Неожиданная находка
Случилось это в 2018 году. Рабочие ремонтировали обветшавшую уличную уборную, стоящую метрах в двадцати от клуба.
— Копнули, видно, глубоко — а там кости. Как раз в клубе шла конференция «Дорохинские чтения», и это все увидели, — рассказывает глава Албазинского сельсовета Ольга Рябикина. — Если бы никто не увидел, никто бы ничего и не знал! Ведь до этого же стоял там туалет.
Выгребная яма копилась над несколькими захоронениями. «По черепам определили, что похоронены были старый человек и женщина средних лет. Косточки собрали в погребальные простынки и опустили в общую могилу, поставили крест», — вспоминает игумен Игнатий.
Под выгребной ямой нашли останки ребенка и икону.
— Потревоженные останки никого не остановили, обустройство уличного туалета продолжили. Но когда тракторист-экскаваторщик увидел, что ковш техники задел захоронение ребенка, испугался. Рядом с останками девочки лежала икона Божией Матери с серебряным окладом. И снова погребальная церемония собрала монахов возле новой братской могилы. Чтобы не нарушили хотя бы это захоронение, поставили оградку, — рассказывает уроженка села Албазино Елена Кривошеева.
Событие прошло тихо, без лишней огласки.
Новая жизнь поверх погоста
Оказалось, для жителей такое близкое соседство с мертвыми не в диковинку. Местным известно, что часть села стоит на старом кладбище. По воспоминаниям старожилов, там хоронили людей, которые заселили Албазино во вторую волну освоения — с середины XIX века до начала XX-го. «В 40-е годы от кладбищенской церкви, которая там стояла, мужчин провожали на фронт», — рассказывает священник. А затем кладбища царских времен по распоряжению советских властей начали уничтожать по всему Союзу — албазинское не стало исключением.
— Атеизм. Во многих городах нашей страны есть микрорайоны, которые так и называются — «могильники». Кости вывозили и строили дома, — негодует игумен Игнатий.
— В 60—70-е годы было много переселений на Дальний Восток с западной части страны, — добавляет Елена Кривошеева, чье раннее детство прошло в селе Албазино. — Для переселенцев была выстроена целая улица, под которую частично запахали кладбище.
Из детства Елена Николаевна помнит, что ухаживать за уцелевшими могилами было запрещено. Могильные памятники использовали «в хозяйстве»: например, заложили в фундамент машинно-тракторной станции.
— Ими еще бутили дорогу на Албазино, — замечает батюшка Игнатий.
В середине 80-х, как утверждает Елена Кривошеева, участок станичного погоста отдали под клуб «Огонек». Никто не скрывал, что строить будут на могилах. Женщина собрала воспоминания местных жителей, заставших кощунственную стройку. «Кости сгружали в грузовик и вывозили в неизвестном направлении. Перезахоронения останков не было. При этом рабочие наставили черепа на край рва, как на бруствер, и расстреливали их камнями, изощряясь в меткости», — приводит воспоминания старожилов Елена Николаевна. Однако участок расчистили не полностью.
«Копнули, видно, глубоко — а там кости. Как раз в клубе шла конференция «Дорохинские чтения» — и это все увидели».
— У меня есть видеозапись еще с одним жителем села, который привозил гравий на подсыпку фундамента будущего клуба. Однажды на его глазах под пластом земли строители обнаружили саркофаг из красного кирпича, проломили его, а там лежит мужчина с седой бородой и седыми волосами, — продолжает Елена Кривошеева. — Позвали авторитетную потомственную казачку Агриппину Дорохину (Агриппина Дорохина, основатель Албазинского краеведческого музея, ушла из жизни в 2002 году. — Прим. ред.). Та сказала, что это могила священника. Мужики, по-видимому, почувствовав что-то нехорошее, трогать захоронение не стали, закидали землей. После этого случая кости вынимали и закладывали в канаву под фундамент клуба.
Сведения о погосте уходят вместе со старожилами. Албазинский краеведческий музей, основанный в 1974 году, не собирал данные о лицах, захороненных на старом станичном кладбище XIX века. У местных властей не сохранилось никаких документов о некрополе.
— Администрацией Албазинского сельсовета было принято решение о строительстве Дома культуры, что подтверждается решением Албазинского сельского Совета народных депутатов 11 сессии восемнадцатого созыва от 28.02.1984 года. Сведения об обнаружении останков при строительстве Дома культуры в 1985 году и соответствующие решения органов местного самоуправления по данному вопросу отсутствуют. В администрации Сковородинского района и Албазинского сельсовета паспорт ранее существовавшего сельского кладбища либо другая информация отсутствуют, — гласит ответ из Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Лучший кузнец, потомки Гантимура и всадника-рекордсмена: кто покоится на утраченном погосте
Елена Кривошеева неспроста расследует историю кладбища в родном селе. Она — потомок первопоселенцев Албазина. Годы потратила, исследуя архивы и краеведческую литературу, чтобы узнать тайны пращуров.
Пращуры Елены Кривошеевой жили в Албазинской станице во время второй волны освоения. На фото ее бабушка — Елена Николаевна Лончакова и другие дети и внук Николая Рудака.
— Мой прадед Николай Николаевич Рудак — поляк из Гродненской области. По семейному преданию он попал в Албазино в 1880-х годах, стал первым политическим ссыльным в Амурскую область, — рассказывает Елена Кривошеева. — Был совсем молодым человеком, когда оказался на каторге. За что, мы не знаем. Возможно, за вольнодумство против самодержавия.
Николай Рудак был отменным оружейником и лучшим кузнецом станицы, ему посвящена статья в книге Николая Фотьева «Земля, на которой стою». В Албазине Рудак женился на дочери Максима Лончакова — казака 2-й сотни Амурского конного казачьего полка, пришедшего на плотах с Николаем Муравьевым-Амурским. В 1889 году в семье родилась старшая дочь Елена Николаевна Рудак — бабушка и тезка Елены Кривошеевой. На старом погосте упокоились многие предки Елены, в том числе и Николай Рудак. Координаты могил в наши дни неизвестны.
Однако у Елены Кривошеевой душа болит не только за родную кровь. Исследователь из народа изучила данные о захоронениях по метрическим книгам Албазинских церквей (их в XIX веке было две — Свято-Троицкая и Введенская, впоследствии Свято-Никольская). Из записей следует, что на старом погосте лежат известные казаки-первопоселенцы, благодаря которым первая станица на Амуре росла и развивалась: Шемелины, Исаковы, Самсоновы, Громовы, Зенковы, Суриковы. Есть и фамилии, прославившие малую родину на всю страну. К примеру, почетный житель станицы Албазинской Гавриил Скобельцын — войсковой старшина Амурского казачьего войска, участвующий в секретных походах Николая Агте еще до похода Муравьева-Амурского, в 1848—1849 годах. По предположениям Елены Кривошеевой, именно его могилу потревожили при закладке фундамента клуба «Огонек».
— По метрическим книгам я установила, что священник захоронен в другом конце села, под алтарем второй, тоже уже утраченной церкви. А останки, обнаруженные строителями, вероятнее всего, принадлежат казачьему войсковому старшине Гавриилу Скобельцыну. Похоже, что войсковой старшина покоится под правым крылом здания сельского клуба, — делится итогами своего расследования Елена Кривошеева.
Герой-путешественник был удостоен приглашения на завтрак к наследнику престола Николаю Александровичу. В этот день будущий император Николай II получил от Дмитрия Пешкова в дар его коня Серко.
Уроженцем Албазинской станицы был сотник Амурского конного казачьего полка Дмитрий Пешков, который в 1889—90-х годах совершил рекордный конный поход — за полгода прошел от Благовещенска до Санкт-Петербурга на своем коне Серко. «Многие его родные похоронены на старом Албазинском кладбище. О путешествии в 2006 году снят франко-российский фильм. Кличка коня стала названием фильма. Серко провел остаток жизни в царских конюшнях и был похоронен на единственном в мире кладбище лошадей в Царском Селе. Однако на малой родине о нем и его хозяине знает и помнит далеко не каждый.
Народный краевед утверждает, что нашла в метрической книге сведения о захоронении в Албазине потомков даурского князя Гантимура, который в XVII веке принял российское подданство.
— Сам Гантимур умер и похоронен где-то в Сибири. Но у него было девять жен и около 30 детей. Один из сыновей Гантимура, Катанай, вернулся на Дальний Восток. Фамилии Катанаевы и Гантимуровы — продолжение рода тунгусского князя Гантимура. Одна из внучек Гантимура, Софья Гантимурова, похоронила на станичном албазинском кладбище свою дочь, — ведет увлекательный рассказ Елена Николаевна. — В Забайкалье открыт приход, где поминают семейство Гантимуровых, а у нас рушат кладбище с останками их потомков.
Албазинский Левша
В Албазинском краеведческом музее хранится необычный предмет, переданный старожилами. В бутыль, закупоренную сургучом, помещены иконы — с одной стороны изображена Екатерина Великомученица, с другой — черниговская Богоматерь. Тонкая работа поражает деталями.
— Перед каждой иконой — крошечное Евангелие и крошечный иконостас с коваными подсвечниками, свечами из стеарина, а пламя сделано из цветной шерсти. Были споры, как мастер изготовил изделие. Выдвигали версию, что он отпилил донышко, чтобы поместить предметы, но бутылка оказалась монолитной, — рассказывает Елена Кривошеева.
Автором работы назван прадед Елены Николаевны — Николай Рудак, лучший кузнец и оружейник станицы в XIX веке.
Власти предлагают компромисс
Борьбу за сохранение памяти о первопоселенцах и месте их упокоения священник Игнатий и местные жители начали десять лет назад. В 2011 году впервые были собраны подписи под обращением, адресованным главе Сковородинского района и архиепископу Гавриилу.
На костях был построен Дом культуры «Огонек». Сразу же после возведения в нем сыграли первую комсомольскую свадьбу.
«Почитая подвиг казаков XVII века, мы уже много лет невольно являемся соучастниками осквернения памяти наших предков — участников новой славы России, пришедших сюда во второй половине XIX — начале XX века, во время второго освоения Приамурья. На том месте, где покоится их прах, на старом кладбище, многие годы стояла кладбищенская Свято-Никольская церковь. Сейчас на месте разрушенной церкви стоит сельский клуб «Огонек». Мы надеемся, что в будущем на берегу великой реки Амур будет воздвигнут общий памятник казакам XVII и XIX веков. Просим помочь с переносом клуба в другое место, а территорию кладбища вместе со зданием передать Благовещенской епархии под будущий монастырь», — гласят строки письма. Обращение подписали больше сотни жителей. Однако все эти годы вопрос не сдвинулся с мертвой точки.
Игумен Игнатий участвовал в перезахоронении неизвестных.
— Я обращался ко всем губернаторам, которые у нас были. Искал спонсоров для строительства нового клуба. Отовсюду идут отписки. Жители уже равнодушны. Но нельзя молчать, когда это происходит в духовном центра Приамурья. Это духовно страшное дело, что люди пляшут на костях. Любой грех — ниточка, за которую бесы тянут в ад, — не отступает батюшка Игнатий.
После того как захоронения были потревожены в 2018-м, Елена Кривошеева направила обращения губернатору и в ряд министерств. Потомок первоустроителей Албазинской станицы просила построить новый Дом культуры, чтобы перенести клуб с захоронений предков, либо привести в соответствие кадастровый учет земель поселения и оградить участок станичного кладбища от вандального разрушения, придав ему статус исторического памятника.
Из ответа Министерства культуры и национальной политики Амурской области (05-08/62К от 15.07.2019):
«Принято решение настоятельно рекомендовать администрации Сковородинского района и Албазинского сельсовета принять меры по установлению территории и обеспечению сохранности старого кладбища села Албазино в рамках требований действующего законодательства о градостроительной деятельности, санитарных норм и правил... Учитывая значимость поставленного в обращении вопроса, считаем целесообразным поддержать инициативу государственной инспекции по охране объектов культурного наследия области в части необходимости направления в адрес заинтересованных муниципальных образований — Сковородинского района и Албазинского сельсовета рекомендаций о принятии мер по установлению и выделении территории для расположения и благоустройства старого кладбища села Албазино первопоселенцев Албазинской станицы (в случае обнаружения старых захоронений) с соблюдением требований действующего законодательства, норм градостроительной деятельности, санитарных норм и правил. Вопрос выделения денежных средств на строительство нового Дома культуры с учетом отсутствия в настоящее время оснований для сноса или признания непригодным к пользованию действующего здания Дома культуры, министерством не рассматривается».
«Нельзя молчать, когда это происходит в духовном центра Приамурья. Это духовно страшное дело, что люди пляшут на костях».
После долгих разбирательств с участием прокуратуры Амурской области и Сковородинского района участок старого кладбища, без учета территории клуба, все-таки поставили на кадастровый учет и поменяли его статус.
— Теперь земельный участок предназначен для размещения объектов культурного наследия народов России. Его уже не возьмут под гектар или гараж. Мы не отказываемся от сотрудничества с жителями по сохранению памяти предков. Пусть инициативные люди создают рабочую группу и предлагают свое решение, — прокомментировал глава Сковородинского района Алексей Прохоров.
Власти района согласились: компромиссным решением мог бы стать мемориал в память о первопоселенцах XIX века. Что касается переноса Дома культуры, то к такому решению район и сельсовет не готовы.
— У нас прекрасный клуб, сделан хороший ремонт. Молодежи и так деваться некуда! Путь построят новый клуб, тогда — да. На сегодняшний день на закрытие клуба мы не пойдем, — выразила свою точку зрения глава Албазинского сельсовета Ольга Рябикина.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии