Врач — не волшебник
— Александр Владимирович, Медицинская палата региона ставит перед собой много разных целей и задач, но давайте сфокусируемся на самых животрепещущих для вас темах. На что сделаны акценты?
— Одно из основных направлений нашей деятельности — защита прав медицинских работников. В частности, мы добиваемся, чтобы в российском уголовном законодательстве повысили ответственность за причинение физического или морального вреда медработнику при исполнении им служебных обязанностей. Нередки случаи, когда пациент может позволить себе оскорбление медработника или, того больше, рукоприкладство, и после этого максимум, на который медработник может рассчитывать, — это защита своих интересов в гражданско-правовом порядке. Учитывая специфику вопроса и предмет доказывания в суде, его шансы защитить свою репутацию сводятся к нулю. Амурская Медицинская палата совместно с коллегами из других регионов страны провела большую работу по подготовке проекта закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ». Мы выступили за отнесение медицинских работников к категории лиц, за причинение вреда которым предусматривается повышенная ответственность, в том числе уголовная. Предложения были услышаны — законопроект находится в стадии доработки на федеральном уровне. Надеемся, что в ближайшее время предложенная норма обретет законную силу.
Еще одна тема законодательного характера касается уголовного преследования врачей, которое в последнее время значительно активизировалось. Напомню о том, что еще два года назад, в ноябре 2017 года, обсуждался проект по введению новых статей в УК РФ, в частности ст. 124.1 «Ненадлежащее оказание медицинской помощи (медицинской услуги)». И только благодаря совместным усилиям медицинского сообщества страны удалось затормозить введение этих статей в Уголовный кодекс. Национальная медицинская палата, в состав которой входит Медицинская палата Амурской области, твердо стоит на необходимости декриминализации врачебной деятельности. Может ли допустивший ошибку врач дальше заниматься профессиональной деятельностью, должен решать не суд, а профессиональное врачебное объединение, как это происходит в других странах, — это наша принципиальная позиция. При обсуждении этого вопроса президент Национальной медицинской палаты Леонид Михайлович Рошаль выразил мнение медицинского сообщества о том, что за неумышленное причинение вреда здоровью пациента врач не должен сидеть в тюрьме. На протяжении всего периода Медицинская палата Амурской области принимала и принимает самое активное участие в этой работе.
— Что имеется в виду под словом «неумышленное»?
— Приведу лишь один из ярких наглядных примеров. В оперативных вмешательствах часто бывает так, что врач идет на обоснованный риск. Это те ситуации, когда специалист понимает, что без операции человек однозначно погибнет, но если вмешаться, то будет шанс его спасти, продлить ему жизнь. В ряде случаев действительно это удается, а если нет, то нередко родственники начинают ходить по инстанциям, писать заявления, искать виноватых, случай придается огласке, на врача идут нападки, а бывает, и травля, возбуждается уголовное дело, он вынужден оправдываться, ходить по судам. В результате прекрасных самоотверженных хирургов лишают работы, они получают судимость. Такие случаи есть! По сути, сегодня хирурга ставят перед выбором: брать на себя риск или нет. А ведь он такой же человек, как мы с вами, у него семья, дети, родители. Он не должен бояться брать на себя риск, осознавая, что за попытку спасти жизнь может лишиться статуса, работы и свободы. Он не должен подвергаться нападкам, если гибель пациента произошла непреднамеренно. Нужно понимать, что врач — не волшебник, он не всесилен, хотя порой ему удается спасти пациента, казалось бы, в безнадежных ситуациях. Он берется за сложные случаи с благими намерениями, с желанием помочь, а не навредить.
Случайных людей в медицине мало
— Но ведь есть случаи, когда врачебные ошибки допущены из‑за элементарной халатности, когда пациенту просто не оказана своевременная помощь и так далее?
— Если в результате такого поведения произошла трагедия, нанесен вред здоровью пациента или допущена его гибель, вина врача доказана экспертами и следственными органами, то такой медработник, конечно, должен нести всю полноту ответственности, вплоть до уголовной. С этим мы не спорим. Человек должен понимать, в какой сфере он работает и какую ответственность на себя берет. Но, согласитесь, между случаями, когда врач встает к операционному столу в попытке спасти жизнь и когда он не оказал помощь, потому что по халатности поставил неправильный диагноз и сделал неверное назначение, есть весомая принципиальная разница. Поэтому мы добиваемся того, чтобы в подобных ситуациях разбиралось медицинское сообщество, давая профессиональную оценку и определяя степень ответственности. К большому сожалению, сегодня на законодательном уровне его представителей в качестве экспертов не допускают к проведению таких экспертиз, если дело дошло до судебного разбирательства. Судья сам определяет, каким образом проводить исследование ситуации и кто это сделает.
— Врачебные ошибки были и есть. А где гарантия, что медицинское сообщество будет добросовестно разбираться в таких случаях? Ведь это резонансные вещи, и что такое круговая порука — известно. Почему вы считаете, что не будет противодействия и сокрытия?
— Необходимости и желания скрыть факт у медицинского сообщества нет. Ведь один скрытый случай может повлечь другой. И если не придавать огласке негативные явления с ошибками, повлекшими из‑за халатности потерю здоровья или даже гибель пациента, не анализировать своевременно и не предотвращать их в дальнейшем, то этот снежный ком приведет к деградации медицины. Если при вмешательстве определенного медработника системно возникает угроза ухудшения здоровья или гибели пациента, то покрывать его просто нет смысла. Это огромный риск для руководителя, для медучреждения. Медицинское сообщество заинтересовано в каждом конкретном случае провести глубокий профессиональный анализ случившегося, принять соответствующие меры для того, чтобы в дальнейшем эти ошибки не повторились. Мы не отрицаем, что в медицине, как и в других сферах деятельности, встречаются люди случайно попавшие. Но их мизерное количество. Несмотря на все существующие проблемы в сфере здравоохранения, сегодня здесь трудится очень много людей по призванию, для которых клятва Гиппократа — не пустой звук, которые честно и добросовестно выполняют свои обязанности. Как бы громко это ни звучало, основная часть медработников — это преданные профессии достойные люди, профессионалы, которые готовы совершать мужественные поступки, приходя на помощь больному в отдаленных территориях, в любое время суток. Есть достаточно примеров самоотверженного труда медработников. Особенно это видно сейчас, в период напряженной эпидситуации по коронавирусу.
Входящего в палату врача пациенты приветствовали стоя
— Мы знаем, что за минувшую пятилетку в здравоохранении страны произошло много позитивных изменений: строятся и ремонтируются больницы, идет оснащение современным оборудованием, совершенствуется работа с населением. Приамурье не исключение. А что на этом фоне происходит с престижем работы в сфере здравоохранения — он растет?
— К большому сожалению, сегодня мы вынуждены констатировать, что ситуация, сложившаяся в обществе по отношению к медицинским работникам, и в частности к врачам, приобрела крайне негативные тенденции. Об этом говорит и тот факт, что поступление в медицинские вузы значительно сократилось, то есть, молодые люди понимают сложности и риски. Отношение к медработнику, пожалуй, является очень весомым и четким индикатором нравственного состояния общества. Часто мы не видим должного уважения к людям, которые помогают сохранить здоровье и возвращают к жизни.
