Фото: АО «СЗОР»Фото: АО «СЗОР»

Спрос повышался, но обстоятельства сдерживали

Изначально литейное оборудование в новых мастерских на берегу Зеи обеспечивало выпуск чугунных отливок. Таким способом изготавливались бытовые предметы: посуда, печные дверцы, задвижки, а также запчасти к оборудованию — сельскохозяйственному, золотодобывающему, мукомольному. Коллектив составлял всего 20 человек.

После смерти Николая Степановича Львова  в 1895 году мастерскими недолго владела его дочь Львова Мария Николаевна, но затем продала их благовещенскому золотопромышленнику Николаю Афанасьевичу Першину. Спрос на продукцию предприятия повышался, однако развитие производства сдерживали высокие цены на сырье — чугун и медь, нехватка квалифицированных мастеровых и свободных средств. В итоге завод в 1897 году вновь был продан, сначала — С. П. Дубровскому, а затем — Ф. С. Шадрину, который в 1898 году уступил его в собственность отцу — золотопромышленнику Семену Саввичу Шадрину. Новый владелец занялся модернизацией предприятия, был освоен выпуск паровых котлов и машин, мельничных приводов. Именно Шадрин организовал на заводе строительство пароходов. В зиму с 1899 на 1900 год были заложены три парохода, в 1901 году — еще три, к весне 1902‑го все они были построены.

Предприятие стало называться «Машиностроительный и судостроительный завод С. С. Шадрина». Но обстоятельства опять не благоволили — свою роль сыграли отдаленность рынков, откуда шло сырье и материалы, высокая цена на топливо, отсутствие в крае техучилища для подготовки кадров, отсутствие удобных путей сообщения.

На состоянии завода не лучшим образом отразился экономический кризис в 1900—1903 годах. Во время войны с Японией сократился рынок, в городе появились безработные. После революции 1905 года в Приамурье бастовали рабочие. В 1910 году Шадрин передал завод за долги под юрисдикцию Сибирского торгового банка.

24 часа в сутки на нужды фронта

В 1915 году предприятие получило правительственный заказ, и закипела работа по выпуску бомбометов (минометов), мин, артиллерийских снарядов и противогазовых трубок. Производство набирало обороты: к 1917 году здесь трудились уже 600 человек. В январе 1918 года, после реквизирования, предприятие перепланировали в завод машиностроительных и сельскохозяйственных орудий. Положение было трудным, и рабочие обратились за поддержкой к советскому правительству. На развитие производства были выделены средства и дан заказ от Наркомпрода. Завод работал на нужды фронта, выпуская огнестрельное оружие, бронируя вагоны, паровозы и суда. Но когда окончилась Гражданская война, производство почти остановилось — наступил кризис. В 1931 году по правительственному решению на месте завода организовали Благовещенскую судоверфь.

Первую баржу на открытой площадке собирали из деталей, поставляемых из Нижнего Новгорода. Специалисты приехали из Одессы, Херсона и других городов. Коллектив, который серьезно сократился в кризис, опять начал расти. Завод строил нефтеналивные баржи для перевозки сахалинской нефти, выполнял правительственное задание.

В годы Великой Отечественной войны более 300 работников предприятия ушли на фронт — их места заняли жены, дети, выпускники благовещенского училища № 13, готовившего судосборщиков, сварщиков и трубопроводчиков. Строительство судов сократилось, но выросли объемы судоремонта. В 1945 году поступило срочное задание от командования Дальневосточного военного округа — требовалось переоборудовать пароходы для ведения военных действий. А затем на судоверфи и вовсе ввели военное положение, работа шла 24 часа в сутки. На судах устанавливали броневые рубки, а корпуса подкрепляли, чтобы можно было перевозить военную технику.

За успехи и достижения — имя и орден

В послевоенное время доля судостроения стала преобладающей над судоремонтом только к 1951 году. За успехи в развитии судостроения и заслуги коллектива в революционном движении на Амуре в 1974 году его переименовали в судостроительный завод имени Октябрьской революции. В 1987 году предприятие встретило 100‑летний юбилей. Его производственные достижения были отмечены: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 августа 1987 года завод награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В перестроечные годы на предприятие опять навалились проблемы — заказы сошли на нет, объемы производства упали. В качестве антикризисной меры было создано три бюро по поиску и привлечению заказов. Очень скоро пошли заявки на производство сварных металлоконструкций, нестандартного оборудования, емкостей, мебели и так далее. В угоду спросу пришлось освоить выпуск дымососов, ковшей для шагающих экскаваторов, грейферов, контейнерных автозаправочных станций и т. д.

В 2000‑х годах возобновилось строительство Бурейской ГЭС. В течение двух лет завод изготовил для гидроэлектростанции секции водоводов для всех шести гидроагрегатов. С того времени он активно сотрудничает с гидростроителями. Так, минуя войны и кризисы, назло обстоятельствам завод пришел к сегодняшнему дню.

За два десятилетия текущего века были сотни заказов. На счету предприятия — пять больших гидрографических катеров и одно малое гидрографическое судно, более 400 рыболовных сейнеров. Для ВМФ России построены водолазные катера, несамоходные суда — мишени, катера с аппарелью для перевозки военной техники. Сейчас предприятие строит малые рыболовные сейнеры для рыбаков Камчатки и второй промысловый бот по заказу из Республики Саха (Якутия).

Эстафета во времени

За всю летопись завода у него сменилось немало руководителей. Полтора десятка лет — с 1967 по 1982 год — его возглавлял Григорий Григорьевич Мельников. На предприятии его запомнили как энергичного, целеустремленного человека, смелого в принятии решений, который внес огромный вклад в развитие производства.

Вячеслав Степанович Попов пришел на завод в 1966 году: начинал с должности мастера, затем был строителем, главным строителем судов, заместителем начальника производства. Доказал своим трудом, что способен управлять предприятием. В 1989 году на собрании коллектива его избрали директором завода.

«Грамотный, мудрый руководитель, досконально знающий производство, разбирающийся во всех его тонкостях, добрый и внимательный к людям, в то же время требовательный, он снискал огромное уважение всего коллектива. В тяжелые 90‑е завод остался на плаву, хотя далось это с большим трудом. Забота о людях была его первостепенной задачей. Многое было им сделано для модернизации производства и его развития», — так вспоминают в коллективе о Вячеславе Степановиче, которого не стало в 2020 году.

Эстафету руководства предприятием с декабря 2020 года принял Руслан Саид-Ахмедович Мирзоев, избранный генеральным директором собранием акционеров. До этого он был главным инженером завода.

Добрые дела завода

Предприятие продолжает нести трудовую вахту. Свой вклад оно делает не только в экономику, но и в социальную сферу, продолжая заложенные предшественниками добрые традиции. Одна из главных — шефская работа. Много лет идет взаимодействие с благовещенскими школой № 17 и детским садом № 14, детским морским центром города Свободного. Коллектив завода оказывает им всяческую поддержку, помогает в организации мероприятий, делая акцент на патриотическое воспитание, стараясь растить в юных душах любовь и уважение к истории и старшему поколению, к стране и Родине.

Генеральный директор АО «Судостроительный завод им. Октябрьской революции», Совет ветеранов, профком и весь коллектив предприятия поздравляют Благовещенск с юбилеем!

Городу — развития и процветания, хороших показателей и достижений во всех сферах деятельности, и, конечно, пусть он всегда остается местом, где хочется жить, работать и растить детей. Горожанам — крепкого здоровья, добра и счастья, чтобы у каждого была своя хорошая история в летописи Благовещенска!


Фото и архивные материалы предоставлены АО «Судостроительный завод им. Октябрьской революции»

На правах рекламы

Возрастная категория материалов: 18+