Будущие педагоги — это бойцы студенческого стройотряда «Ритм», участники клуба «Вожатый», смотров художественной самодеятельности, конкурсов на лучшую политинформацию, победители спортивных состязаний и соцсоревнований, члены агитбригад. За 90 лет своей истории старейший амурский вуз, организованный сначала как агропедагогический институт, выпустил немало настоящих Учителей, несущих свет знаний подрастающим поколениям. Во все времена педагогическая деятельность здесь преподносилась как непрерывный творческий процесс, помогающий и личностному, и профессиональному росту педагогов.
14 преподавателей на 60 студентов
Решение о создании Благовещенского агропедагогического института советское правительство приняло 27 апреля 1930 года. Перед новым институтом были поставлены задачи: готовить преподавателей для школ колхозной молодежи, на рабфаке — кадры студентов из рабочих и крестьян, а также повышать квалификацию школьных работников и вести научно-исследовательскую работу. Занятия в новом учебном заведении начались 16 октября 1930 года. Студентов в первый год набралось 60, а преподавателей — 14 человек. Открыто было всего три отделения: общественно-литературное, физико-техническое и химико-биологическое. Действовали дневной и вечерний рабфаки. Весь институт помещался на третьем этаже бывшей женской гимназии (бывшая школа № 4, теперь — Алексеевская гимназия).
Менее чем через год институт перешел в новое здание школы девятилетки им. К. А. Тимирязева, которая открылась в здании мужской гимназии. Кабинеты и лаборатории кузницы педагогических кадров были оборудованы в то время комодами, буфетами и старинными гардеробами, купленными у жителей города и в комиссионных магазинах. В актовый зал на втором этаже переделали бывшую гимназическую церковь. Здание отапливалось дровами, в заготовке которых участвовали и студенты, и преподаватели. Собственное подсобное хозяйство обеспечивало столовую продуктами.
Из отчета о работе агропединститута за второй в истории вуза учебный год можно узнать о том, что «учебная работа нарушалась массовым отрывом студенчества и преподавательского состава на ликвидацию хозяйственных прорывов, пригородное хозяйство, лесозаготовки, уголь, посевную». Силами научных работников института, доцентами физики и химии был разработан проект теплофикации учебного заведения с использованием отходящей горячей воды от расположенной рядом электростанции. Для научных работников института были приобретены специальный дом на шесть комнат и одно деревянное здание во дворе на 10 комнат. Студенты же в первые десять лет существования учебного заведения проживали в деревянных домах-общежитиях по 15—20 человек. Будущим педагогам выдавали кровати и матрасы, набитые соломой. Из-за недостаточного размера стипендий и большой цены на питание плата за общежитие с первых студентов не взималась. Однако дела со снабжением учащихся самым необходимым — бельем, костюмами и обувью — обстояли плохо. «Многие студенты буквально раздеты и разуты… — отмечалось в отчете. — Отвратительно обстоит дело со стиркой белья. В городе нет ни одной кооперативной прачечной, нет возможности стирать белье и в общежитиях, так как нет совершенно мыла». Только в конце 1940-го учащиеся смогли наконец перебраться в новое четырехэтажное общежитие на улице Ленина.
Досрочные выпуски и открытие географического факультета
В июне 1941-го началась Великая Отечественная война. Только в первый учебный год на фронт были призваны и ушли из института 39 студентов, мобилизованы более десятка преподавателей. В апреле 1942-го добровольно ушли на фронт 17 девушек-студенток. Вернулись не все…
— В эти дни и месяцы мы чувствовали, что фронт, по существу, рядом с нами: на противоположном берегу Амура мы видели японских солдат и знали, что Япония, как союзник фашистской Германии, может в любую минуту начать войну с нами, — вспоминал Георгий Иванов, работавший в те годы в институте. — Поздно вечером или ночью мы ходили на строительство укреплений на берегу Амура, в качестве народных ополченцев проходили военную подготовку, много времени уделяли овладению стрелковым оружием. Наш институтский тир всегда был занят. Ревниво занимались такой подготовкой не только мужчины, но и женщины.
Выпуск военной кафедры
В 1942-м занятия начались только 1 октября. Студенты во главе с директором института Иосифом Нарушевичем спасали урожай в колхозах области. Преподаватели и студенты проходили военную подготовку, строили оборонительные сооружения. Курсы медсестер в первые годы войны окончили 47 человек. По окончании теоретических занятий молодежь проходила практику в больницах и амбулаториях. Работали курсы сельхозкадров, на которых преподаватели и студенты изучали специальности помощника комбайнера, водителя трактора и автомашин. Сдали экзамен и окончили курсы всего 72 человека.
О том, в каких условиях вуз готовил кадры в военное время, можно прочитать в годовом отчете института за 1940—1943 учебные годы: «В учебном корпусе было холодно. Лекции читались преподавателями, одетыми в пальто, шапки и валенки. Студенты на руки надевали перчатки и рукавицы. Питание студентов плохое. Особенно плохо с питанием обстояло в конце учебного года во время экзаменов. Такое положение создалось из-за отсутствия достаточного количества топлива. Плохо пока дело обстоит с тетрадями, карандашами, чернильницами, ручками, перьями, мелом».
В первый учебный год на фронт были призваны 39 студентов института, мобилизованы более десятка преподавателей. В апреле 1942-го добровольно ушли на фронт 17 девушекстуденток
В связи с острым дефицитом учительских кадров осенью 1941 года обучение завершили досрочно. В 1943-м в институте была создана военная кафедра. В том же году открылся новый, географический факультет. За годы войны выпуск сократился почти вдвое. Особенно наглядным в этом отношении был 1943-й, когда число выпускников уменьшилось почти в четыре раза, в сравнении с 1941-м. Выпуск был произведен только на естественногеографическом факультете учительского института. Отсутствие выпускников объяснялось досрочным выпуском студентов — на год раньше. Но несмотря на тяготы военного времени, расширилась учебно-производственная база, увеличилось число кабинетов, возобновилась работа студенческих научных кружков. Коллектив преподавателей института выполнял важную задачу — готовил «новое поколение советских учителей, достойных своего народа».
«Спешите делать добро»
— Отточенное педагогическое мастерство, глубокие знания в области психологии, большие заслуги в науке, творческая увлеченность, — так рассказывает о преподавателе психологии Георгии Иванове одна из его студенток в материале ко Дню учителя, вышедшем в газете «За педагогические кадры» в 1969 году. — Его добродушные, приветливые глаза всегда подсказывают нам: «Спешите делать добро».
Яркие, увлекательные занятия, искренняя привязанность студентов к своим старшим наставникам, желание равняться на своих преподавателей — все это отличало студентов педвуза в Благовещенске, выбравших будущую профессию сердцем. Фестивали художественной самодеятельности, литературные вечера, выездные концерты, встречи и молодежные праздники — студенческая жизнь будущих педагогов всегда была неотделима от творческого процесса и реализации собственных талантов на самых разных площадках и в самых разнообразных ролях. «Нам нужен студент, для которого мир прекрасного был бы близок и понятен, нам нужен студент, способный открыть этот мир своим будущим ученикам», — высказывался на страницах периодики один из преподавателей кафедры педагогики.
Чтобы будущие учителя лучше могли овладеть профессией, в вузе даже был создан педклуб. На занятиях студенты мечтали и спорили о будущей профессии, о том, каким должен быть педагог, встречались с опытными мастерами своего дела.
Вера Щёкина, ректор БГПУ:
— Уважаемые коллеги и ветераны педагогического труда! Уважаемые студенты и выпускники всех поколений! Дорогие друзья! Примите самые искренние поздравления по случаю знаменательной даты — 90-летия Благовещенского государственного педагогического университета! Нашему славному университету исполнилось 90 лет — немалый срок, которому присущи успех созидания, творческий поиск, осмысленность дальнейшего развития. Мы по праву можем гордиться яркими страницами биографии университета, именами тех, кто стоял у истоков его создания, кто обеспечивает его авторитет и востребованность сегодня. В эпоху глобальных перемен обучение и повышение квалификации кадров имеют первостепенное значение и выходят на качественно новый уровень. Коллектив нашего учебного заведения, понимая всю значимость возрастающих требований к подготовке специалистов, активно стремится совершенствовать учебный процесс, внедрять современные обучающие технологии и программы. Преподаватели БГПУ готовят высококлассных специалистов новой формации, востребованных в различных сферах деятельности, воспитывают достойную смену с большим профессиональным и нравственным потенциалом. От всего сердца желаю всем здоровья, счастья и жизненного благополучия! Новых творческих и научных достижений, дальнейших успехов в вашем большом и важном деле!
Калита Валентина Сергеевна
У нашего родного педагогического института, ныне педагогического университета, день рождения. Девяносто лет — это солидный возраст, а в условиях Дальнего Востока особенно.
Я с удовольствием вспоминаю студенческие годы и считаю, что мне очень повезло, поскольку педагоги, преподававшие в то время, когда училась я, были яркие и творческие. Замечательный куратор Лидия Васильевна Кирпикова, декан факультета Геннадий Филиппович Аленишкин, которые знали про каждого из нас всё, помогали во всём и участвовали в судьбах многих студентов. Геннадий Филлипович сам замечательно пел, и поэтому четыре года все студенты истфила тоже пели в выдающемся академическом хоре. Как ни вспомнить Анатолия Васильевича Лосева. Это человек уникальных энциклопедических знаний, на лекциях которого можно было услышать и узнать всё то, что тогда было невозможно прочесть. Не могу ни вспомнить Анну Ивановну Вайсман и ее любовь к зарубежной литературе, Вячеслава Васильевича Белоглазова, который вел у нас историю педагогики. И мы только с высоты прожитых лет можем оценить всех этих людей и понять значение их в нашей жизни, в нашей судьбе. Я бы перечислила еще много наших преподавателей, которым благодарна за встречу. Конечно же, теплые воспоминания сохранились и о тех, с кем мы рядом учились… Всем большое спасибо!
Очень хочется пожелать студентам, чтобы годы, проведенные в университете, были для них тоже настоящей жизненной школой. Хочу пожелать нашему университету процветания. Я хочу, чтобы наш университет сохранил все лучшие традиции отечественного образования, которые накопил за эти девяносто лет. Хочу, чтобы университет был вечно молодым, всегда шёл вперед, всегда вёл за собой образование нашей области и Дальнего Востока. Я хочу пожелать всем творческих успехов и новых педагогических достижений. Смело идти вперед к столетию, к стопятидесятилетию, двухсотлетию… Спасибо тебе, альма-матер, за то, что ты была и есть в моей жизни.
С уважением, секретарь парткома Хэйхэского университета Ван Ган
От имени Хэйхэского университета рад сердечно поздравить всех преподавателей и студентов Благовещенского государственного педагогического университета с 90-летним юбилеем!
В течение 32 лет, начиная с 1989 года, Благовещенский государственный педагогический университет и Хэйхэский университет сотрудничают в сфере образования, науки, культуры и спорта. За это время два университета прошли специфический путь взаимовыгодного сотрудничества, установили тёплые дружеские отношения, достигли плодотворных результатов в обменах преподавателями и студентами, совместной подготовке бакалавров и магистрантов, публикации совместных научных статей, проведении масштабных международных мероприятий. 32 года мы помогаем друг другу, 32 года мы поддерживаем друг друга. Два университета объединили уникальные преимущества восточных и западных культурных и образовательных ресурсов и воспитали большое количество специалистов международного уровня, которые не только обладают фундаментальными знаниями по предмету, но и свободно говорят на иностранных языках. Наши вузы внесли значительный вклад в развитие экономики и торговли, культурных обменов и укрепление дружбы между Китаем и Россией.
Искренне желаю Благовещенскому государственному педагогическому университету процветания, успехов и талантливых студентов. Надеемся, что два университета будут продолжать взаимовыгодное сотрудничество и вносить ещё больший вклад в развитие сотрудничества в сферах образования и культуры двух стран и традиционной дружбы между китайским и российским народами.
Яковлева Светлана Вячеславовна
В 1987 году я окончила физико-математический факультет Благовещенского государственного педагогического института.
В душе остались самые теплые воспоминания о той среде, в которой я воспитывалась, именно воспитывалась как учитель. Можно, конечно, только вспоминать ряды Фурье, теорию относительности, электростатику и много других терминов, разделов физики и математики. Но дороже всего аура, которая была на физмате: это очень теплое, буквально отеческое отношение всех педагогов, декана и куратора Данько Екатерины Петровны.
Это и состояние, когда ты не только учишься, но и выступаешь на сцене в составе агитбригады, даже если ты не умеешь петь и плясать, а Луиза Александровна Ступникова рассказывает, как правильно читать стихи — и я на сцене, и я не боюсь! Это и спортивные соревнования по баскетболу и волейболу — и ты понимаешь, что тоже умеешь, оказывается, играть и побеждать. Наверное, это главные мои воспоминания о студенческой жизни.
Я сердечно благодарю преподавателей дорогого физмата, которые дали мне путевку в педагогическую жизнь. Я горжусь, что моя мама окончила педагогический университет, мой старший сын окончил физмат. И независимо от того, в какой период мы учились, все говорили одно: душевное тепло, забота о студенте и высокий профессионализм преподавателей — это главная особенность нашего любимого вуза.
Дорогой педагогический, с праздником, с юбилеем! Пусть каждый студент, уходя из университета, уносит с собой частичку тепла и веры в успех и победу!
Буянова Анастасия Анатольевна выпускница 2010 года историко-филологического факультета, работает в школе.
Мудрее заведения,
Наверно, в мире нет.
Прими же поздравление, мой университет:
Поздравляю вуз с юбилеем.
Ты превратился в альма-матер для многих талантливых людей, настоящих профессионалов своего дела. С праздником. И пусть будущее поколение студентов будеф достойнее своих предшественников.
Наталья Федюкович, факультет иностранных языков, выпуск-2019, работаю в школе учителем французского языка.
Когда я слышу аббревиатуру БГПУ, моё сердце начинает биться сильнее. Для меня это не просто слово из четырёх букв, для меня это часть моей жизни. Самая удивительная и необычная часть.
Мой любимый университет, я поздравляю тебя и всех твоих жителей с твоим днём рождения! Я желаю тебе выстоять в тяжёлые времена, желаю тебе принимать самых креативных, самых неординарных, самых умных студентов, желаю самых необыкновенных преподавателей и сотрудников. Я желаю тебе, мой дорогой университет, продолжать нести звание Педагогический с такой же гордостью, с какой мы причисляем себя к выпускникам лучшего педагогического вуза Дальнего Востока!
С днём рождения, мой дорогой Благовещеский государственный педагогический университет.
Наталья Павлюк
БГПУ, альма-матер многих замечательных людей, счастье, что и мой тоже. Я окончила вуз в 2016 году, обучалась на ИФФ, по специальности «учитель истории». Это были удивительные 5 лет восторга, страха, трепета и переживаний. Каких только эмоций не видели стены нашего родного вуза, приятно осознавать, что частичка меня в них тоже осталась. Сейчас я преподаю историю и обществознание в общеобразовательной школе, обожаю свою работу, несмотря на трудности с ней связанные, и очень часто вспоминаю студенчество, прошедшее в стенах БГПУ. 90 лет мудрости, стойкости, радушия уже позади. Дорогие наши преподаватели и не только, все те, кто трудится на благо нашего замечательного университета, с праздником вас! Желаю вам благополучия во всех ваших начинаниях, лёгкости по жизни, послушных детей и разумных родителей. Живите и процветайте.
Ольга Николаевна Кухаренко, преподаватель
С юбилеем, любимый университет!
Вдохновляющий! За 90 лет ты стал важным этапом в жизни тысяч учителей. Они пошли в школы, чтобы учить и воодушевлять на успех своих учеников. Те становились военными, врачами, физиками или дипломатами… Но у каждого из них в начале пути был учитель, который научил, направил, поддержал, благословил добрым словом.
Значимый! Благодаря тебе я обрела свое предназначение, стала тем, кем счастлива быть сейчас. Я росла в профессии то благодаря, то вопреки, но всегда окрыленная верой и доверием моих коллег и учеников. И теперь я не просто люблю свою работу, я горжусь носить звание учитель и радуюсь достижениям своих учеников больше, чем своим.
Красивый! У меня хранятся десятки твоих фотографий. Я любуюсь тобой в любое время года, рано утром и в надвигающихся сумерках, из-за снежных елей, золотистой листвы и цветущей сирени, под нависшими тучами и в ярком солнечном свете.
Крутой! Я работаю среди талантливой, яркой, творческой благодарной молодежи. Наши студенты и выпускники своими успехами прославляют твое имя, и при встрече они нам с тобой говорят: «Спасибо!»
Устремленный в будущее! Сохраняя почти вековые традиции, уважая бесценное наследие твоих лучших педагогов, новое, преданное тебе поколение профессионалов-новаторов ведет тебя к претворению своих смелых созидательных планов. Во славу тебе!
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии