Фото: Архив АПФото: Архив АП

«Сразу сердцем прикипел!» — вспоминает Владимир Токарев первые дни на амурской земле. Фото: Архив АП

«Дивизию американцам сдал шпион!»

«Приехал на самую низшую должность, которая есть в ракетной базе. Сразу сердцем прикипел!» — вспоминает Владимир Токарев первые дни на Дальнем Востоке. Лейтенанту тогда было 25. Поговаривали, что Углегорск тогда обесточивали, скрывая от глаз пассажиров поездов, шедших мимо по Транссибу. Владимир Иванович начинал с обслуживания ракетных двигателей, которые прятались в шахтные установки, замаскированные под угольные разрезы. 

— Их 60 штук было по территории разбросано. Американцы очень боялись нашу дивизию! — гордится Владимир Иванович. 

ЗАТО Углегорск — один из немногих военных городков, выживших после ухода армии. В 2015 году решением депутатов Заксобрания поселку был присвоен статус города. В этом же году жители населенного пункта и Правительство РФ одобрили предложение о присвоении городу наименования Циолковский. 

Жители знали о том, что живут в тылу ядерного щита Советского Союза, но лишних разговоров не было. «Вы фотографии просите, а у меня их нет. Где сейчас стоит прокуратура, там сотрудники КГБ работали. Только рот открыли ребята — вечером уже там сидели», — рассказывает полковник. Несмотря на строгую секретность, дыры в заборе, окружающем ЗАТО, все равно появлялись. 

— Через них мы ходили на речку Перу, а жители соседних сел — к нам в магазины, — смеется полковник.

Тем не менее американцы, как рассказывает офицер, долго не знали координат стратегического населенного пункта. По версии, в которую верит Владимир Токарев, позиционный район сдал иностранцам русский шпион. Это и стало причиной разоружения и последующей гласности.

— И жены офицеров, которые 10—15 лет не видели, чем же их мужья занимаются, поехали на экскурсии, смотреть, как снимают ракеты, — вспоминает Владимир Иванович. 

Сокращения в 90-х стали первым стрессом для офицера, который к тому моменту дослужился до командира части. «Последние ракеты мы вывозили через Свободный. Было непонятно, что делать дальше. Этот момент был очень трудный», — делится военный. 

Визит генерала: щедрое повышение и космодром «Свободный»

Разоружение дивизии сопровождалось оттоком людей и хищением имущества. Казалось, что городок ожидает неминуемое запустение и разруха. И вдруг прибывает делегация во главе с командующим Военно-космическими силами Владимиром Ивановым. 

1

марта 1996 года указом президента РФ Бориса Ельцина был создан Государственный испытательный космодром Минобороны России «Свободный»

— Они выбирали место для нового космодрома «Свободный». Решили на базе боевых ракет запускать коммерческие спутники и зарабатывать деньги. Как сейчас помню, утром звонит Александр Винидиктов, командир дивизии, говорит: «Встречай. Только не падай в обморок: у гостя на погонах огромная звезда». Лечу! Автобус идет, в нем сидит генерал: «Ну что, полковник, показывай свою часть!» — вспоминает Владимир Токарев. 

Осмотрев территорию, командующий прервал молчание:

— Если мне нужно все это сохранить, сохранишь?

— Товарищ генерал, сохраню, если вы возьмете мою часть в свои войска! — не растерялся Токарев.

«И генерал ответил: «Берем!» Тогда решения принимались очень быстро, — вспоминает офицер. Легендой городка тех времен стал правдивый случай о том, как командующий космическими войсками повысил дежурного контролера на КПП.

— Стоит девушка, симпатичная такая, докладывает генералу, что в расположении все хорошо. Владимир Леонтьевич Иванов говорит: «Винидиктов, почему она всего лишь рядовой? Сегодня же чтобы была ефрейтором!» Через несколько дней та же девушка докладывает ему на КПП. А генерал опять: «Винидиктов, почему она еще ефрейтор? Сделайте ее сержантом!» — смеется Владимир Иванович. 

 Космодром «Свободный» совершил пять коммерческих пусков. 

Так же быстро почти разоренная ракетная дивизия стала базой для первого в Приамурье космодрома. «Построили примитивный пусковой стол: забетонировали площадку, вделали в нее клыки. С Плесецка прислали пусковую установку, пригнали ракету «Тополь» и первый боевой расчет», — вспоминает полковник. Космодром «Свободный» совершил пять коммерческих пусков. 

— А дальше стало понятно, что это нерентабельно. Слишком дорого обходилось содержание расчета и целой деревни ради двух запусков в год, — вздыхает Владимир Иванович.

Как спасали городок: мазутную котельную топили дровами

События в городке тесно были связаны и с вехами судьбы Владимира Токарева. В 2004 году, по просьбам людей и космического руководства, полковник Токарев, служивший заместителем начальника космодрома «Свободный», уволился и пошел на выборы. Получив народную поддержку, стал главой ЗАТО Углегорск. 

— Когда космодром «Свободный» ликвидировали, это было хуже всего. Мы никому не нужны были вообще: ни военным, ни области. На нас плюнули! — поднимается в его груди прошлая обида. 

Самое страшное воспоминание — холод в домах. «Мазут раньше был чисто военный: они поставляли его, топили свои городки и нас, гражданских. А потом — все! Среди гражданского населения платежеспособность была низкая. Я помню, спать ложились возле батареи: жена слева, а я справа», — вспоминает Владимир Иванович.

Владимир Токарев приехал в Углегорск холостяком, но жену привез со своей малой родины — села Благодарное Семипалатинской области Казахской ССР. Татьяна Петровна согласилась на такой дальний переезд и в Приамурье подарила мужу двух дочерей. 

Народ не платил за коммуналку, покупать топливо было не на что, коммерсанты задирали цены. Военный политик просил в долг у соседних муниципалитетов. Полковник Токарев помнит времена, когда приходилось топить мазутную котельную дровами. 

— Ситуация: топлива нет. Две машины выехали из Хабаровска, Белогорск выслал 6 тонн мазута. Нам надо продержаться два часа. И держимся! Мы заранее заготавливали дрова. Помню, был у нас прокурор Вепрев, пришел контролировать запас топлива. «На, Павел Валерьевич, тебе топор». Я сам рубил, и все помогали, потому что это общее дело, — рассказывает экс-глава.  

Полковник Токарев и его команда поставили цель спасти городок. Чтобы начать собирать платежи, отдавали брошенные военные общежития людям из соседних сел. В 2007 году Углегорск дал кров 26 семьям из села Овсянка Зейского района, пережившего разрушительное наводнение. В то же время местные власти сочиняли инвестиционные проекты. «Фантазировали… Даже рыбное хозяйство хотели создавать», — вспоминает Владимир Иванович. 

Как углегорцы боролись за Восточный

 Космодром Свободный признали нерентабельным: слишком дорого обходилось Минобороны содержание расчета и городка ради двух запусков в год. 

В 2007 году дискуссии о ликвидации космодрома «Свободный» подтвердились. Владимир Токарев, находясь в командировке в Москве, получил неожиданное приглашение — посетить общественный клуб, где обсуждали космическую тематику. Глава Углегорска излил душу среди незнакомых людей. 

— Встает мужичок, представляется: «Крупнов Юрий Васильевич. Вы хотите, чтобы правительство побывало у вас в городке?» — рассказывает Владимир Иванович.

Позже он узнал, что беседовал с помощником полпреда президента на Дальнем Востоке Камиля Исхакова. 

После московской встречи в Углегорск приехал полпред Исхаков. «Он обошел городок и сказал: «Жди. Будем бороться», — вспоминает Владимир Иванович. 

— Жители письмо состряпали, подписи собрали и отправили в Москву. Думали, не дойдет. А президенту о нас доложили! Я от Крупнова об этом узнал, — продолжает полковник Токарев. 

 Космические барельефы, которыми гордились старожилы, остались только на старых фотографиях.

Вскоре главу Углегорска и последнего начальника закрытого космодрома «Свободный» Сергея Суслова вызвали в Москву — в Администрацию Президента. «Отправили нас к советнику президента, Виктору Иванову. Прождали его двое суток. Выслушал он нас и сказал: «Постараемся чем-то помочь», — рассказывает экс-глава. 

В июне 2007-го в Углегорске сел самолет с делегацией из столицы под руководством министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. На совещании государственного уровня был и Владимир Токарев. «Сердюков был против, сказал, что не видит перспектив… Мне дали слово. Я со слезами на глазах и хрипью в голосе сказал, что нам нужен космодром!» — вспоминает полковник. Осенью Углегорск встречал финальную комиссию, которая выбирала место возведения стратегического объекта. 

— Меня вызвали на Украинку, полетели сначала в Совгавань в Хабаровском крае. Запомнилось, как нас встречали. Подали холодные манты. Чтобы зайти к столам на веранду, нужно было под перилами пролезть, потому что ступеньки прогнили. Если я хотел, чтобы у нас был космодром, так у нас такие столы ломились! Они у нас три дня жили! — гремит голос Владимира Токарева. 

Экс-глава уверен: радушный прием в Углегорске оказал решающее влияние на комиссию. В ноябре 2007 года президент подписал указ о создании космодрома Восточный в Амурской области. «А потом наступило долгое затишье…» — вздыхает Владимир Иванович. 

Визит Путина: за ночь заасфальтировали дорогу и посадили цветы

 28 августа 2010 года премьер-министр Владимир Путин прибыл в Углегорск на желтой «Ладе-Калина».

«Я собирался в отпуск. Уже в Хабаровске сижу, ожидаю самолет. Объявление: «Владимир Токарев, просим подойти к справочному бюро». На связи глава Федерального космического агентства Анатолий Перминов, говорит: «Пусть семья летит, а ты возвращайся назад. Готовься к визиту первого лица!» — вспоминает Владимир Токарев. На следующий день в Углегорске приземлился вертолет. 

— Вышли товарищи с Федеральной службы охраны и организаторы встречи. И началась жизнь! 10 дней круглосуточно мели, стирали, мыли — городок приводили в порядок. Из теплицы привезли цветы, потому что клумбы уже завяли. За ночь заасфальтировали дорогу на будущую «шайбу», — смеется Владимир Иванович («шайба» — административный центр космодрома Восточный. — Прим. ред.).

28 августа 2010 года тогда премьер-министр Владимир Путин прибыл в Углегорск на желтой «Ладе-Калина» и открыл первый камень космодрома Восточный. «Мы его готовили в ночь перед его прибытием. Отыскали в карьере Шимановского района, вечером привезли. Девчонки из администрации щетками камень отмывали, ночью плиточкой вокруг обкладывали», — рассказывает экс-глава. 

Владимир Путин провел закрытое совещание в культурно-досуговом центре. А после вышел к жителям. 

— Думаю: или пан, или пропал. Сейчас сразу снимут! Стою ни жив ни мертв. Один из ребят с охраны толкает меня в плечо и говорит: «Да не трясись ты уже так», — с улыбкой вспоминает Владимир Токарев и благодарит жителей: «Ни один не сказал, что в домах бывает холодно, ни один не сказал, что чего-то не хватает. Все спрашивали: «Владимир Владимирович, когда начнем строить космодром?»

В завершение сумасшедшего дня помощники премьера вручили главе Токареву часы. «Точно такие же Путин бросил в плотину Нижне-Бурейской ГЭС, которую посетил до нас. Я эти часы на рыбалке потерял. Два дня потом искал — не нашел», — смущенно признался Владимир Иванович. 

… В 2013 году Владимир Токарев покинул пост главы Углегорска и ушел работать в дирекцию по строительству космодрома Восточный. Сейчас он трудится в одном из космических предприятий. 

Возрастная категория материалов: 18+