Ступенька в будущее
— Галина Михайловна, расскажите о всероссийской инженерной олимпиаде, площадкой для которой БГПУ является.
— Самой олимпиаде кружкового движения Национальной технологической инициативы (КД НТИ) — уже пять лет, она проводится кружковым движением НТИ, агентством стратегических инициатив, российской венчурной компанией в партнерстве с крупнейшими университетами и ведущими технологическими компаниями страны. Благовещенский педагогический университет четвертый год участвует в ней. В 2017 году мы с нашими школьниками впервые побывали на финале олимпиады в Сочи, где было представлено около 10 профилей.
18 ребят в этом году вышло в финал всероссийской инженерной олимпиады под кураторством БГПУ, это учащиеся 6—11-х классов
Никто из амурчан в тот год не победил, но ребята получили большой толчок к дальнейшему своему развитию. Двое из них позже стали призерами олимпиады — Артем Насонов и Матвей Плевако. Артем сейчас оканчивает 11-й класс в престижном 239-м лицее Санкт-Петербурга и в этом году победил в профиле «информационная безопасность». А Матвей учится на втором курсе Университета Иннополиса (Татарстан). Это мероприятие нам нравится своим форматом, теми задачами, которые ставятся перед ребятами, тем праздником, в который превращается финал.
— То есть это ступенька в будущую профессию?
— Это окно в мир для наших детей. Даже само участие в финале является значимым событием в их жизни и в учебном году. Олимпиада КД НТИ растет в своем размере, в этом году в финале было уже около 1,5 тысячи участников. Она распределена по территориям и по времени, поэтапно проводится во многих городах. Это большая олимпиада, а значит, больше шансов у наших ребят попасть туда.
Многие из тех, кто уже участвовал в ней, потом продолжают обучение в престижных лицеях страны, поступают вне конкурса в вузы. Например, Матвей Плевако в 2018 году как победитель поступил вне конкурса в Университет Иннополиса и бесплатно учится на факультете информатики и вычислительной техники. Все обучение ведется там на английском языке.
Как ни странно, решающую роль в выполнении заданий олимпиады играют порой не знания ребят, а их умение работать в команде.
Чтобы иметь дополнительные преимущества при поступлении в вуз, ребенок должен стать победителем или призером в личном этапе олимпиады. Этот диплом достигается следующим путем: нужно на высоком уровне выполнить командную задачу и еще по двум предметам пройти личные индивидуальные туры. Итоговый балл складывается из суммарных баллов. Льготы при поступлении в вузы имеют только победители и призеры олимпиад, которые включены в единый список российского совета школьных олимпиад. Этот список принимается ежегодно Министерством просвещения РФ в конце лета.
Среднее и старшее звено
— Учащиеся каких классов в этом году участвовали в ней?
— В финал олимпиады под нашим кураторством в этом году вышло 18 ребят. Это учащиеся 6—11-х классов. Кстати, по мере развития олимпиады в ней появился еще и студенческий трек. И некоторые ребята, которые прежде были финалистами школьных профилей, теперь стали финалистами студенческих треков. На днях в Иннополисе завершился трек по интеллектуальным робототехническим системам. И бывший выпускник лицея БГПУ Андрей Русинович, который в 2018 году школьником победил в олимпиаде (сейчас он учится в московском вузе), вошел в финал студенческого трека. Вместе с ним участвовали и трое ребят из нашего педагогического университета.
— В каких профилях-треках участвуют наши дети?
— Мы участвовали в 26 треках, среди которых — цифровые сенсорные системы, нейротехнологии и когнитивные науки, водные робототехнические системы, искусственный интеллект, интеллектуальные энергетические системы, интеллектуальные робототехнические системы. Все эти треки успели пройти в очном режиме. А сейчас в связи с пандемией коронавируса все финалы будут проходить дистанционно, школьники и студенты будут на местах выполнять задания, а потом отправлять их членам жюри. Так, трек автоматизация бизнес-процессов, который должен был проводиться в Москве компанией «1С», теперь проходит дистанционно. Вообще, у каждого трека есть свой «хозяин», каждый профиль курирует какая-либо компания, которая придумывает задания ребятам. За искусственный интеллект, к примеру, отвечал Сбербанк, их академия искусственного интеллекта.
— А куда наши ребята уже выезжали?
— Мы выезжали во Владивосток, Новосибирск, Зеленоград, Москву и Иннополис. Начиная с 12 февраля у нас проходят треки. С последнего мероприятия наши дети вернулись 23 марта, прилетели из Иннополиса. Трое ребят в этом году стали призерами: ученики 11-го класса школы № 5 Денис Верховцов и Александр Намойлик в треке цифровые сенсорные системы, а также 11-классник 14-й школы Артем Дыбов в треке водные робототехнические системы. А осенью наши ребята Ярослав Харисенко и Максим Гришин (ученики седьмых классов 1-й гимназии и 11-го лицея Благовещенска) в составе команды стали победителями олимпиады КД НТИ-юниор в треке технологии для человека, который проходил во Владивостоке.
От личного к командному
— Как можно стать участником олимпиады?
— Когда в нашем центре организации довузовского образования ведется набор детей, предлагаются различные направления. В перечне указывается, что можно, двигаясь по индивидуальной траектории, пройдя начальные курсы по тому или иному направлению (допустим, по электронике, программированию, робототехнике), уже войти в состав группы по подготовке к олимпиаде на базе БГПУ. Но обычно мы проводим широкую массовую работу в школах, стараемся как можно шире рассказать об этой олимпиаде. Например, в 16-й школе в День изобретателя мы проводили мастер-класс, где участники олимпиады рассказывали другим детям о ней.
— Что самое сложное в подготовке школьников к олимпиаде?
— Скомпоновать команду на втором этапе олимпиады. Первый этап — это индивидуальная работа, решение задач по различным предметам: математике, физике, биологии. По математике и информатике мы можем оказывать помощь, сориентировать, что нужно изучить, посмотреть, чтобы подготовиться к следующему этапу. После первого этапа мы получаем от организатора список детей, которые прошли во второй тур. На этом этапе начинаем выяснять, какие треки ребята выбрали, и пытаемся скомпоновать команды. Причем команда может быть распределена по России, но удобнее все-таки, когда дети из одного региона. Как ни странно, решающую роль порой играют не знания ребят, а их умение работать в команде. В прошлом году в двух профилях было по две наших команды, и это замечательно. Команде-победителю вручается почетный флаг, он у нас с прошлого года висит в кабинете.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии