Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев

1. Наталья Геннадьевна, что из себя представляет заболевание аутизмом и как часто встречается?

— Под аутизмом понимают расстройство аутистического спектра (РАС). Оно проявляется в качественном отклонении поведения при социальном взаимодействии и общении, а также в ограниченном, стереотипном, повторяющемся наборе интересов и занятий. Если сказать просто — это расстройство психики, при котором человек испытывает выраженный дефицит личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения. Он живет в своем внутреннем мире, абстрагируясь от внешнего, находясь в своеобразной самоизоляции, проявляя равнодушие к тому, что происходит вокруг.

В официальном документе Всемирной организации здравоохранения указано, что такое расстройство аутистического спектра встречается у одного из 160 детей. Систематические обзоры и анализы свидетельствуют о том, что этот показатель может варьироваться в зависимости от времени и региона проведения исследований, а также от того, какая методология используется. В нашей стране принятая Минздравом России распространенность РАС среди детского населения составляет один процент.

2. Почему развивается аутизм?

— Возникает расстройство психики как следствие внутриутробного поражения у плода центральной нервной системы. Это может происходить под влиянием разных факторов. Допустим, установлена связь между развитием РАС у ребенка и перинатальными проблемами, в частности, если плод был не доношен или мать во время беременности страдала нарушениями обмена веществ в организме, употребляла определенные препараты и так далее.

На сегодняшний день выявлено более ста генов, ассоциированных с РАС. Если сравнивать людей без выявленных генетических расстройств и пациентов с установленными генетическими нарушениями, то аутизм чаще встречается во второй группе.

Значение имеет и наследственная предрасположенность: если в роду по материнской или отцовской линии уже были случаи аутизма у детей, то вероятность рождения ребенка с этим диагнозом в такой семье выше. Повышается она и с увеличением возраста родителей. Наука не стоит на месте и ищет способ решения этой проблемы, но профилактики этого вида психического расстройства на сегодня не существует.

3. В каком возрасте проявляется аутизм и какие у него симптомы?

— В большинстве случаев развитие ребенка является аномальным с раннего детства — до 3 лет. За редким исключением патология проявляется немного позже — до 5 лет. Причем все пациенты с РАС будут иметь разные внешние проявления аутизма. Роль здесь играет возраст, уровень интеллекта, сопутствующие расстройства и другие факторы. Но будет у всех пациентов и общая черта — нарушение социальной коммуникации и особенности деятельности. Тяжесть расстройства психики зависит от уровня поражения центральной нервной системы. Есть пациенты с высоким интеллектом и так называемым синдромом Аспергера. Они проявляют хорошие способности к физике, математике, информатике, хорошо обучаются. При глубоком поражении интеллекта пациенты в лучшем случае могут осваивать только навыки самообслуживания.

Я намеренно не буду перечислять симптомы РАС, потому что они могут сопутствовать и другим заболеваниям. Родители могут их неправильно интерпретировать. Поставить точный диагноз может только специалист. Поэтому очень важно, чтобы родители своевременно проходили с детьми осмотры у педиатра и невропатолога. Именно эти специалисты обычно первыми замечают отставание в развитии ребенка и дают рекомендации, в том числе обратиться к психиатру. В наше детское психиатрическое отделение дети попадают в возрасте от трех лет и старше.

4. Какую помощь оказывают пациентам с таким заболеванием?

— Сразу нужно сказать, что мы не ставим задачи «вылечить аутизм», полностью убрать у ребенка расстройства аутистического спектра, поскольку до сих пор в терапии не было разработано такое решение, которое достоверно могло бы помочь достигнуть эти цели. Однако коррекция может значительно улучшить состояние ребенка. Нужно помочь ему максимально адаптироваться в окружающем мире. Очень важно выявить нарушение как можно раньше и начать терапию.

В нашем отделении представлен большой спектр немедикаментозной терапии, который показывает свою эффективность. Маленьким амурчанам с этой патологией по стандартам медицинской помощи в диспансерном отделении Амурской областной психиатрической больницы положено до 40 занятий в год. С ними работают психологи и логопеды, прошедшие специальное обучение.

1 процент детей в России сталкивается с проблемой аутизма.

Основная задача наших специалистов — поддерживать нормальное развитие ребенка. Например, одних детей обучают эффективной коммуникации с использованием жестов или слов, других — играть в общие игры, третьих — самоорганизации, планированию времени или финансового бюджета. Выбор, чему именно учить, определяется индивидуально, в зависимости от того, какие сложности возникли у конкретного ребенка на определенном возрастном этапе.

Еще одна задача специалистов — снижать выраженность связанных с аутизмом симптомов. Они мешают ребенку адаптироваться в жизни. Условно говоря, он ходит по замкнутому кругу, повторяя одни и те же действия, проявляя узость интересов, приверженность к привычкам. Нужно научить его другим действиям, принимать решения, делать выбор и так далее.

Во время лечения также необходимо снижать выраженность других симптомов и проблем, не связанных с РАС. Например, симптомы двигательной расторможенности, импульсивности, агрессивности, тревожности и соматических проблем, дефицита внимания и гиперактивности, расстройства самоконтроля и сна.

Важно, что медикаментозных препаратов, с помощью которых мы могли бы повлиять на ключевые симптомы РАС, на сегодняшний день не существует. Но есть препараты, показывающие эффективность именно в снижении дополнительных сопутствующих симптомов и проблем. Психиатр назначает препараты в том случае, если их не удалось скорректировать немедикаментозной терапией.

Человек с аутизмом живет в своем внутреннем мире, абстрагируясь от внешнего. Находится в своеобразной самоизоляции, проявляя равнодушие к тому, что происходит вокруг.

В результате совместной кропотливой работы специалистов отделения и родителей многие дети с РАС приобретают навыки общения и социального взаимодействия. С возрастом у них может уменьшаться выраженность нарушений поведения, иногда внешние проявления исчезают совсем. Есть, к сожалению, пациенты, у которых сильные нарушения остаются на всю жизнь. Вырастая, они не могут жить самостоятельно. Но есть и такие пациенты, которые способны получить образование и создать семью. Большую роль на пути к такому успеху, помимо изначального состояния психики ребенка, играет правильный уход за ним, создание благоприятной обстановки в семье и регулярные занятия со специалистами.

5. А нуждаются в помощи специалистов родители, воспитывающие ребенка с аутизмом?

— Если у ребенка очень низкий уровень развития и много сложностей в поведении, то в интенсивном сопровождении часто нуждается вся семья. Родителям необходим помощник, чтобы они могли отдыхать. Иногда членам семьи нужно работать с психологом, так как в семейных отношениях возникает напряжение. В частности, члены семьи могут сердиться и искать виноватого в том, что у ребенка с РАС проявляются те или иные симптомы и проблемы. Так как родители проводят с ним много времени, другие дети могут чувствовать обделенность вниманием и обиду.

Нередки случаи, когда родители детей с РАС испытывают тревогу и стресс. Особенно в период, когда узнают о диагнозе малыша. Порой они чувствуют отчаяние, неуверенность, бессилие что‑либо изменить. У некоторых на этом фоне развивается депрессия, то есть психическое расстройство, которое сопровождается состоянием уныния и потери интереса к разным видам деятельности. Такие трудности бывают не в каждой семье, но возникают нередко и требуют коррекции специалистами и психологического сопровождения.

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

На правах рекламы

Возрастная категория материалов: 18+