Фото: culture.ru
Криминальный IT-подъем
Выставила на продажу детскую кроватку внучки. Перезвонили буквально через двадцать минут: мол, цена устраивает, готовы примчаться и забрать кровать сию секунду. А затем пошел бред про безопасную сделку, что нужны данные карты, потом нужно будет сообщить последние цифры из СМС. Я, конечно, сообщила: «Статья 158 УК РФ — кража с банковской карты».
По данным МВД, преступность в сфере IT-технологий в России выросла в два раза по сравнению с прошлым годом. Видимо, самоизоляция и глубокое погружение в интернет способствовали росту хакеров, которые, по словам экспертов, захватили торговые площадки, придумывая новые виды обмана. А количество преступлений, совершенных с использованием расчетных (пластиковых) карт, за последнее время вообще выросло почти в 6 раз!
1891
преступление зарегистрировано на территории Амурской области за 7 месяцев с начала этого года. Все они совершались с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, включая телефонные мошенничества, кражи денег с банковских карт и преступления, совершаемые в интернете
Из-за роста этого вида преступности МВД России приняло решение изменить специфику работы сотрудников уголовного розыска, расследующих мошенничества. В конце прошлого года при УГРО амурского УМВД появилось отделение, которое специализируется конкретно на раскрытии преступлений, совершенных с использованием информационных и коммуникационных технологий. Его возглавил майор полиции Юрий Качан.
— Мы расследуем телефонные мошенничества, кражи с банковских карт, преступления в интернете. Все они основаны на обмане, но многим непонятно, почему в одном случае возбуждается уголовное дело по 159-й статье (мошенничество), а в других по 158‑й (кража). Да потому что в одних случаях потерпевший, которого ввели в заблуждение, сам переводит деньги мошенникам, — пояснил Юрий Владимирович. — А во втором случае преступники обманным путем выуживают у человека его персональные данные, реквизиты банковских карт либо абонентские номера подключают к номеру карты потерпевшего и уже сами совершают действие, направленное на хищение денег. Поэтому и квалификация другая — дело возбуждаем по статье 158 ч. 3 пункт «г».
«Здравствуйте, я представитель банка»
Звонок. Номер входящего звонка вам незнаком, но очень похож на номер банка, а на другом конце строгий голос: «Вам звонят из службы безопасности банка». На сегодняшний день, по словам правоохранителей, это самый распространенный для нашей области вид IT-преступлений.
— Звонят, как правило, с московских номеров или других регионов запада России. Точно не с номерной емкости Амурской области. Могут сообщить, что «банк заблокировал вашу карту из‑за подозрительной активности», или «выявил подозрительную операцию», или «в системе произошел сбой». Вы в замешательстве, но вас спешат успокоить и заверить, что ситуацию можно исправить прямо сейчас, не кладя телефонной трубки. Достаточно сообщить полные данные карты, CVV- или CVC-код, код из СМС или пароли для банковских приложений. Это нужно якобы «для сохранности ваших денег». Можете смело класть трубку, — советует оперативник со стажем. — Это точно не сотрудник банка.
— Юрий Владимирович, а вам лично хоть раз звонили банковские мошенники?
— Звонили. Я сразу понял: это банальный развод. Сотрудник безопасности банка никогда не попросит у вас ваши данные, номер карты — у них достаточно информации, чтобы оказать дистанционную поддержку, услышав от вас некоторые ваши паспортные данные и кодовое слово. Если вам звонит «представитель банка» и спрашивает: «А у вас есть номер счета и номер карты нашего банка?», стопроцентно можно сделать вывод — это мошенники. Уже на этом нужно заострить свое внимание и прекратить дальнейший разговор.
Количество киберпреступлений настолько выросло, что в уголовном розыске пришлось создавать новое отделение. Его возглавил Юрий Качан. Фото: Кристина Хасуева.
«Не дайте себя заболтать»
Цель мошенника — вас заболтать, чтобы вы дольше не вешали трубку. А это чревато: убеждать они умеют. Часто используют такие фразы: «Мы звоним с официального номера, проверьте на сайте». Вы второпях смотрите, и действительно: номер похож.
Злоумышленники могут поменять одну цифру в номере, которую вы не заметите, и подумаете, что это банковский номер. И еще они могут сказать: «В целях конфиденциальности я включаю программу-робот, которая защитит ваши данные». И вы услышите в трубке легкий шелест. Иногда для убедительности попросят перевести деньги «на защищенный счет, который закреплен за персональным менеджером — это нужно для безопасности, а потом вы сможете вернуть деньги».
821
мошенничество за 7 месяцев этого года зарегистрировано в области, когда людей обманывали с использованием сотовой связи и интернета
У каждого банка есть мобильное приложение. При любой банковской операции клиенту приходит СМС с кодом-паролем. Это еще более конфиденциальная информация, чем данные на карте, так как этот код-пароль открывает доступ к мобильному банку и большей части операций. Вместе с кодом-подтверждением в СМС приходит предупреждение: «НИКОМУ не сообщайте пароль». И если «сотрудник банка» просит код, значит, этот человек не тот, за кого он себя выдает.
— На какие только ухищрения не идут преступники. Одна амурчанка ответила, что сейчас сама подъедет в банк. Ее стали запугивать: ни в коем случае! Это служба безопасности. Сотрудники нашего банка совершают мошенничество, мы следим за ними, с вашей помощью выведем на чистую воду, — привел пример Юрий Качан. — То есть они многоэтажно обманывают и убеждают потерпевших, что не нужно совершать никаких действий. Забалтывают человека, не давая ему опомниться. Их задача — захватить ваше внимание. Поэтому не вступайте в долгие разговоры, отключайте связь. На обратной стороне карты есть официальный телефон службы поддержки. Позвоните и уточните информацию. Но лучше всего — не обращать внимание на такие звонки. «Спасибо, я подойду к вам с паспортом». Все! Разговор окончен, а номер — в черный список.
«Со мной такого не случится»
— Сколько лет работаю в розыске, не перестаю поражаться легкомыслию людей. Я часто бываю в командировках в разных районах области. Встречаясь с потерпевшими, всегда спрашиваю: «Вы знали о том, что вас могут обмануть, что есть такой способ мошенничества?» — «Знали». — «Почему же тогда поддались на уловки мошенников — свои данные банковские сообщили или почему деньги перечислили?» Самый частый ответ: «Ну, я думал: все, что рассказывают, это фигня, со мной такого не произойдет». Легкомыслие к самой ситуации — вот причина, по которой совершается практически 90 процентов IT-преступлений, — констатирует опытный сыщик.
Примеров много. Удаленно обчищали «кошельки» россиян двое заключенных одной из колоний Волгоградской области. В их виртуальные сети попалось и много дальневосточников, в том числе жителей Амурской области. Способ мошенничества тривиальный, о котором уже много лет предупреждают правоохранительные органы, однако люди снова и снова наступают на одни и те же грабли.
Если «сотрудник банка» просит назвать ему код-пароль из СМС — это 100-процентный мошенник.
Допустим, звонят по сотовому и спрашивают наугад: «Серега, это ты?» — «Да». — «Как жизнь, дружище?» — «Саня, братан, ты что ли? — «Да, я, конечно!» И понеслось… В процессе разговора преступники вытягивают информацию из собеседника, который думает, что ему звонит двоюродный брат или друг. Потом разговор обрывается: «Я в дороге, позже перезвоню». А второй перезвон уже с липовым сотрудником полиции, который якобы остановил машину на дороге. И начинается: «Выручай, братишка, я вчера бутылку пива выпил, а тут остановили, гаишник принципиальный попался. У тебя есть деньги? Я все верну». Трубку передают подельнику, который требует тысяч сто за то, чтобы уладить проблему. Если родственник охает: «Откуда такие деньги?!», сбавляют сумму до той цифры, которую человек готов заплатить. Люди переводили от 10 до 50 тысяч рублей на помощь родственнику. А потом — ни братишки, ни денег. Сотрудникам амурского розыска вместе с хабаровскими коллегами удалось установить волгоградских сидельцев. Теперь им срок еще прибавят.
