Школа возвращается к воспитанию
С этого учебного года во всех амурских школах начинают работать новые программы по воспитанию детей.
— Министерством просвещения РФ разработаны примерные программы воспитания. Они, по сути, являются конструкторами, при помощи которых школы и колледжи смогут создать и реализовать на практике собственные программы, способные решать проблемы гармоничного вхождения детей в социальный мир, налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими, помогающие избежать негативных сценариев и создать максимально благоприятные условия для взращивания гармоничной личности. Речь идет не о перечне мероприятий, а об анализе ситуации в конкретной образовательной организации, применении эффективных форм и методов воспитательной работы, ориентированных на формирование общечеловеческих ценностей, которые формируют личность, — рассказала заместителя председателя амурского правительства — министр образования Светлана Яковлева.
Воспитывать учеников планируют с помощью спортивных тренировок, культурных мероприятий, социальных проектов, а также тренингов, классных часов и дискуссий. Помимо школ в эту работу включаются и средние специальные учреждения. Как отметил директор Амурского казачьего колледжа Станислав Каюков, для колледжей воспитательная работа даже важнее, чем для школ.
— Воспитательный процесс сейчас не менее важен, чем получение профессии. Большинство учащихся средних специальных заведениях, по сути, находятся здесь постоянно. И контроль за жизнедеятельностью этих детей ложится на образовательное учреждение, — рассказал Станислав Каюков. — В нашем колледже мы стараемся занять ребят максимально. У нас есть дополнительные компоненты обучения: патриотическая подготовка конная подготовка, изучение истории казачества и религии. И все внеучебное время ребята находятся вместе с воспитателем. Он смотрит, как у ребят с учебой, как обустроен их быт в общежитии. Приучает к порядку, потому что дети разные бывают, некоторые совсем не умеют заботиться о себе самостоятельно.
Как отметил директор, казачий колледж всегда уделял повышенное внимание воспитательному процессу, поэтому с появлением новой федеральной задачи его работа почти не меняется. «Нам только нужно модернизировать наши программы, чтобы они соответствовали федеральным требованиям. Но, наверное, тем учебным заведениям, которым придется заниматься этой работой с нуля, будет сложнее», — заметил он.
На встрече с министром просвещения Сергеем Кравцовым детский омбудсмен Анна Кузнецова отметила, что только 16 % воспитательных программ образовательных учреждений отвечают нормативам. Она предложила подходить к этой работе системно и комплексно.
— Не только школа, но и семья, и сфера допобразования, и вопросы культурно-эстетического, спортивного развития — все это должно складываться, как пазл, в единую гармоничную систему. Не должно быть заплаточных проектов. Все должно быть вплетено в общую канву. Если в одном направлении нет успеха, мы должны быть уверены, что ребенок найдет себя в другом направлении. Если в семье проблемы с воспитанием — мы знаем, что школа здесь придет на помощь. Со школы тоже начнется спрос, но для этого им условия надо создать, — подчеркнула Анна Кузнецова.
Доплаты за воспитательную нагрузку
Как рассказали в амурском минобре, с нового учебного года педагогам колледжей, которые являются кураторами студенческих групп, начнут начислять доплаты из федерального бюджета. Размер выплаты — 5 тысяч рублей — без учета подоходного налога, дальневосточного коэффициента и надбавки за стаж работы. В Амурской области доплату получат почти 600 человек. Кроме того, сохранятся все региональные выплаты, которые педагоги получали ранее за кураторство. Кстати, такую же доплату из федерального бюджета с прошлого года получают около 5,5 тысячи амурских учителей, которые ведут классное руководство.
— Приятно, что сейчас за воспитательную работу взялись на государственном уровне. И не просто взялись, а начали поощрять педагогов, — прокомментировал Станислав Каюков. — Выплаты в 5 тысяч рублей показывают, что работа воспитателя, классного руководителя важна и ценна.
По словам министра образования и науки Амурской области Светланы Яковлевой, финансовая поддержка кураторов колледжей — это признание значимости воспитательной работы в современных условиях.
— Сегодня образование и воспитание находятся на одном уровне по значимости. У нас сейчас воспитание ассоциируется с мероприятиями вне урока, но это не так, идет в целом воспитание личности. Нельзя просто передать сумму знаний, не воспитывая, — подчеркнула она. — Безусловно, именно от родителей зависит то, каким человеком вырастет ребенок, но каким гражданином он будет, — здесь большое значение имеет влияние педагога. Это огромная ответственность, которая требует особой поддержки наставников.
Как добавил глава казачьего колледжа, только с помощью доплат учителям проблемы в воспитательной работе не закрыть.
— Главное — кадры. Нужна подготовка кадров, нужно поддерживать людей, чтобы они приходили в эту сферу. Плюс в учебных заведениях должны быть ставки педагогов дополнительного образования. Кроме того, необходимо выделение дополнительных средств на реализацию воспитательных программ, на обновление материально технической базы. Например, покупку тех же концертных костюмов, на ремонт спортзалов, установку тренажеров, покупку спортинвентаря, — рассказал Станислав Каюков.
Вопрос поддержки образовательных учреждений подняла и уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова на встрече с министром. Как подчеркнула детский омбудсмен, нужно не только ставить задачи учреждениями образования и контролировать их, но и создавать условия для реализации воспитательной функции.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии