Парящие над Ивановкой: благовещенский дельталетчик проводит в небе уникальные экскурсии
ОбществоЕсли ты хотя бы раз, стоя над высоким обрывом, мечтал раскинуть руки и шагнуть вперед, — значит, путешествие на дельталете надолго отложится в твоей памяти. Опытные дельталетчики признаются: эти ощущения не сравнить с полетом на самолете, вертолете, прыжком с парашюта или любом другом способе подняться в небо. Дельтаплан и дельталет дарят возможность не просто летать, но парить и лавировать в потоках воздуха, ощутить себя настоящей птицей. Страшна ли на самом деле экскурсия на дельталете, почему клиентов катают только осенью и в конце весны, как самому «встать на крыло» — «Амурская правда» выяснила у профессионального дельтапланериста и дельталетчика Виктора Радченко. Амурчанин уже больше десяти лет дает возможность всем желающим увидеть небо с высоты птичьего полета.
«На старт, внимание, от винта!»
Я честно старалась не визжать. Уговаривала себя всю дорогу до Ивановки, а затем — до Дальневосточного аэрокосмического музея, где и базируется сегодня большинство дельталетов амурчан. Крепилась, пока на меня надевали шлем и ветрозащитную куртку, пристегивали ремнем безопасности к сидению и показывали, как правильно держаться. А потом за спиной взревел мотор, дельталет набрал скорость, оторвался от земли, а я сквозь шлем начала орать, что передумала и «верните меня обратно».
300
километров пролетает без дозаправки дельталет Виктора Радченко
Но через пару минут большой испуг сменился огромным восторгом. Эти ощущения действительно очень сложно передать словами. Ты — в воздухе, а воздух — вокруг тебя. Если в автомобиле ты полностью управляешь траекторией движения, находишься внутри, то здесь двигатель работает вместе с потоками ветра, а ты — единое целое с небом. Ощущение свободного полета и безграничной свободы, а еще — невероятно красивые и как будто раскрашенные красками поля, озера и леса — там, далеко внизу.
Стандартное время воздушной прогулки — 20 минут. И этого времени достаточно, чтобы понять, почему дельталетчики вновь и вновь поднимаются в небо.
Мечта длиною в жизнь
С 1987 года Виктор Радченко летает на дельтапланах.
— Наверное, все дети в детстве мечтали научиться летать. Я не был исключением, — делится воспоминаниями председатель амурской областной общественной организации сверхлегких летательных аппаратов «Полет» Виктор Радченко. — Конечно, в Токуре, где я родился, в Мазаново, где прошло детство, о дельтапланах можно было только мечтать. После армии я устроился токарем в «Главамурстрой» в Благовещенске. Узнал, что в городе есть общество дельтапланеристов, тогда оно тоже называлось «Полет». И отправился к ним.
Тогда на группу из 60 человек приходилось три «общественных» дельтаплана. Однако желающих покорить небо это не останавливало. «Дельтаплан — это треугольное крыло на каркасе с подвеской. Подвеску надеваешь на себя, пристегиваешь карабином к крылу, разгоняешься, ловишь поток воздуха — и полетел», — рассказывает Виктор Андреевич.
Ощущения при путешествии на дельталете сложно передать словами: ты — в воздухе, а воздух — вокруг тебя. Двигатель работает вместе с потоками ветра, и ты становишься единым целым с небом. Ощущение свободного полета и безграничной свободы, а далеко внизу — невероятно красивые и как будто раскрашенные красками поля, озера и леса.
Первые полеты длились всего несколько секунд. Ради них дельтапланеристы съезжались со всего города и его окрестностей на лед Чигиринского озера и попеременно «запускали» друг друга по принципу воздушного змея с помощью специальных лебедок и роликов.
— Следующим этапом стала одна сопка в Моховой Пади, очищенная от деревьев и кустарников. Нужно было разбежаться, чтобы крыло заполнилось встречным потоком воздуха, правильно встретить воздушный поток и суметь с его помощью подняться. А затем правильно приземлиться, — объясняет председатель «Полета». — Затем начали выезжать по выходным на одну хорошую гору в районе Свободного. Там время полета уже достигало нескольких минут. Потом, в 1990 году, был Спасск-Дальний: приморцы организовали соревнования. Здесь удавалось лететь до 15 минут. Мы участвовали, смотрели и учились. Затем были поездки в Молдавию, Грузию, Туву, Кемерово, Алма-Ату. Также дальневосточники-дельтапланеристы съезжались в село Лазарево в Еврейской автономии, и устраивали там соревнования, паря с горы высотой 360 метров.
Большинство любителей полетов сходили с дистанции после первых тренировок, часть отсеивалась через пару месяцев. А те, кто больше не мог жить без неба, искали возможность развивать любимое дело.
Дельталеты незаменимы для аграриев
Фото: Алексей Сухушин
— В девяностых клуб начал искать возможности зарабатывать средства. Наши ребята ездили по всему Советскому Союзу, обменивались опытом. С Запада России пришло новшество: крыло дельтаплана усиливали и к нему ставили тележку с двигателем. Назвали новый аппарат дельталетом, — вспоминает Виктор Радченко. — С 1992-го мы тоже начали их собирать. Двигатели ставили мотоциклетные: тележки тогда получались легонькие. Сперва одноместные, потом стали и двухместные.
90
километров в час — средняя скорость дельталета во время воздушных прогулок
Обучать полету на новых, по сути, летальных аппаратах амурских энтузиастов было некому. Учились сами, созванивались с коллегами из других регионов. В двухтысячных в западных регионах дельталетчиков начали привлекать к воздушной обработке полей гербицидами. «Двое наших съездили в Ростов-на-Дону, посмотрели, как работают ребята. И мы тоже начали осваивать это направление», — рассказывает руководитель «Полета».
В итоге амурские дельталетчики нашли свою нишу, сумев превратить хобби в заработок: сегодня профессионалы настолько востребованы у аграриев, что в сезон работы — с конца мая по сентябрь — вообще не берут туристов: нет времени. Дельталеты незаменимы, когда наземная техника не успевает обработать поля из-за погодных условий.
— Прокат желающих — это скорее хобби, и занимаемся мы им всего три месяца в году. В разгар работы на полях на это просто не остается времени: мы летаем с рассвета до заката практически без выходных. Нужно за сезон успеть обеспечить себя на зиму, отложить средства на начало следующего летного сезона, — замечает Виктор. — Поэтому туристические вылеты проходят только в сентябре-октябре и начале мая.
Московские крылья и японские двигатели
При этом централизованной услуги амурская общественная организация «Полет» не оказывает. У каждого дельталетчика есть свой аппарат, и на нем он под свою ответственность катает желающих.
— На сегодняшний день в области около 10 дельталетов. Большинство из них базируется здесь, на поле Дальневосточного аэрокосмического музея: у нас есть договоренность с администрацией, — рассказывает председатель «Полета». — Аппараты собираем сами: крылья шьет Москва, иногда заказываем с Украины. Оттуда же идут винты, а Белоруссия делает подходящие редукторы, японцы — двигатели, китайцы — колеса.
В среднем один дельталет обходится хозяину в 600 тысяч рублей. Удовольствие недешевое. Кроме того, аппарат необходимо где-то размещать, перевозить.
— Крыло собирается в шестиметровый пакет. Я его закрепляю на крыше своего X-Trail. А саму тележку креплю сзади автомобиля: она едет на задних колесах, — рассказывает дельталетчик. — Так и ездим. Конечно, это не самое удобное хобби. Но если без неба уже не можешь, выход найдется всегда.
Юридические сложности
Потенциал у воздушных прогулок на дельталете довольно большой: многим желающим приходится отказывать из-за нехватки времени. Но главная проблема — юридические сложности.
— По документам дельталет — единичный экземпляр воздушного судна. Как автомобилю необходим техосмотр, так и дельталету нужно получить СЛГ — свидетельство летной годности. Раньше его делали специалисты профильной федерации: мы приглашали их к себе, оплачивали перелет, проживание и работу. Они осматривали конструкцию и выдавали заключение. Но сейчас федерацию такой функции лишили. А кто должен в таком случае выдать свидетельство — неизвестно. Пока эта проблема не будет решена на законодательном уровне, развивать дельталетный туризм в области невозможно.
Дельталеты незаменимы, когда наземная техника не успевает обработать поля из-за погодных условий. «В разгар работы на полях — с конца мая по сентябрь — мы летаем с рассвета до заката практически без выходных».
Если юридическая проблема будет решена, дельталетчики готовы участвовать в разработке туристических маршрутов. Например, дельталет спокойно может довезти туриста до Муравьевского заповедника и обратно.
Два месяца на учебу
Виктор Радченко: «Пока здоровье позволяет, полеты я не прекращу».
Чтобы научиться самому летать на дельтаплане, необходимо пройти обучение: минимум 10 летных часов. Как правило, это занимает около двух месяцев. При этом в Приамурье живут и профессиональные спортсмены-дельтапланеристы. Звание КМС по этому виду спорта есть и у Виктора Радченко.
50
килограммов весит крыло дельталета. У дельтаплана оно в два раза легче
— Чтобы выполнить норматив, необходимо пролететь около 50 километров. Это вполне реально, если умеешь работать с воздушными потоками. Стартовал с трехсот метров — набирай высоту до тысячи. Средняя скороподъемность — 1—2 метра в секунду. Мой личный рекорд — семь метров, это было в Туве. Ощущения довольно сильные: поднимаешься по спирали, как будто на лифте. Важно зацентровать подъем и не вывалиться из него. Набрав высоту, летишь по маршруту. Затем необходимо пройти поворотную точку, грамотно приземлиться. Скорость крыла гасится встречным потоком ветра. Если попадаешь в попутный — упадешь, потому что перебирать ногами так быстро просто не получится.
«Амурская правда» и Туристско-информационный центр Амурской области продолжают совместный проект «Текст-Тура». Информацию о путешествиях в Амурской области можно узнать в Туристско-информационном центре по телефону+79 146 150 283, WA: +7-914-615-02-83, ticamur@mail.ru, @amur_travel, https://visitamur.ru
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 30.09.2021
Добавить комментарий
Комментарии