От спичек до памятников архитектуры
Нехватка рабочей силы на границе империи чувствовалась особенно остро до ввода в эксплуатацию Транссибирской, Уссурийской и Амурской железных дорог. Доставка рабочих из центральных губерний страны на Дальний Восток обходилась дорого и занимала немало времени. По подсчетам историков, в начале прошлого века поток китайцев, приезжающих работать на территорию нынешней Амурской области и Приморья, превышал численность современного Благовещенска. Использование русских рабочих обходилось местным предприятиям в полтора-два раза дороже. К тому же у китайцев было «меньше праздников и прогульных дней, чем у русских».
10
процентов от общего числа жителей города составляла доля китайцев в начале XX века в Благовещенске
Китайский труд активно использовали амурские золотопромышленники, крестьяне, владельцы заводов и фабрик. «Желтый труд» применялся в погрузочно-разгрузочных работах на железной дороге, при строительстве домов, заготовке леса, на кирпичных, винокуренных, пивоваренных заводах. Китайцы работали столярами, плотниками, дровосеками, мелкими торговцами. В 1902‑м, например, китайцы составили большинство рабочих и на спичечном заводе Лукина (впоследствии — спичечная фабрика «Искра», закрывшаяся в связи с банкротством в конце 1990‑х. — Прим. АП).
Труд китайских рабочих использовался и при строительстве зданий, которые сегодня являются памятниками архитектуры — Дома военного губернатора, универсального магазина торгового дома «Кунст и Альберс» и других зданий. Военные события 1900 года нанесли большой материальный ущерб обеим странам. Летом 1900‑го было остановлено всякое строительство в городе, китайских рабочих рук лишились сельское хозяйство, прииски, была прекращена китайская торговля. Только в Благовещенске в это время закрылись 300 китайских лавок.
Содержание китайского чернорабочего обходилось в начале века в 120 рублей в год, русского — в 180. Архивные фото.
Однако постепенно китайцы начали возвращаться в город на Амуре. В основном «желтое» население города составляли мужчины, приезжавшие на сезонные заработки. Но были и такие, кто решал остаться на более длительный срок. В 1907 году только в Благовещенске числилось около четырех тысяч китайцев. По отчету биржевого комитета благовещенской биржи за 1911 год, на речном транспорте до 40 процентов матросов составляли китайцы.
«В город продолжают прибывать китайцы и, как дешевые рабочие, местами вытесняют русских. Китайцы встречаются на пристани и среди матросов, на кирпичных заводах и постройках; на спичечном заводе Лукина они работают вместо прежних русских мальчиков», — писала 2 июня 1902 года «Амурская газета».
Амбулатория, дороги и охрана
Чтобы устранить «зло и пороки», по приказу военного губернатора была создана комиссия по благоустройству китайского квартала, которая даже думала перенести китайскую слободку на расстояние от города в семь-восемь верст. Однако в этом случае Благовещенск лишился бы «возможности подспорного пользования китайским трудом». И китайский квартал остался на своем прежнем месте. К лету следующего года здесь была открыта амбулатория, которая содержалась за счет средств, собираемых с китайского населения. Заведовал амбулаторией школьный фельдшер. Сначала китайцы отказывались от медицинской помощи, но уже через несколько месяцев к фельдшеру обращалось до 50 человек в день.
Торговля была одним из основных занятий подданных соседнего государства. Архивное фото.
Особой проблемой для полиции были опиокурение, азартные игры и нелегальные дома терпимости. Для усиления полицейского контроля шесть городских и три прилегавших к ним китайских квартала выделили в особый околоток, отделенный с одной стороны кладбищем при Вознесенской церкви, а с другой — площадью Переселенческого управления. Население квартала содержало за свой счет четырех сторожей.
По мере роста численности китайской общины поднимался вопрос об открытии в дальневосточных городах китайского театра. Еще в 1910 году китаец Лу Линьшу подавал запрос на открытие такого театра в Благовещенске. Однако получил отказ от местной администрации.
Все незаконные и возведенные с нарушением правил постройки решено было снести, вдоль улиц настелить деревянные мостки в четыре доски и исправить сточные канавы за счет домохозяйств. Тех же китайцев, которые остались без крова, хотели выдворить из города и разрешить вернуться только после строительства пригодного и безопасного жилья. Но из‑за наступления холодов снос незаконных построек пришлось отложить до весны следующего года.
Пожар в китайском квартале
После пожара китайский квартал продолжал застраиваться с нарушением всех норм и требований.
22 апреля 1914 года в китайском квартале произошел пожар, перекинувшийся из‑за сильного ветра и на русские кварталы. В результате выгорела южная часть китайской слободки между Артиллерийской и Новой (Безымянной), сгорело 57 домов и построек. В результате около тысячи китайцев остались без крова. Большая их часть вернулась в Сахалян (нынешний Хэйхэ), а остальные продолжали ютиться на чердаках и на улице. Сгорела и амбулатория, хотя оборудование и медикаменты удалось спасти. Городская комиссия после случившегося решила отодвинуть китайский квартал от русской части города к северу. А строительство разрешили вести только с применением огнеупорных материалов — кирпича, камня, глины.
Но, несмотря ни на какие запреты, после пожара китайский квартал продолжал застраиваться с нарушением всех норм и требований. Дома, как и положено, возводились из кирпича и камня, но с открытыми деревянными балконами, деревянными ступенями у входных дверей. Традиционное устройство железных дымовых труб тоже было небезопасным. Местные жители все распоряжения продолжали саботировать, причиняя этим массу хлопот городским властям и русским соседям.
Национальные школы для китайских детей
Дети из смешанных китайских семей, живших в слободе в 1940‑х, вместе с другими советскими мальчиками и девочками ходили в ближайшую школу № 6. Она располагалась на улице Горького и размещалась в здании, которое прежде занимало Городское районное училище в память Отечественной войны 1812 года (сейчас — здание факультета педагогики и методики начального образования БГПУ. — Прим. АП).
69963
жителя числилось в Благовещенске на январь 1914 года
Кстати, были в Благовещенске и в других дальневосточных территориях отдельные национальные школы для китайских детей. В 1925 году в одной из школ города специально организовали группу обучения для 50 китайских детей. Всего в этой школе учились 300 человек. С китайскими школьниками работали два китайских педагога и один русский. В регионе в те годы были созданы даже китайские пионерские отряды. Так, в сентябре 1927‑го пионерский отряд из 13 китайских детей был организован и в Благовещенске. Согласно докладу Благовещенского горсовета, в 1930 году в школах города обучались 35 китайских детей, в 1932—1933 годах — 58. В 1936‑м в Благовещенской начальной школе было 63 ребенка китайских мигрантов советского государства. Однако к концу 1930‑х работа с мигрантами из Поднебесной на Советском Дальнем Востоке постепенно начала сворачиваться. Решением оргбюро ЦК ВКП(б) в 1937‑м существование особых национальных школ было признано «вредным», мешало делу «правильного обучения и воспитания, отгораживало детей от советской жизни», лишая их возможности приобщения к советской культуре и науке. Школы для детей отдельных этнических групп перестали существовать.
Что касается этнических китайцев, то они продолжали проживать в слободе на окраине города вплоть до второй половины минувшего столетия. Обретя дом и семью на противоположной стороне Амура, мигранты окончили свои дни там же, где когда‑то проживали сотни их соотечественников. Потомки обитателей китайского квартала и сегодня живут в амурской столице и далеко за ее пределами.
«Вопиющие условия антисанитарии и разврата»
Жизнь и быт в китайском квартале Благовещенска, где селился рабочий люд, мало отличались от жизни обитателей чайна-таун в других дальневосточных городах. Китайцы часто возводили постройки с нарушением существующих в то время строительных норм и правил пожарной безопасности, содержали жилье в плохом состоянии, в домах их наблюдался «избыток квартирантов». Полиция была не в силах бороться «с вопиющими условиями антисанитарии и разврата».
«Китайский квартал представлял собой в буквальном смысле очаг живой заразы, рассадник эпидемических заболеваний. Вследствие скученности, тесноты, грязи, полной некультурности населения все болезни находили там самую благодатную почву для распространения», — писал посетивший китайскую слободу в Благовещенске в начале 1912‑го приамурский генерал-губернатор Николай Гондатти, предложивший администрации области привести квартал в порядок.
Пять рублей за «русский билет»
«Желтая» миграция на Дальний Восток активно шла в начале прошлого века. Архивное фото.
В первые годы XX века контроля за въездом китайцев в Россию не существовало. Единственным механизмом, регулирующим приток иностранцев, был особый сбор. Китаец получал «русский билет» сроком на один год с уплатой налога в размере 5 рублей. Подданным соседнего государства, остановившимся в Благовещенске в 1913 году, следовало заплатить больничный сбор в размере 2 рублей и оформить наемную книжку с фотографиями, заплатив 2 рубля 75 копеек. После пересечения границы китайскому подданному также выдавался «русский билет», который стоил 5 рублей 15 копеек.
Костюмы от портного Юсина и рыба по китайскому рецепту
Считается, что после пожара численность азиатского населения в слободе так и не восстановилась. Вместе с тем, подданные соседнего государства жили в этом районе и после революции 1917‑го. Начиная с 1923 года китайские мигранты стали получать «советские годовые паспорта», действовавшие в течение года. Кроме того, советское правительство выдвинуло новую стратегию в просвещении многочисленных народов на территории нового советского государства. В 1940‑х в бывшем китайском квартале продолжали проживать как минимум пять смешанных китайских семей. Об этом помнят коренные благовещенцы, жившие в домах на территории, где располагалась китайская слобода.
— Дом моих родителей на Артиллерийской был построен в 1857 году, в нем до революции была лавка. Мы переехали в него в 1940‑м, — вспоминает жительница Благовещенска Галина Сарычева. — Я жила в этом доме 24 года. В том же районе неподалеку от нас жили китайские семьи. Папы были обрусевшими китайцами, которые выучили наш язык и женились на русских девушках. А вот мам-китаянок не было совсем. Семьи были многодетными, в каждой росли по четверо-пятеро ребятишек.
«Девушки-китаянки ходили в специальной обуви. Ножки у них были такие маленькие, что бедняжки даже падали при сильных порывах ветра».
По воспоминаниям Галины Яковлевны, один из местных китайцев, которого звали Василий Юсин, был известным в округе портным, шил мужские костюмы. Другой работал обувным мастером. Как и до революции, китайцы, жившие в слободе, держали огороды и часто самыми первыми в округе успевали вырастить свежую зелень и редиску. Свой урожай они продавали на рынке.
— Бабушка всегда так красиво рассказывала про жизнь в китайском квартале, что я вечерами заслушивалась ее повествованиями. Она говорила, что китайцы делали деревянных идолов, и если идол не приносил удачу, его разрубали топором на мелкие щепки, — вспоминает Елена Андриенко, чье детство тоже прошло в китайском квартале. — Девушки-китаянки ходили в специальной обуви. Ножки у них были такие маленькие, что бедняжки даже падали при сильных порывах ветра. Еще у китайцев были небольшие торговые точки с чугунными сковородками, в которых они жарили свежую рыбу. Запах стоял на всю округу. Помню, мама меня забирала из детского сада, и мы по дороге домой покупали эту рыбу, приготовленную по китайскому рецепту.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии