работа по развитию цифровых ресурсов, подготовка информационно-методической базы для участников общественного мониторинга. Создана уникальная платформа для наблюдения за выборами различного уровня – NOM24.ru. Информация о нарушениях, а также все материалы (фото, видео, информация о проверке) публикуются на сайте hnom24.ru, любой желающий может, зайдя на сайт, ознакомиться с результатами проверки нарушений экспертами НОМ.

Мнение

Любовь Хащева, уполномоченный по правам человека в Амурской области:

Совершенствование действующей Конституции России — не спонтанный, а давно ожидаемый процесс. Обсуждаемые не только в России, но и во всем мире поправки в российскую Конституцию, которые предложены президентом Российской Федерации, — это логичное следствие многолетнего развития.

Возрастная категория материалов: 18+