Принцип «одного окна»

— Комплексная работа многофункциональных центров ведется по принципу «одного окна», что делает доступной и удобной получение гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных услуг, — говорит исполняющая обязанности директора МФЦ Амурской области Татьяна Крамаренко. — Статистика здесь, думаю, говорит сама за себя. За 8 месяцев этого года через МФЦ принято 256 тысяч заявлений на предоставление государственных и муниципальных услуг, 51 тысяча заявлений — по регистрации, подтверждению и восстановлению учетной записи в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) для получения доступа к порталу «Госуслуги» и 15 тысяч заявлений — по иным услугам.

По словам специалиста, пятерку самых востребованных у населения государственных услуг возглавляют услуги Росреестра. По количеству принятых заявлений им лишь немного уступают услуги МВД — это регистрации по месту жительства или месту пребывания (прописка), получение российского паспорта. Затем идут услуги региональных органов власти области: чаще всего граждане обращаются в МФЦ за получением услуг органов социальной защиты населения. Примерно на одном уровне по популярности находятся услуги налоговой службы и Пенсионного фонда. Основной поток заявлений, или 65 процентов от общего числа услуг, приходится на услуги федеральных органов власти и государственных внебюджетных фондов.

Работа в пандемию

В период пандемии и действия режима повышенной готовности все МФЦ Амурской области не прекращали принимать посетителей. Притом, что многие органы власти в регионе приостановили личные приемы амурчан либо ввели предварительную запись.

Также в период самоизоляции значительно расширился перечень государственных услуг, предоставляемых через МФЦ. Так, в мае было заключено соглашение с Пенсионным фондом РФ и министерством социальной защиты населения области на получение через МФЦ выплат на детей, предусмотренных Указом Президента РФ «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей».

— Речь идет о трех видах пособий: на детей возрастом от трех до семи лет, на детей до трех лет и детей с трех до 16 лет, — комментирует Татьяна Крамаренко. — С 26 мая и до конца августа 2020 года МФЦ принял 4,7 тысячи заявлений по этим пособиям. Основной поток, конечно, был по пособиям с трех до семи лет — 80 процентов от поданных заявлений.

Длительный период самоизоляции внес свои коррективы в систему предоставления услуг. Амурчане в результате введенных ограничений вынуждены были заказывать и получать необходимые услуги дистанционно — используя функционал портала «Госуслуги». О чем говорит значительный рост обращений граждан в МФЦ за получением учетной записи в ЕСИА. Только с марта по июль принято 34 тысячи заявлений по регистрации, подтверждению, восстановлению доступа к ЕСИА. Это в два раза больше, чем за аналогичный период 2019 года.

— Наши специалисты регистрировали граждан в системе ЕСИА и помогали им в электронном виде подать заявления, — поясняет Татьяна Олеговна. — Вообще, подача документов в электронном виде имеет ряд преимуществ. Помимо того, что госпошлина, например, по водительским удостоверениям будет ниже на 30 процентов, так еще и срок ожидания меньше. Если же подавать через МФЦ, то результата придется ждать дольше — только по регламенту срок составляет 15 рабочих дней. Также и по остальным услугам. Удобнее и безопаснее в период пандемии подать электронное заявление через портал «Госуслуги» не выходя из дома. Тем более что на сегодняшний день разработаны сервисы для дистанционного подтверждения учетной записи в ЕСИА. Так, граждане, являющиеся клиентами Сбербанка, Почта-банка, Тинькофф-банка, ВТБ могут сделать это через онлайн-версию личного кабинета.

Во всех отделениях МФЦ по-прежнему выполняются все санитарно-эпидемиологические предписания Роспотребнадзора. Посетителям без масок запрещен вход в офисы многофункционального центра. Перемещение и рассадка людей — тоже с соблюдением рекомендованной дистанции. Во помещениях есть санитайзеры для обработки рук.  

Новый формат работы 

По словам специалиста, ставка в работе МФЦ Амурской области сегодня делается на то, чтобы перенаправить основную долю предоставляемых на бумажном носителе услуг — в электронные. Для этого учреждение разработало для амурчан инструкции по работе на портале «Госуслуги», в личных кабинетах налоговой службы, Пенсионного фонда и Росреестра. Во всех помещениях МФЦ обеспечен доступ к необходимым сервисам на специально оборудованном месте, подключены многофункциональные устройства для сканирования документов. В каждом МФЦ выделены сотрудники, которые помогают гражданам в получении услуг в электронном виде через портал «Госуслуги». В приоритет выведен талон по регистрации, восстановлению, подтверждению личности в системе ЕСИА портала «Госуслуги».

Во всех отделениях МФЦ установлены POS-терминалы, что дает возможность амурчанам вносить платежи и государственные пошлины при предоставлении государственных услуг на приеме у специалистов МФЦ. Однако оказание помощи заявителям при подаче заявлений и документов через портал не обходится без трудностей и препятствий.

— И дело не только в технической стороне вопроса — сбоях в работе порталов, отсутствии интернета у заявителей, электронной почты, сложностей в заполнении электронных форм заявлений, но и в низкой готовности органов власти на местах к получению заявлений в электронном виде, — замечает и. о. директора МФЦ Амурской области Татьяна Крамаренко. — Хотя, казалось бы, они должны быть заинтересованы в переводе своих услуг в электронный вид, этот формат удобен. По ряду услуг, имеющихся на портале «Госуслуги», человеку уже не пришлось бы лично обращаться в орган власти для предоставления оригиналов документов либо за получением результата. Например, при получении справок и выписок от Пенсионного фонда, налоговой службы, МВД. Но пока в работе мы встречаем немало недопонимания. Особенно это касается вопроса недоверия к документам, полученным в электронном виде и заверенным электронно-цифровой подписью.

В 2020 году осуществлено подключение автоматизированной информационной системы МФЦ к сервисам СМЭВ (системы межведомственного электронного взаимодействия) для предоставления следующих государственных услуг — сведений о трудовой деятельности, выдачи заграничного паспорта нового поколения с использованием программно-технического комплекса «Криптобиокабина». Также проводятся работы по подключению к сервису «Прием и обработка заявлений во ФГИС ФРИ из МФЦ» — по регистрации транспортных средств инвалидов.

Кроме того, чтобы сделать доступнее получение государственных и муниципальных услуг и сократить время ожидания жителям микрорайона Благовещенска и близлежащих сельских поселений Благовещенского района, в областную собственность приобретены помещения в здании по улице Институтской, 7. В скором времени там разместится дополнительный офис МФЦ.

Окно жалоб и внесудебное банкротство

— Помимо того, что у МФЦ постоянно расширяется перечень государственных и муниципальных услуг, нам еще добавляются и ранее несвойственные учреждению функции, — замечает Татьяна Олеговна. — Например, открытие окна Общероссийского народного фронта (ОНФ)  — для взаимодействия граждан с органами власти по проблемным вопросам, то есть универсального места очного взаимодействия граждан и бизнеса с государством. Подобные окна открыты в семи отделениях МФЦ. Сюда можно подать любые обращения: будь то вопросы, касающиеся организации помощи ветеранам, либо обращения по срокам социальных выплат и пособий.

С 1 сентября  Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 289-ФЗ на многофункциональные центры возложены полномочия по реализации механизма внесудебного банкротства. Эта услуга также пользуется популярностью у граждан. На приеме у специалиста, по телефону колл-центра, а также на официальном сайте МФЦ Амурской области (mfc-amur.ru) граждане могут получить всю необходимую информацию об условиях, необходимых для признания себя банкротом.

— В МФЦ работают универсальные специалисты, они могут принять заявление по любой услуге. Кроме того, мы оказываем платные услуги населению, например, составление договора купли-продажи недвижимого имущества, договора дарения, декларации 3-НДФЛ для получения вычетов и т. п., — говорит Татьяна Крамаренко. — Спектр платных договоров на самом деле большой. Все тарифы указаны на сайте МФЦ Амурской области и на информационных стендах в помещениях МФЦ.

В целях повышения инвестиционной привлекательности области во всех офисах МФЦ  Благовещенска выделен отдельный талон электронной очереди для субъектов малого и среднего предпринимательства «Услуги в сфере открытия и ведения бизнеса». Данный талон является приоритетным. Кроме того, в офисе № 3 МФЦ Благовещенска открыты два специализированных окна для представителей бизнеса.

Рейтинг МФЦ

Амурчане высоко оценили качество предоставления услуг через МФЦ Амурской области. По итогам восьми месяцев 2020 года уровень удовлетворенности по оценкам, переданным в ИАС МКГУ, составил 98,9 процента. А согласно рейтингу, проводимому Минэкономразвития России, Амурская область набрала более 80 из 100 возможных баллов и вошла в группу субъектов Российской Федерации с высокой эффективностью организации деятельности сети МФЦ.

Онлайн-документы

В июне 2019 года запущено мобильное приложение «Мои Документы Онлайн», с помощью которого пользователям доступен широкий функционал:

  • — предварительная запись на прием;
  • — поиск в режиме on-line ближайшего центра;
  • — оплата госпошлины по QR-коду, штрафов, налогов, ЖКУ, интернета и др.

Какие услуги предоставляет МФЦ:

  1. государственные и муниципальные услуги,
  2. окно ОНФ,
  3. внесудебное банкротство,
  4. выдача полиса ОМС,
  5. услуги АО «Корпорация «МСП»,
  6. составление договоров купли-продажи, дарения объектов недвижимого имущества,
  7. услуги по приему заявлений о включении в список избирателей,
  8. регистрация, восстановление, подтверждение личности пользователей в ЕСИА.

Возрастная категория материалов: 18+