Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский

Фото: Андрей Ильинский

Слезы не высохли

— Станислав Юрьевич, три года назад в интервью «Амурской правде» вы сказали, что у вас два праздника со слезами на глазах: День Победы и День местного самоуправления. И слезы от последнего высохнут, когда система межбюджетных отношений изменится кардинально. Что-то изменилось или свой праздник муниципалитеты снова встречают со слезами на глазах? 

— Недавно городская Счетная палата проверила исполнение нашего бюджета и сделала вывод, что, мол, мы неправильно планируем доходы и часто меняем бюджет.  По методике считается: чем меньшее количество раз изменяется бюджет, тем качественнее он сформирован. Но жизнь муниципалитетов протекает по своим правилам. Конечно, если бы в любом местном бюджете сразу было столько денег, которое нужно муниципалитету,  все бы раз в год планировали и прекрасно жили. Но, к сожалению, в жизни все не так.

Мы надеемся на предстоящие изменения в Конституцию. В поправках есть хорошая, жесткая строка — без финансирования полномочия муниципальным образованиям переданы быть не могут. Но в чем главная беда? В том, что никто в России не знает,  сколько стоят вопросы местного значения. Их у нас больше 40, но никто не считал, сколько нужно денег на их исполнение. Нет единицы измерения: в рублях на жителя, на километр дорог и так далее. Просто нет.

— Вы сами не пробовали посчитать?

— Мы пытались, но у нас не хватило компетенции. Ну, не хватило. Заказывать где-то в институтах, университетах — у нас денег столько нет. Пришли к пониманию: для того чтобы муниципальное образование более или менее могло исполнять свои обязанности и самые насущные просьбы населения, нужно, чтобы собственных налоговых доходов на одного жителя приходилась хотя бы одна минимальная зарплата, принятая по региону. Сейчас она по Белогорску 19,4 тысячи рублей, а в бюджете на одного жителя города приходится 11 тысяч, а если убрать все дотации — всего 9! И поэтому слезы не высыхают.

Фото: Андрей Ильинский

— А на уровне области муниципалитеты слышат?

— Надо отдать должное губернатору Василию Александровичу Орлову, он слушает и слышит муниципалитеты, нашу ассоциацию. Недавно муниципалитетам разрешили оставлять в местном бюджете 10 процентов от упрощенного налога.

— Это для вас значимо?  

— Конечно! Раньше все 100 процентов уходили на уровень региона. Мы объяснили губернатору свою позицию и нашли понимание. На ближайшем совете глав будем обсуждать увеличение этой доли до 30 процентов. Конечно, нам бы хотелось до 50, но хотя бы 30.

21

апреля в России отмечается День местного самоуправления. Праздник учрежден в 2013 году указом президента для повышения роли и значения института местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества

Через ассоциацию мы доносим разные тонкости, которые простому обывателю, может быть, непонятны и неинтересны, но знать об этом не помешало бы. Так, с нового года вместе с полномочиями, которые муниципалитетам передает регион, нам передают и деньги на их исполнение. Например, приобретение квартир для детей-сирот. Все знают, что за это отвечает региональное правительство, но по умолчанию — за все отвечает муниципалитет. Белогорску, условно, дают 20 миллионов рублей на покупку. Но на самом деле для приобретения этих квартир нужно, чтобы минимум 1—2 специалиста городской администрации днями работали: искали, объявляли конкурсные процедуры, ездили на обследования и так далее. При этом у специалиста есть своя работа, за которую ему платит муниципалитет. Плюс связь, транспортные расходы. Немного в России регионов, где губернаторы пошли навстречу муниципалитетам, как в Амурской области. Теперь в каждой субсидии, которую нам выделяет область, от 0,5 до 1,5 процента идет на исполнение полномочий. По факту кажется, что деньги небольшие, но тем не менее система взаимоотношений становится более справедливой.

Фото: Андрей Ильинский

Конечно, минфин иногда не очень этим доволен — его позиция понятна, он оберегает бюджетные деньги. Но губернатор отвечает за развитие и понимает, что если муниципалитеты будут по-прежнему ходить с протянутой рукой и не выполнять то, что справедливо просят граждане, то никакого изменения и улучшения жизни людей в области не будет.  

Несправедливая методика

— Какие еще изменения необходимы в системе межбюджетных отношений?

— На мой взгляд, в регионе устарела методика — она сложилась еще в 2008 году. Но с той поры время изменилось, страна стала другой — а кардинально изменить методику не получается. К примеру, Белогорск, по моему мнению и нашим расчетам, самый недолюбленный методикой город в Амурской области. Например, дополнительный норматив по НДФЛ у нас один из самых низких, остается всего 5 процентов, а где-то — 60. Нам говорят: у вас с доходами все хорошо, а в области есть сложные муниципальные образования. Мы привыкли работать в сложных условиях и при этом еще что-то делать. И я всегда говорю: на то, чтобы ничего не делать, в Белогорске деньги есть. Приходить на работу, сидеть и изображать бурную деятельность. А на то, чтобы что-то делать, надо постоянно изыскивать.

— В Амурской области 29 муниципальных образований. Одним повезло — к ним пришли инвесторы мирового уровня, у кого-то на территории космодром, ГЭС. Как быть тем, у кого ничего нет?

4

километра дорог было освещено в Белогорске в 2008 году, сейчас — 100 километров

— Я раньше тоже говорил: вот в Райчихинске — уголь, в Бурее, Зее — ГЭС, в Циолковском — космодром, где-то —  золото, лес. А у нас ничего не было. И в 2014 году мы услышали президента во время его послания Федеральному собранию, поработали и в 2015 году сделали в Белогорске территорию опережающего развития. И вот результат. Но было непросто. Далеко не в каждом городе президент открывает заводы —  маслоэкстракционный завод в Белогорске запустил Владимир Путин. Скоро в ТОР должен открыться комбикормовый завод.

— То есть все зависит от желания главы и его команды?  

— Я помню притчу, которую говорил уважаемый мною Роберт Каминский: «Свободный был бедный и несчастный город, летела над нами жар-птица — и мы схватили ее». Там появился Газпром. Мы жар-птиц не ловили — мы просто пахали. И эта наша пахота привела к тому, что белогорцы довольны тем городом, в котором живут. Они увидели и почувствовали, что город изменился. В каждой территории глава может сделать так, чтобы его муниципалитет менялся. Да, есть сложности, есть трудности, но при желании все можно решить.

Фото: Андрей Ильинский

Понятно, что не все решается самостоятельно. Нам очень помогает правительство, сегодня у областного бюджета очень хорошие возможности. Я помню, какие сложности испытывал бюджет при Кожемяко и Козлове. И помню, как в сердцах Александр Александрович говорил главам: «Что вы от меня хотите?! Финансовое состояние любого муниципального образования лучше, чем у областного бюджета». Мы с пониманием к этому относились. Потому что схема у региона была примерно такая: 30 миллиардов — доходов, 30 — расходов, 30 — долг. Сейчас все по-другому, благодаря инвесторам и работе правительства доходы превысят 80 миллиардов, долг — 27 миллиардов.   

Повторю без всякой лести — губернатор нас слышит. Но многое зависит от самих глав, они должны правильно и грамотно подавать информацию. Для того чтобы попросить, надо сформулировать то, что ты хочешь, почему городу или району это надо, нужно  обоснование. Но, к великому сожалению, не всегда у глав это получается. Просто «дайте денег» уже не работает. Я говорю об этом открыто, пусть на меня обижаются.

Почему передача здравоохранения региону — ошибка?

— Вы активно говорите о том, что передача здравоохранения на региональный уровень — неэффективно. Почему? Ведь, по сути, минздрав забрал на себя все проблемы и финансирует полномочия.

— Потому что люди все равно считают, что за все отвечает глава и администрация. Им все эти уровни власти не интересны — им по большому счету все равно. Я не могу главврачу поставить задачу, спросить с него, не могу вмешиваться — могу только о чем-то просить. И чем-то помочь. Я искренне убежден, что, когда в 2012 году полномочия по здравоохранению передали на уровень региона, это была большая-большая ошибка. Минздраву непросто управлять из Благовещенска таким большим хозяйством, как Белогорская больница. Я считаю, что если больница находится здесь и люди справедливо спрашивают за ее работу с городских властей, то мы должны ею управлять и отвечать за нее.

— Сегодня между главами есть живое общение, взаимопомощь?

— У нас есть группа в WhatsApp, мы там постоянно общаемся и обсуждаем. Недавно решали, какую дорожную и коммунальную технику купить — это была идея губернатора. Понятно: полицейские машины нужны, скорые — нужны, школьные автобусы — нужны. Мы сообща выбрали оптимальную технику для городов, для районов — министерство транспорта закупит и передаст нам. Это ж круто! Это и есть работа ассоциации.  

—  Главы работают одной командой?

— Все разные, у всех свое мнение, но у подавляющего большинства есть понимание, куда мы идем. Мы понимаем, что главный в области — губернатор, и мы должны ему помогать. И он понимает, что надо на нас опираться. Мне, например, очень понравилось, когда в самом начале своей деятельности Василий Александрович проранжировал властную иерархию. Сказал, что министр и глава для него стоят на одной ступени. Это сбило спесь с некоторых министров. Мы теперь говорим: постойте, а у нас другое мнение. Очень хорошо, что губернатор разрешил главам общаться напрямую — через электронное письмо, через SMS. Главы этим пользуются, реакция всегда есть.

— Счастливое муниципальное образование — оно какое?  

— То, которое не ходит с протянутой рукой. Точка.

Возрастная категория материалов: 18+