• Фото из личного архива
  • Фото из личного архива
  • Фото: Андрей Ильинский
  • Фото: Андрей Ильинский
  • Фото: Андрей Ильинский

Все в сборе

— Нас очень сложно собрать всех вместе: кто-то обязательно будет в рейсе, — эмоционально признается Григорий Чирей, встречая нас с фотокором Андреем Ильинским у шлагбаума. — Вы вчера сказали, что приедете. Я начал обзванивать ребят, и так совпало, что все здесь, прям как в тот день, когда рисовали открытку. Наверно, это судьба!

О том, что сам Григорий прибыл на встречу сразу после дежурства, едва успев поспать пять часов за сутки, он скромно умолчал. Я не заметила, как подарки, которые мы привезли дружному мужскому коллективу, перекочевали в руки молодого человека. Он нес две большие коробки, стопку газет и мимоходом проводил нам экскурсию по территории депо. После трескучего январского мороза особенно приятно было оказаться в тепле. В кабинет здешнего профсоюза уже подтягивались и остальные ребята.

Мужчины сориентировались быстро, проявив все гостеприимство, на какое были способны. Тут же зашумел чайник, откуда ни возьмись появился шоколадный торт, и началась распаковка подарков.

Согревающие подарки

— О, как раз недавно обсуждали, что поттер нужен, — достают термопот из шелестящей упаковки молодые люди. — Хотя телевизор бы тоже не помешал, дюймов на 55…

Окончание фразы не слышно, потому что кабинет взрывается дружным громким смехом. Проверить работу презента решено здесь и сейчас: за несколько минут емкость споласкивают, заполняют водой из кулера и включают в розетку. Фирменные кружки «Амурской правды» с изображением ледовой открытки из Маркова также выставляют на стол. Одна из них с дымящимся чаем даже достается мне, потому что Алексей Гуренко — седьмой участник этой сплоченной команды — все-таки не смог присоединиться к нам из-за онлайн-обучения.

Парни признались, что рисовать ледовую открытку взялись впервые. Однако активная позиция для них — постоянная составляющая работы и жизни. Как члены профсоюза и совета молодежи при депо, они регулярно участвуют в культурно-массовых мероприятиях и волонтерском движении. На попечении мужчин немало пенсионеров РЖД, которым молодые люди помогают в быту — кроют крыши, вставляют двери, разгружают уголь. Во время пандемии ребята развозили лекарства и продукты пожилым горожанам, за что были удостоены президентской награды. Творить добро машинисты электровоза успевают между рабочими поездками.

Идеальное место

Примкнуть к душевной акции АП стало внезапным порывом. Каждый день открывая Instagram, парни видели все новые и новые ледовые открытки, которые часто восхищали не художественностью, а своей историей. Участники конкурса собственными руками делали зимнее чудо, вопреки суровым морозам, одиночеству, слабому здоровью и другим обстоятельствам.

— Мы тоже решили почтить память дедушки Валеры и создать свою открытку, — говорит Дмитрий Польшин. — Главной задумкой было сделать ее на территории депо, чтобы работники локомотивного хозяйства могли увидеть наше послание и порадоваться. Просто хотели так поздравить всех своих с Новым годом.

— Поначалу казалось, что мы выполняем какую-то глупую работу: снег легкий, его кидаешь, не чувствуя веса, — говорит Дмитрий Польшин. — Но проходит время, и организм начинает наливаться свинцом. Ведь работа у нас сидячая: ты принимаешь локомотив, садишься и можешь 8, 10, 12 часов ехать. А здесь пришлось махать лопатой восемь часов подряд, к концу дня стало очень тяжело. Сразу понимаешь, почему дед Валера делал свою открытку почти месяц.

Подходящее место нашел Александр Лысяк. «Саша прям не поленился, съездил на это озеро, все разведал. Хотя дорога там такая, что не каждый автомобиль проедет», — одобрительно похлопывает по плечу товарища лидер профсоюзной организации Юрий Артемьев. Рядом с озером как раз проходит железнодорожный путь. Это место видит каждый, проезжающий в сторону Магдагачи.

Приветственный тифон

На следующее утро рисовать открытку собрались все активисты депо, кому не нужно было ехать в рейс. Добровольцев оказалось семеро. Погрузив в машину лопаты, метлы и скребки, они отправились на озеро. Эскиз картины предварительно нанесли на лист бумаги, с которым сверялись в ходе работы. Время от времени кто-то забирался на железнодорожное полотно, чтобы оценить пропорции рисунка сверху.

— Сначала мы думали, это будет легко, — говорит Алексей Любезнов. — Но, когда проработали полтора часа и вдруг осознали, что все еще находимся в начале пути, поняли, что все не так просто.

Во время создания ледовой открытки тружеников приветствовали проезжающие мимо коллеги. Машинисты радостно тифонили — подавали сигналы повышенной громкости. «Было очень приятно, но только в первой половине дня, потом это уже не имело значения, — смеясь, вспоминают приятели. — А к вечеру это уже даже напрягало, потому что мы были очень уставшие. Хотелось сказать: «Да не сигнальте, мы и так видим, что вы видите!»

Вид с неба

Парни работали на морозе восемь часов, прервавшись только один раз — на обед. Выяснилось, что о перекусе позаботился лишь один человек из всей компании — Александр Лысяк. «Он заварил травяной чай в термосе, взял сосисок на всех, мангал, — второй раз за встречу выразили глубочайшую признательность Саше коллеги. — Мы с удовольствием пожарили сосиски на свежем воздухе, отдохнули и с новыми силами опять взялись за лопаты».

8

часов потребовалось мужчинам на создание ледовой открытки размером 17 на 30 метров

Закончить рисунок удалось только к пяти часам вечера. Солнце уже спряталось за земляную насыпь, но на улице было еще светло. Снять открытку на квадрокоптер ребятам помогла городская администрация. Орготдел мэрии Белогорска отправил на озеро оператора с профессиональным дроном.

— Пока делали, всего фронта работ видно не было, — делится воспоминаниями Юрий Артемьев. — Но, когда увидели открытку с высоты птичьего полета и нас рядом, маленьких, как муравьев, мы радовались как дети! Это был неописуемый восторг.

Заряженное видео

— Да давайте мы сейчас вам видео покажем, — засуетились молодые люди. — Эх, жалко телевизора нет!

— Предлагаю на поттере посмотреть, — опасно искрят чувством юмора парни.

По признанию ребят, участие в нашей акции было одним из самых ярких событий года по палитре испытанных чувств. Причем, чтобы окунуться в ту атмосферу и получить очередной заряд эйфории, достаточно снова включить видео. По блуждающим улыбкам и светящимся глазам, устремленным в экран телефона, видно, что этот способ работает.

— Хорошо, что тогда форму свою железнодорожную надел, в ней невозможно замерзнуть, — показывает на кадры Григорий Чирей. — Смотрите, какие «лабутены» теплые.

Старания активистов отметили не только коллеги и пассажиры, но и столичное руководство. «Нашу открытку назвали первой в России тематической локомотивной ледовой открыткой, — говорит лидер профсоюза Юрий Артемьев. — Все участники акции были поощрены».

Парни намерены сделать добрую идею ежегодной традицией. «Только народу нужно побольше, человек пятнадцать», — отмечает Дмитрий Польшин. «И чтобы девушки тоже были, для вдохновения и мотивации», — добавляет Григорий Чирей.

— «Когда вы там доделаете?», «У меня уже ноги замерзли!», «Отвезите меня домой», — вот этого вам, что ли, не хватает? — качает головой Алексей Любезнов, и кабинет снова накрывает волной хохота.

Бык на рельсах

Что изобразить на новогодней открытке? Такой вопрос мучает каждого автора. Железнодорожники подошли к нему по-мужски серьезно и в то же время символично. Они решили изобразить на льду Быка, но не обычного, а железнодорожного. Именно так на профессиональном жаргоне называется тепловоз 2ТЭ10М.

— У него есть отличительная черта — лобовые стекла немного под наклоном, как будто под лоб посаженные, — объясняет автор идеи Григорий Чирей. — Он узнаваемый: все путейцы, когда мимо проезжают, понимают, что нарисован бык.

Во время создания ледовой открытки тружеников приветствовали тифонами проезжающие мимо машинисты. «Было очень приятно, но только в первой половине дня, потом это уже не имело значения, — смеясь, вспоминают приятели. — А к вечеру это даже напрягало, потому что мы были очень уставшие».

Придумать сюжет было только половиной дела. «Мы многое можем делать руками, но не рисовать. Нет у нас пространственного воображения, — говорит Дмитрий Польшин. — Ответственным за художественную часть мы назначили Андрея Баленко, когда узнали, что он с красным дипломом окончил техникум по специальности «изо и черчение».

Большую часть дня ребята вырисовывали надпись и отдельные фрагменты открытки. Когда на место прибыл назначенный художник, остался только один заснеженный островок.

— Он потоптался на этом клочке льда во все стороны, потом взял лопату, показал нам, где вычищать снег, и получился обалденный тепловоз Бык, — не скрывая восхищения, вспоминают коллеги.

Для пущего эффекта мужчины решили добавить картине цвета. Развели в воде красный, зеленый, желтый, оранжевый колер, залили в опрыскиватель и раскрасили тепловоз, елку, снеговика и надпись. «Вода, правда, постоянно замерзала, приходилось бегать согревать ее в машине, — делятся парни. — Уже потом мы узнали, что нужно было ее просто подсолить».

Возрастная категория материалов: 18+