— Мы сумели доказать 6 фактов мошенничества, где жертвами стали жители нашего региона. Уголовное дело уже передано в прокуратуру. Задержан и предприимчивый житель Сибири, который сдавал в Благовещенске жилье, — рассказал другую криминальную историю майор полиции Качан. — Он скачал в интернете чужие фото квартир, выставил их на популярном сайте объявлений, предлагая в аренду посуточно. Но сначала, конечно, требовал предоплату. Указывал реквизиты, куда потерпевшие переводили деньги. Суммы перечисляли вроде бы небольшие — в пределах 5 тысяч рублей. Но потерпевших было немало. И наша задача, чтобы все мошенники, которых нам удалось установить, вернули потерпевшим похищенное.
Проверяем продавца на вшивость
Оперативники рассказали о новых преступных схемах по отъему денег через интернет
Полиция предупреждает: обман на сайтах объявлений набирает обороты. Риск нарваться на мошенников есть даже при покупке на сумму всего в несколько сотен рублей.
Лет десять назад мы не представляли жизнь без газет бесплатных объявлений, типа «Из рук в руки». Сегодня существует несколько огромных сетевых площадок из тысяч объявлений, которые круглосуточно обновляются. Например, «Юла» или самый крупный плацдарм для всех видов товаров и услуг «Авито». Неудивительно, что на таких посещаемых ресурсах водятся любители легкой наживы. А самоизоляция подлила масла в огонь: те, кто раньше обманывал на улицах и обчищал квартиры, перешли в онлайн.
— Одни продают несуществующий товар. Другие находят тех, кто выложил объявление о продаже товаров, и якобы его покупают. А в последнее время появилась новая криминальная схема: мошенники обманывают людей, имитируя интерфейсы и функции площадок онлайн-торговли. Например, придумывают схемы с курьерской доставкой на маркетплейсах, — говорят сотрудники уголовного розыска.
908
случаев хищения с банковских карт зарегистрировано за 7 месяцев года в Приамурье
Все происходит примерно так: злоумышленник размещает сообщение о продаже товаров по заниженной цене и уговаривает потенциального покупателя, откликнувшегося на объявление, оформить доставку. Предлоги могут быть разные: «Я нахожусь в командировке» или «Я сильно занят, не могу прийти на встречу». Когда покупатель соглашается, мошенник направляет ему фишинговую ссылку (маскирующуюся под обычную ссылку, но ведущую на сайт мошенников. — Прим. АП) для оформления покупки — открывшаяся страница полностью копирует страницу оплаты легитимного ресурса. Это может быть «Почта России», ПЭК, Boxberry, СДЭК или ресурс самих сетевых площадок Avito или «Юлы». Покупатель вводит данные банковской карты и оплачивает товар, после чего аккаунт на торговой площадке удаляют, а на контактный телефон невозможно дозвониться.
— Есть и другие распространенные схемы. Мошенники выкладывают объявление, а когда начинается переписка на сайте, покупателя просят внести предоплату или полностью оплатить товар, перейдя по ссылке. И тут происходит «фокус-покус»: переходя по этой ссылке, покупатель с официального сайта попадает на сайт-двойник. И не подозревая ни о чем, человек вносит свои реквизиты, данные банковской карты, обратный код, СМС, который ему приходит при оплате товара. Словом, жертва оплачивает покупки и… прощается с деньгами, — констатирует начальник отделения по раскрытию преступлений, совершенных с использованием информационных и коммуникационных технологий амурского УМВД. — Если человек готов купить ваш товар, даже на него не посмотрев и не убедившись в его качестве, сразу нужно делать выводы. И никакой предоплаты!
Не переходите по ссылкам!
Не переходите по ссылкам, предоставленным вам незнакомыми людьми, — по спам-рассылке на электронную почту или из незнакомой СМС-рассылки. А если вы все-таки перешли по ссылке, обратите внимание на адресную строку. Сайт «Авито» и ресурсы, связанные с ним, всегда будут иметь в URL сочетание «.avito.ru». Другие ссылки с большой вероятностью могут оказаться мошенническими.
Новый преступный IT-сериал
Сейчас в Амурской области, по словам оперативников, начинается очередной преступный IT-сериал. За последние две недели в правоохранительные органы обратилось уже несколько человек, которым никто не звонил, никаких подозрительных СМС не приходило, а деньги с банковских карт странным образом исчезли. Как выяснили сот-рудники амурского УУРа, списание с карт потерпевших происходило через пользующийся широкой популярностью в России интернет-магазин.
— Часть информационных баз данных известной компании оказалась в общем доступе — сотрудники безопасности не уследили. Утечкой воспользовались мошенники. Раньше в этом интернет-магазине была услуга: если вы зарегистрировались на сайте и совершаете первую покупку, то вам обязательно приходит код-подтверждение, а для последующих покупок он не нужен — достаточно ввести номер банковской карты и обратный код, который указан. Нетрудно догадаться, что может произойти, если реквизиты вашей банковской карты и обратный код украдены. Мошенники покупают себе товары, а деньги списываются с вашего счета. Надеемся, скоро этот криминальный сериал завершится: сотрудники розыска на Западе уже вышли на след преступников, — обнадежил майор полиции Качан.
Вывод такой: сколько бы раз вы ни совершали покупки в любых интернет-магазинах, даже если вы постоянный клиент, каждый раз нужно получать новый код-подтверждение.
Детишки — мимо Черного моря
Девять уголовных дел. Девять амурских семей пострадали от мошеннических действий приезжего игромана. Мужчина находился в Приамурье в командировке, проигрался и решил поправить свое материальное благополучие обманным путем. Выложил на популярном интернет-сервисе объявление, что есть возможность купить со скидкой путевки в один из детских оздоровительных лагерей на черноморском побережье.
Всем, кто заинтересовался и позвонил, мужчина говорил: «Переводите предоплату». Суммы не были заоблачными — около 5 тысяч рулей. Родители перечисляли деньги, а потом… тишина. Больше они уже не могли дозвониться на указанный в объявлении номер. Словом, часть денег уплачена, а детишки — мимо Черного моря. По словам оперативников, география обмана широка: в числе пострадавших, кроме девяти амурских семей, есть жители из других регионов России. По этому фигуранту расследование еще продолжается.
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ МОШЕННИЧЕСТВА С БАНКОМАТАМИ
ЛУЧШЕ пользоваться банкоматами, которые установлены внутри банков, а не на улице или в отдельных помещениях, куда можно зайти с улицы, а на входе используется магнитный замок. В банках везде видеокамеры и «засветиться» на них не в интересах преступников.
МОЖНО проверить банкомат на наличие специальных устройств-скиммеров, которые устанавливают мошенники. Это накладки на картоприемники — отверстия, куда вставляют карты. Если обнаружили такое устройство, не нужно пробовать самому его снять с банкомата, звоните в банк.
НЕЛЬЗЯ вставлять карту в банкомат, на экране которого написано: «Вставьте карту». Мошенники могли активировать функцию перевода денег. Если вставите карту и введете пин-код, то запустите механизм перевода. Карту нужно вставлять только тогда, когда на экране появилась заставка банка.
НЕЛЬЗЯ вынимать из банкомата забытые другими людьми карты. Вполне вероятно, что это мошенническая схема. Может тут же объявиться хозяин карты со «свидетелем» и обвинить вас в воровстве денег с его счета. В такие ситуации много раз попадали амурчане, выезжая в командировки и на отдых в западные регионы России.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии