Медик в третьем поколении
— Перед людьми в белых халатах я всегда испытывала особый трепет. Моя бабушка была фельдшером во время Великой Отечественной войны. Врачом 41 год проработала моя мама, десять из которых — главным врачом в Завитинской ЦРБ. С детства я хотела быть похожей на маму и, как она, помогать людям, — признается Нонна Онянова. — Бывало так, что я, будучи ребенком, ночевала в больнице во время маминого дежурства, потому что отец служил и оставить меня было не с кем.
В Амурский онкодиспансер Нонна Николаевна пришла практически сразу после получения диплома. Начала работать врачом-химиотерапевтом в отделении химиотерапии, а в 2011‑м стала его заведующей. В отделении лекарственной терапии работает команда врачей-онкологов, которые каждый день борются за жизни пациентов. «Это моя вторая семья», — говорит о коллегах Нонна Николаевна. Лекарственная противоопухолевая терапия, химиотерапия — это медикаментозное лечение рака. В своей работе врачи отделения применяют три вида лекарственной терапии: предоперационную, профилактическую и паллиативную.
— Не так давно рак считался смертельным недугом, от которого нельзя вылечиться. Но именно химиотерапия позволила добиться излечения большинства людей с такими онкозаболеваниями как острый лейкоз, лимфома Ходжкина, больных с герминогенными опухолями, хориокарциномой и некоторыми другими заболеваниями. Сейчас трудно представить, что еще в 1970‑х годах большинство этих больных были обречены на смерть. Кроме того, химиотерапия повысила и шансы на излечение больных с ранними стадиями опухолей, — рассказывает заведующая химиотерапевтическим отделением. — Сегодня мы активно используем новые препараты и применяем новые подходы к лечению. Например, так называемую таргетную терапию, когда препараты действуют на «мишень» в опухолевой клетке, приводят к нарушению ее жизнедеятельности и гибели. Сейчас известны такие препараты для многих заболеваний. Потрясающие результаты были достигнуты при хроническом миелоидном лейкозе, гастроинтестинальных стромальных опухолях, появились сдвиги в лечении рака легкого, рака молочной железы, меланомы, рака толстой кишки, желудка. Наши пациенты стали жить и выздоравливать благодаря успехам противоопухолевой терапии.
Врач приводит пример: общая пятилетняя выживаемость, которая включает в себя и общую выживаемость, и время без прогрессирования заболевания, в настоящее время составляет почти 55 процентов. Из 18 779 пациентов, состоящих на учете в онкодиспансере, 11 790 пациентов, то есть 60 процентов, находятся в третьей клинической группе. Это люди, которые выздоровели и вернулись к своей повседневной жизни.
Страх испытывают все
— Все без исключения наши пациенты испытывают страх. Страх перед болезнью, перед неизвестностью, перед возможным исходом. Развеять сомнения помогают врачи, которые объясняют, рассказывают, убеждают, дают надежду. К счастью, большинство пациентов нам верят и продолжают лечение. Вообще по опыту могу сказать, что доверие врачу заметно увеличивает шансы на выздоровление, — отмечает Нонна Николаевна. — Конечно, каждый человек индивидуален и к каждому нужно суметь найти свой подход. Это общая борьба — и пациента, и врача за жизнь своего пациента. Вне зависимости от серьезности случая, если человек намерен бороться, моя обязанность — дать ему эту возможность. Даже сложные случаи благодаря развитию лекарственной терапии сегодня не безнадежны.
«Конечно, тяжело пропускать через себя каждый день боль и страдания других. Но, как бы ни парадоксально это звучало, восстанавливаться помогает работа».
Все решения о тактике лечения любого пациента врачи принимают коллегиально. В особенно сложных случаях амурские онкологи обращаются в Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н. Н. Блохина. Консультации ведутся с применением телемедицинских технологий. Сами врачи онкодиспансера также проводят консультации по видеосвязи для пациентов из отдаленных уголков Приамурья.
— Телемедицинские консультации мы проводим еженедельно по понедельникам, консультируем амурчан, которые живут в отдаленных районах области и по каким‑то причинам не могут попасть на очную консультацию к узкому специалисту, — поясняет завотделением химиотерапии. — Чтобы получить консультацию, пациенту, имея на руках пакет медицинских документов, необходимо обратиться в свою районную больницу. В условиях пандемии, когда люди находятся в самоизоляции, телемедицина дает возможность не пропустить серьезное заболевание, не подвергая себя при этом возможному риску, добираясь до нужного врача.
«У нас работают только сильные люди»
Медицина принимает только тех людей, которые могут сказать о ней: «это мое», будут вкладывать душу и сердце в то, чем занимаются, считает Нонна Николаевна. Однако бывает, что все, что можно сделать — избавить пациента от боли и максимально продлить его земные дни.
— Когда долго находишься рядом с человеком, который борется, надеется, вольно или невольно пускаешь его в свою жизнь. Многие врачи не выдерживают такой моральной нагрузки и уходят. Поэтому в онкологии работают по‑настоящему сильные люди, — уверена Нонна Онянова. — Но и сильному человеку тоже нужна поддержка других людей. И у меня есть люди, которые помогают мне, на которых я равнялась в периоды, когда непросто. Это — «люди-маяки», их свет — это мои знания, опыт, образ жизни, успехи, умение справляться с трудностями. Для меня в разное время такими «людьми-маяками» были мои друзья, коллеги и мои родные, благодаря которым я находила и нахожу в себе силы дальше помогать другим и двигаться вперед. Конечно, нам тяжело пропускать через себя каждый день боль и страдания других. Но, как бы ни парадоксально это звучало, восстанавливаться помогает работа. В потоке забот забываешь и о своей усталости, и отвлекаешься от плохих мыслей. Ведь рядом, здесь, находятся больные люди, которым нужна наша помощь, которых можно и нужно спасти.
«Моя жизненная позиция заключается в одной фразе: «Дорогу осилит идущий».
Несмотря на то, что нагрузка на онкологов диспансера порой бывает колоссальная, ответить на вопросы и при необходимости решить возникшую в ходе лечения проблему врачи готовы всегда.
— Наши двери открыты для каждого. Я говорю пациентам: «Не стесняйтесь задавать вопросы своему врачу». Я и сама, как заведующая, готова выслушать любого, кто обращается ко мне с проблемой. Я получаю удовольствие от осознания того, что приношу людям пользу, — призналась Нонна Николаевна. — Моя жизненная позиция заключается в одной фразе: «Дорогу осилит идущий». Я и пациентам своим говорю о необходимости бороться и двигаться только вперед.
«Не вставайте на сторону болезни»
— Очень важен позитивный настрой. Я всегда говорю пациентам: есть врач, есть вы и есть болезнь — нас трое. И если вы станете на сторону болезни, то мы не сможем победить, или это будет намного сложнее. Ориентируясь на практику, могу сказать: если пациент настроен максимально позитивно на излечение, то всегда, при любой стадии процесса, мы имеем хороший результат лечения, — отмечает Нонна Николаевна. — У некоторых наших сограждан есть представление, что пока диагноз не объявлен, его как будто бы и нет. И люди не идут к врачу, не проходят обследование, даже если что‑то беспокоит. Не бойтесь обращаться к специалистам, идите на диспансеризацию, не отказывайтесь от диагностики. Чем раньше будет обнаружено заболевание, тем легче от него избавиться. Здравый смысл в вопросах, которые касаются здоровья, — лучшая защита.
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Рекламный материал
Совместный проект АП и Амурского областного онкологического диспансера приурочен к 70-летию диспансера, которое учреждение отметит 1 июля 2021 года. В проекте мы рассказываем о медиках, помогающих амурчанам бороться с грозным диагнозом. «В онкослужбе области трудятся преданные своему делу люди, которые пришли сюда по призванию. Они понимают, что результат лечения зависит от их профессиональной, добросовестной работы», — говорит главврач онкодиспансера Алексей Побережский.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии