• Учитель информатики из Свободного Екатерина Гайдукова стала лучшим «Учителем года» в Приамурье.
  • Наталья Арькова  победила в региональном конкурсе «Воспитать человека».
  • Татьяна Малышкина стала третьей, получила спецприз в номинации «Урок, с которого не хочется уходить»
  • Первое место в номинации и приз детской симпатии у Натальи Ковалевой.

Лучшим «Учителем года» в Приамурье стала Екатерина Гайдукова, учитель информатики СОШ № 1 города Свободного. Второе место у Ксении Лизун — учителя начальных классов СОШ № 4 города Зеи. Диплом третьей степени получила Татьяна Малышкина, учитель математики Норской СОШ Селемджинского района, приехавшая в регион по программе «Земский учитель».

Победу в региональном этапе Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать человека — 2021» одержала Наталья Арькова, учитель-логопед детского сада № 12 из Зеи. Она же признана лучшей и в номинации «Содействие развитию особенных детей». Также дипломами и ценными призами отметили педагогов, победивших в других номинациях. О лучших из лучших читайте в материале «Амурской правды».

«ЭТО НЕ Я ПОБЕДИЛА, А МЫ ПОБЕДИЛИ!»

«Только сейчас приходит осознание того, что я победила и достойно представила свой город», — призналась журналисту АП лучший амурский «Учитель года» Екатерина Гайдукова. В родную свободненскую СОШ № 1 учитель информатики привезла ценный, переходящий от победителя к победителю, приз: статуэтку аиста, сделанную из камней-самоцветов, которые добывают в Приамурье. «Кубок» занял почетное место в уголке школьной славы, рядом с другими наградами свободненских учителей и учеников.

— Впечатления о конкурсе яркие, это действительно был праздник. Коллеги, которые окружали, дарили только позитив, очень интересно было с ними общаться, черпать новое для себя. Приятно осознавать, что в области работают такие сильные и заинтересованные учителя, которым не безразлично будущее наших детей. Готовилась к конкурсу я в сжатые сроки — после муниципального этапа оставалось меньше месяца. Мне помогала целая команда — это завуч школы и методист из управления образования. Так что это не я победила, а мы победили! — улыбается педагог.

Региональный этап конкурса длился три дня. За это время учителя должны были провести урок и классный час для учеников, а также мастер-класс для своих коллег. Всех участников разбили на четыре подгруппы с разным количеством человек. В подгруппе Екатерины Гайдуковой были математики, физики и информатики, всего пять педагогов. После каждого конкурсного дня часть отсеивалась.

В качестве темы классного часа победительнице досталось «Искусство». Педагог попыталась вызвать учеников на диалог о том, прекрасно или ужасно (в том смысле, что показывает человеческую деградацию) современное искусство. А на уроке информатики школьники на практике изучали тему «Сетевое взаимодействие».

— Думаю, что ребятам понравилось занятие, ведь на нем можно и нужно было пользоваться гаджетами. С помощью нетбука, интернета и электронных версий рабочих листов они выясняли, к каким результатам может привести сетевое общение, — делится впечатлениями Екатерина Степановна.

Дети помогают узнавать новое

— А у вас не бывает такого чувства, что дети сейчас знают больше учителя? — спрашиваю педагога.

40

педагогов со всей области приняли участие в региональных этапах двух конкурсов педагогического мастерства — «Учитель года в Амурской области — 2021» и «Воспитать человека»

— Даже если дети в плане каких‑то новинок техники идут впереди, учителю всё равно есть чему их научить. Дети помогают нам узнать что‑то новое, а мы помогаем им это новое правильно применить и извлечь из этого знания. Кстати, первыми с победой в областном конкурсе меня поздравили мои ученики — первую эсэмэску прислали 11‑классники.

По стечению обстоятельств в день подведения итогов конкурса, 29 апреля, отмечал свой день рождения старший сын учителя, которому исполнилось 11 лет. Потому он очень ждал маму из командировки с подарками для себя и младшего брата. Победе Екатерины обрадовался и супруг — декан ФПО Амурского института железнодорожного транспорта.

— Теперь будем готовиться к финалу всероссийского конкурса, который состоится осенью. Моя цель — достойно представить на нем нашу область. Для подготовки в нашей школе есть всё необходимое. Кстати, сейчас идет поставка оборудования в классы. Те же интерактивные панели появляются практически в каждом кабинете, — заметила учитель информатики.

ПРОФЕССИЯ И МИССИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

«Победа в конкурсе — это мой Рубикон, то, к чему я шла еще с института. Не ожидала, но очень рада этой победе! Это определенная точка роста, когда я могу идти еще дальше в своих знаниях», — признается учитель-логопед детского сада № 12 из Зеи Наталья Арькова. Она победила в региональном конкурсе «Воспитать человека».

 

Признается, что еще в прошлом году готовилась участвовать в подобном мероприятии, которое проводилось дистанционно. Но заболела коронавирусом и на полпути сошла с дистанции. Зато в 2021 году соревнование для нее завершилось абсолютной победой.

— Номинация, в которой участвовала: «Содействие развитию особенных детей», поэтому конкурсные занятия проходили в коррекционном детском саду № 3 Благовещенска. Я работала с детьми по теме «Зоопарк» — это занятие на развитие лексико-грамматических категорий. Основное направление в моей деятельности — это связь логопедии с нейропсихологией. И я показывала различные упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, мышления. Эта же мысль была представлена мною в лекции «Профессия и миссия» и в визитной карточке.

По словам логопеда, в последнее время выявляют всё больше детей с нарушениями речи, которые носят множественный характер, когда имеет место отставание в целом. В подгруппе на конкурсе с Натальей Геннадьевной были учитель-логопед и учитель-дефектолог из коррекционных школ, которые рассказывали о масштабе беды.

В детском саду, где работает Наталья Арькова, действует логопункт, там занимаются дети старшей и подготовительной групп, а также и ребятишки из других ДОУ или находящиеся на домашнем обучении, которым необходима помощь логопеда. Это сложные дети с задержкой психического развития, умственной отсталостью, расстройствами аутического спектра. Логопед занимается и с совсем неговорящими детьми. Все они посещают логопункт бесплатно, вне зависимости от возраста.

Как показывает жизнь, потребность в логопункте для жителей Зейского района высока. Вместо «плановых» 25 ребятишек в год занятия в нем проходят 35—37 детей. «Во-первых, потому что многим родителям недоступны платные логопеды, а во‑вторых, такая услуга не так развита в северной территории. В Зейском районе нет детских «развиваек» — центров, где занимаются развитием малышей до трех лет. В итоге проблемы в речи детей ложатся на плечи воспитателей детских садов», — замечает специалист.

Как логопед и мама 8‑летней дочери Наталья Арькова советует с самого рождения уделять большое внимание развитию речи малыша. Если родители видят, что в два года ребенок не говорит фразами, а с двух до трех лет не реагирует на просьбы (например, на такую: «Миша, сходи на кухню, принеси полотенце»), рекомендуется показать его логопеду, который оценит речевое развитие ребенка. При необходимости направит на консультацию к неврологу и сурдологу. Если ребенок в 4—5 лет смешивает все звуки («каша» во рту), в этом случае тоже прямой путь к логопеду. Сейчас складывается тенденция: как можно раньше начинать работать с логопедом. Ведь развитие речи малыша имеет большое влияние на его дальнейшее обучение в школе. Если ребенок не слышит правильно звуки, то не сможет и писать их правильно. Как слышит, так и пишет — не потому что вредничает, а потому что у него в головном мозге не усвоилось правильное произношение.

«ЗЕМСКИЙ УЧИТЕЛЬ» ИЗ НОРСКА СТАЛА ТРЕТЬЕЙ НА КОНКУРСЕ

Педагог приехала на север Приамурья из Забайкалья

Она дважды входила в «Золотую тысячу» российских учителей и была победительницей в педагогическом конкурсе, который проходил в Забайкальском крае, где прежде жила. Учитель математики Татьяна Малышкина, приехавшая в Норскую школу Селемджинского района по программе «Земский учитель», на амурском конкурсе «Лучший учитель — 2021» заняла третье место и получила спецприз в номинации «Урок, с которого не хочется уходить».

 Норская школа «земского учителя» встретила хорошо — педагогу выделили оснащенный всем необходимым математический класс. 

Почти год Татьяна Николаевна трудится на новом месте. В 2020‑м педагог с 21‑летним стажем, ставшая «земским учителем», переехала работать в амурское село. Наводнение 2019 года оставило Норскую школу без учителя математики — та переехала в Благовещенский район.

— Живя и работая в Забайкальском крае, я тоже участвовала в разных педагогических конкурсах. «Учитель года» у нас проводился раз в два года, и учителя, занявшие первое и второе места, потом представляли регион на всероссийском этапе поочередно. В 2013‑м я заняла второе место, а в 2014‑м участвовала во всероссийском конкурсе. В этом году, уже будучи учителем Норской школы, тоже решила принять участие в конкурсе. Ведь если в Забайкалье меня как педагога хорошо знали, я входила в состав комиссии по ОГЭ, то здесь — нет, — рассказывает учитель математики.

Поскольку Норск географически оторван от областного центра, конкурс «Учитель года» стал для Татьяны Малышкиной хорошей площадкой, чтобы заявить о себе. На конкурсном уроке алгебры она с учениками повторяла способы построения графиков с модулями — это 23‑е задание по ОГЭ.

Татьяна Малышкина помогла ученице из Норска занять 3-е место во всероссийском конкурсе «Учимся финансовой грамотности на ошибках и достижениях литературных героев».

По словам педагога, Норская школа «земского учителя» встретила хорошо. По приезду предоставили большой светлый дом с мебелью (правда, он до сих пор принадлежит бывшему учителю, которая переехала, вопрос с приобретением жилья в муниципальную собственность еще не решен). Выделили и оснащенный всем необходимым математический класс.

— Директор школы очень отзывчивый и душой болеющий за коллектив человек. Когда администрация школы делала опрос среди учителей, выясняя, что им нужно для работы, я заказала координатную плоскость, и всё это было куплено. В материальном плане Норская школа хорошо оснащена, здание школы относительно новое, ему десять лет. Единственное, чего не хватает, — нормального интернета, — делится впечатлениями о новом месте работы педагог.

Однако низкоскоростной школьный интернет не помешал Татьяне Малышкиной и ее норской 10‑класснице Ульяне Селезневой занять в этом году третье место во всероссийском конкурсе «Учимся финансовой грамотности на ошибках и достижениях литературных героев».

— Наш проект назывался так: «Семейный баланс как способ оценки перспективы развития семьи». За основу мы взяли книгу американского семейного консультанта Джеймса Хьюза «Богатство семьи. Как сохранить в семье человеческий, интеллектуальный и финансовый капиталы». А для анализа — героев произведений «Господа Головлёвы» Салтыкова-Щедрина и «Войны и мира» Льва Толстого. Отрицательный литературный герой — это Нина Петровна Головлёва, хваткая и деловая женщина, которая приумножила состояние семьи, но при этом вся семья исчезла. То есть на примере мы учились тому, как в погоне за благополучием не потерять семью. Положительные персонажи — Наташа и Николай Ростовы из «Войны и мира», благодаря которым возродилось утраченное их отцом семейное благосостояние. В течение трех месяцев — с декабря по февраль — мы писали эту работу. С Ульяной было интересно работать, она молодец!

Татьяна Николаевна ведет математику в Норской школе у учеников с 5 по 11 классы, говорит, что этот учебный год пролетел незаметно. Амурские дети понравились тем, что «откликающиеся» — приходят не просто отсидеть урок, а узнать что‑то новое. А вот северная природа Селемджинского района не удивила, поскольку похожа на суровую природу ее родного края. В бытовом плане только живется чуть тяжелее: там была благоустроенная квартира, а здесь дом с печным отоплением. Еще педагог скучает по 26‑летней дочери, поэтому все майские праздники учитель решила провести в Забайкалье.

ДЕТЯМ НЕ ХВАТАЕТ ЖИВЫХ ЭМОЦИЙ

Первое место в номинации «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» и приз детской симпатии от учеников Алексеевской гимназии получила Наталья Ковалева. Второй приз — признание учеников — дорогого стоит, не скрывает эмоций педагог-психолог.

— Очень приятно и неожиданно было получить признание от детей, ведь они со мной не были знакомы. Конкурс стал моим личным фурором, хотя я даже не ориентировалась на победу, мне было интересно знакомство с новыми людьми, расширение своих профессиональных знаний. Меня поддерживали сотрудники кадетского корпуса, подкидывали идеи, и всё это вместе привело в победе, — рассказывает педагог-психолог Амурского кадетского корпуса имени Юрия Кузнецова Наталья Ковалева.

На мастер-классе она представляла тему «Эмоции хотят внимания» — очень актуальную сегодня, так как всё чаще современные люди встречаются с алекситимией. Это не диагноз и не синдром, а состояние, при котором человек испытывает затруднение в понимании своих и чужих эмоций. И связано это с цифровизацией, когда гаджеты и соцсети заполняют всю нашу жизнь. «Мы часто говорим о патриотизме, морально-нравственных качествах, о том, что должны сделать из детей коллектив, а эмоции не проговариваем, они уходят на задний план. И дети понимают, что получают какие‑то знания, но что при этом чувствуют, они не могут понять. Или путают, подменяют понятия. Поэтому тема была выбрана мной и раскрывалась на мастер-классе», — объясняет педагог-психолог.

«Трудно быть председателем Большого жюри, потому что каждый педагог — уникальная личность. Хочется сказать слова благодарности и конкурсантам, которые вписали еще одну страницу в историю амурского конкурса педмастерства. И членам жюри, которые, несмотря на споры, оказались единодушными в принятии решения», — отметила министр образования и науки Приамурья Светлана Яковлева.

— В Амурском кадетском корпусе учатся одни мальчишки. Как вы учите их проявлять эмоции?

— Мы это проговариваем, у нас параллельно идет и воспитательный, и учебный процесс. Конечно, воспитатели-мужчины хотят видеть в ребятах «стандарт будущих офицеров», но это все‑таки дети, которым нужно уделять внимание как детям. И хорошо, что рядом с ними есть педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы, которые поддерживают эту «детскость» в них, помогают не закостенеть в уставе. Педагоги-организаторы привлекают ребят к спектаклям, творчеству, где те могут раскрыть себя. В детях мы видим в первую очередь детей, у нас учатся ребята с 7‑го по 11‑й класс.

Каждый класс, по словам педагога, требует внимания в своей «болевой точке». Например, в седьмом классе идет адаптация к новым учебным будням, в девятом и десятом — подготовка к экзаменам, помощь в профориентации. Психолог работает по профилактике буллинга, детской травли. 11‑й класс — это уже выпускники, которых надо поддерживать морально, помогать преодолевать стрессы, тревожность, потому что они вот-вот уже вылетят из гнезда и им нужно не ошибиться, выбрать правильное образовательное учреждение, хорошо сдать ЕГЭ.

Интересно, что управлять мальчишками Наталье Константиновне приходится и вне стен кадетского корпуса — у нее три сына восьми, трех и двух лет. «Но когда прихожу домой, оставляю всё за дверью. Дома я уже жена, мама и хозяйка», — замечает педагог-психолог.

Ученики подарили педагогу игрушку

«Наталья Константиновна — одна из немногих педагогов, кто в общении с нами делали акцент на то, что мы все равны. Она общалась не как учитель с детьми, а как человек с человеком», «Тема ее мастер-класса — эмоции, она говорила, что сейчас очень важно думать об этом. Из-за того, что люди часто общаются в сети, они не проявляют эмоции, заменяя их различными эмодзи. Работая же в коллективе — а в классе 30 человек — важно понимать, что чувствует каждый», — поделились своими отзывами о занятии десятиклассница Анжелика Гайдай и девятиклассница Алла Хаматова. Благодарные ученики подарили педагогу игрушку — большого плюшевого ёжика.

НЕ ВЫШЛИ В ФИНАЛ, НО БЫЛИ ЗАМЕЧЕНЫ

Из 40 педагогов, принявших участие в региональном этапе конкурсов, было лишь только двое мужчин — учитель информатики и учитель физкультуры. В финал они не вышли, но ценный профессиональный опыт приобрели. И поделились своими впечатлениями о состязании.

 Руслан Трачинский вернул жюри конкурса в детство. 

На областном конкурсе «Учитель года — 2021» Руслан Трачинский представлял опыт своей 20‑летней работы, проводил классный час по теме «Этикет и этикетка» с учениками 6‑го класса и урок по теме «Прыжки». За 40 минут ребята успели попрыгать в высоту, на скакалке и поработать с картинами — такой творческий, нестандартный урок. «Вы нас вернули в детство», — сказали члены жюри в завершение урока, признавшись, что у них появилось желание надеть спортивную форму и встать в строй.

 Информатики Алексей Каргин и Екатерина Гайдукова.

Учителю Алексею Каргину приходится вести уроки не только информатики, но и технологии в Николаевской школе Тамбовского района. На конкурсе «Учитель года» Алексей Константинович как информатик вел урок «Создание мультимедийной презентации», во время которого дети создавали собственное резюме. Из-за того, что не занял призового места, педагог не расстраивается, говорит: видимо, не хватило методического опыта. Хотя работу в школе считает своим призванием. От трех конкурсных дней у него остались только положительные впечатления.

На вопрос: «Почему так мало мужчин-педагогов было на конкурсе?» — отвечает, что их и в школах работает немного. Например, коллег-мужчин у него в школе только двое — педагог-психолог и учитель физкультуры. Молодые педагоги после получения диплома ищут работу с более высокой зарплатой. Кстати, супруга Алексей Каргина тоже работает в образовании. Семейная пара растит двоих детей.

Василий Орлов: «Мы вами гордимся»

«Я хочу сказать, что все участники завершившихся конкурсов — молодцы, мы вами очень гордимся! — подчеркнул губернатор Амурской области Василий Орлов. — Победительницам пожелаю удачи на всероссийском этапе и аболютно уверен — они достойно представят нашу область. Сегодня мы строим три школы и два детских сада, и это только начало. Планы большие, потому что у нас активно реализуется национальный проект «Образование». Благодаря ему в области открылись десятки «Точек роста», IT-куб, «Кванториумы». Всё это элементы цифровой трансформации. Но мы прекрасно понимаем, что только оборудованием профессиональные кадры не вырастить, нужны педагоги. Поэтому в прошлом году по поручению председателя Правительства России Михаила Мишустина у нас на базе БГПУ открылся Межрегиональный центр подготовки и развития современных компетенций и технологий педагогической сферы».

Возрастная категория материалов: 18+