Я приступил к врачебной деятельности более 40 лет назад. Помню, что входящего в палату врача пациенты приветствовали стоя. Это было нормой поведения, в порядке вещей выражать таким образом глубокое почтение и уважение медицинскому работнику. О грубости, оскорблении, хамстве, а тем более физическом воздействии в отношении врача и речи быть не могло. Нам такое даже в страшном сне не снилось. Сегодня, увы, мы наблюдаем совсем иную картину. Особенно трагически это может сказаться на работе специалистов, которые оказывают экстренную и неотложную медицинскую помощь. Для примера приведу случай, который не так давно произошел в Благовещенске. Врач скорой помощи, женщина, приехала по вызову. И когда вставила в уши дужки фонендоскопа, чтобы прослушать дыхание пациента, тот, будучи в состоянии алкогольного опьянения, ударил ладонями с обеих сторон по дужкам прибора, чем нанес серьезную травму специалисту. Затем пациент заблокировал врача в квартире, не позволяя выйти. В конечном итоге самых серьезных последствий удалось избежать, но врач была травмирована, и можно представить, что она испытала в той ситуации.
Мы знаем из СМИ, как в регионах не уступают и даже намеренно преграждают дорогу машинам скорой помощи, как граждане устраивают потасовки с врачами, понимая безнаказанность. Поэтому Медицинская палата встала на защиту прав медицинских работников. Мы говорим о том, что не надо делать вид, что ничего не происходит. Иначе мы потеряем элиту нашего медицинского сообщества. Медицина — особая отрасль, где каждый работник — это, по сути, штучный специалист, которого надо «выкристаллизовывать» годами, сохранять, поддерживать и оказывать ему всяческую помощь в профессиональном развитии.
— В Приамурье на фоне других регионов больше или меньше негативных явлений в области взаимоотношений врачей и пациентов?
— Дальневосточные регионы как раз занимают одно из последних мест в рейтинге негативного отношения к медработникам. Суровые климатические условия всегда сподвигали людей к единению — физическому, духовному, морально-психологическому.
«Мы работаем на принципах конструктивного компромисса»
— Что в целом удалось сделать Медицинской палате за шесть лет работы?
— Нам удалось создать мощнейшую общественную медицинскую организацию, основанную на личном членстве врачей. В подавляющем большинстве руководители и врачи медицинских организаций проявили высокую гражданскую активность, корпоративную ответственность и заинтересованность в ее становлении. Членство нашей организации в Национальной медицинской палате, безусловно, расширяет диапазон стратегических и тактических возможностей в достижении уставных целей и продвижении интересов амурского здравоохранения. Представитель медпалаты является сопредседателем регионального отделения Общероссийского народного фронта. Наша палата работает в тесном взаимодействии с правительством Приамурья, Законодательным собранием, министерством здравоохранения, Фондом обязательного медицинского страхования.
Мы коснулись лишь некоторых направлений нашей деятельности. В повседневной жизни правление и члены палаты занимаются широким спектром вопросов: проведением ежегодных итоговых конференций, подготовкой и проведением совместно с органами законодательной и исполнительной власти, минздравом области рабочих совещаний по повышению эффективности оказания медпомощи населению. Мы практикуем выездную работу для встречи с коллективами медорганизаций, в которых имеются финансовые или организационные проблемы. Ежегодно палата рассматривает не менее 15 обращений от медработников и медорганизаций. В основном они касаются вопросов оплаты труда, профессиональной подготовки, юридических консультаций. По всем обращениям проводится соответствующая работа.
— Работа медпалаты строится на добровольных началах, а требует больших затрат времени и сил. Почему вы решили возглавить организацию?
— Амурскую палату создавала группа медицинских работников-руководителей из восьми человек, включая меня. Понимая, что назрела необходимость в организации, которая объединит всех врачей региона, мы собрались, посоветовались, провели учредительное собрание и необходимые организационные мероприятия, нашли поддержку у министерства здравоохранения и активно включились в работу. Учредители медпалаты выдвинули мою кандидатуру на должность председателя правления и поддержали единогласно. Я принял ответственность и стараюсь оправдывать доверие коллег все эти годы. Зачем мне это? Можно было бы, конечно, вести более спокойный образ жизни, критиковать, рассуждать, ничего не предпринимая. Но это не по мне. Отношу себя к разряду неравнодушных людей, хочу внести свой вклад в амурское здравоохранение, не только как врач, но и как организатор. Есть определенный опыт работы, который могу объединить с коллегами, чтобы способствовать важным и нужным изменениям в здравоохранении региона.
— А какие‑то изменения уже произошли?
— Важно понимать, что Медицинская палата не является каким‑то революционным органом, который немедленно вступит в конфронтацию с сегодняшним днем, с действующим законодательством или с отдельными моментами управления. Мы работаем на принципах конструктивного компромисса, считая, что там, где конфронтация и противостояние, идет разрушение. Если действовать нахрапом, не желая вести диалог, можно уйти в негатив, и дальше обсуждений тема не сдвинется. Наша работа идет по плану и в нужном направлении. Когда анализируешь ситуации и конкретные случаи, осознаешь, что быстрого эффекта не будет. Прежде всего в медицинском сообществе нужно сформировать позитивную доминанту на коллективную ответственность в профессиональной деятельности. Мы ее закладываем, и индикатором позитивного продвижения вперед нашей работы является постоянный поток личных заявлений врачей о вступлении в ряды медпалаты. Исходя из отзывов и выступлений на наших отчетных конференциях, совещаниях и других мероприятиях, мы понимаем, что люди поверили в успех общего дела и ждут позитивных перемен. Пожалуй, главный результат и наша гордость за минувшие шесть лет работы — это то, что удалось собрать вместе единомышленников, неравнодушных людей, которым небезразлична судьба медицины, работников этой сферы и пациентов. Вместе мы должны способствовать консолидации государственного и общественно-профессионального ресурса для достижения главной цели — увеличения продолжительности жизни населения, оказания гражданам доступной и качественной медицинской помощи.
С днем медицинского работника!
— Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Правление Медицинской палаты Амурской области искренне поздравляет вас с профессиональным праздником — Днем медицинского работника. В эти непростые для нашей страны дни роль медицинского сообщества особенно значима и ответственна. Сложившаяся ситуация требует от каждого из нас высокого профессионализма, самоотдачи, а подчас и мужества. Выполняя свой профессиональный и гражданский долг, медицинские работники находятся на переднем крае в борьбе с коварной инфекцией, продолжая при этом выполнять свою работу по оказанию многопрофильной и специализированной медицинской помощи населению как в плановом, так и в экстренном порядке.
Желаем вам, уважаемые коллеги, крепкого здоровья, тепла домашнего очага, благополучия, удачи, достатка, мира, новых профессиональных и творческих свершений. И пусть слова амурского поэта Георгия Степановича Сидоренко придадут нам сегодня оптимизма и созидательной энергии:
Важней всего в стране сейчас
Держаться вместе, всем народом.
Наступит праздник и для нас,
Мы крепкие, мы из России родом.
Досье АП
Создание региональной общественной организации «Медицинская палата Амурской области» стало возможным благодаря принятому 21 ноября 2011 года Федеральному закону № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», где статья 76 наделила профессиональные некоммерческие медорганизации полномочиями по участию в государственно-общественной форме управления в сфере здравоохранения. Нужна была именно общественная структура, являющаяся не только и не столько буфером между медицинским сообществом и органом управления здравоохранением территории, а организация, которая могла бы принимать реальное участие в профессиональной жизни медицинских работников, влиять на процессы, происходящие в здравоохранении области. С учетом такой необходимости была проведена подготовительная работа, и 31 июля 2014 года организация была зарегистрирована в установленном порядке и приобрела статус самостоятельного юридического лица. Высшим руководящим органом Медицинской палаты является общее собрание ее членов. В период между общими собраниями постоянно действующим органом организации является правление, которое подотчетно общему собранию. Членами Медицинской палаты могут быть граждане РФ, имеющие высшее медицинское образование, занимающие врачебные должности, достойно выполняющие свои профессиональные обязанности. Врачи принимаются в члены организации на основании личного заявления.
На правах рекламы
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии