«Первые деньги я заработал в лагере на сувенирах»
Максим Мнякин — крупный бизнесмен, генеральный директор и учредитель более десяти компаний, венчурный предприниматель, управляющий партнер и инвестор. Награжден грамотой за весомый вклад в развитие законодательства РФ в сфере экономики. Правообладатель 15 товарных знаков и трех патентов.
Родился в 1981 году в Тынде, в семье строителей Байкало-Амурской магистрали. Окончил два санкт-петербургских университета — политехнический и экономический, кандидат экономических наук, профессор российской академии естествознания.
После университета возглавил в Санкт-Петербурге представительство московской ювелирной компании, а затем создал розничную сеть ювелирных салонов. В 2005 году переехал в Москву, а в 2006-м запустил проект по реализации туристических международных сим-карт Simtravel. Сегодня компания имеет более 5000 точек продаж на территории Российской Федерации, а также представительства в Европе и странах СНГ.
«Я приехал в Питер в августе 1998 года. Наверное, многие все еще помнят, что в этом году произошло и во что превратились выданные родителями на полгода деньги. Я на них купил кроссовки Reebok и джинсы. И всё…»
Вскоре по его инициативе устанавливаются вендинговые торговые аппараты в аэропортах России. Так появляется компания «БМС», которая специализируется на продажах непродовольственных товаров посредством вендинговых автоматов в крупнейших аэропортах Москвы, в Санкт-Петербурге, Сочи, Екатеринбурге, Казани, Волгограде, Красноярске и других городах.
В 2012 году предприниматель запускает первый в России полноценный проект виртуального оператора «Телетай», предлагающий мобильную связь и интернет для абонентов малого и среднего бизнеса. Вскоре на инфраструктуре Simtravel и «Телетай» создается компания «Телестандард» — аутсорсинговый кол-центр, в котором сегодня насчитывается более 300 операторов.
В 2017 году Максим Мнякин покупает несколько тысяч производственных и офисных площадей в Московской области, где организовывает производство полиэтиленовых пакетов и мешков для мусора. Сегодня его компания является одним из лидеров на рынке полимерного производства в центральной части России.
В 2021 году Максим запускает стартап – LiloPhoto. Это первая в мире профессиональная автоматизированная фотостудия без фотографа.
Занимается торговлей ценными бумагами, покупает и продает акции российских и иностранных компаний, продолжает открывать новые инновационные направления для бизнеса. Оказывает консультационные услуги по ведению финансово-административной деятельности предприятий, читает лекции на факультете маркетинга Московского госуниверситета управления.
— Максим, помните свой первый бизнес?
— Да. Мне было тогда лет 13. С 7-го класса я параллельно изучал основы предпринимательства в первой школе бизнеса для детей. После окончания меня, как лучшего ученика, наградили путевкой во Всероссийский центр «Океан». Смена так и называлась — «Бизнес и дети». И там я проявил себя, представив свое первое дело: организовал в своем отряде производство сувениров, а в конце смены устроил ярмарку. Это были первые заработанные деньги! А уже в студенческие годы с друзьями открыл компьютерный клуб. Мы сдавали в аренду с почасовой оплатой компьютеры другим студентам и школьникам.
— Чем занимаетесь сейчас?
— Наша бизнес-группа реализует телекоммуникационные проекты — Simtravel, Teletie, Telestandard и вендинговый проект компании BMS. С развитием вендингового проекта мы очень полюбили работу, которая задействует минимум человеческого ресурса.
Мы полюбили работу машин, которые автоматизируют процесс продажи товаров, и постоянно двигаемся в этом направлении. Сегодня наша команда занимается развитием проекта первой в мире профессиональной автоматизированной фотостудии без фотографа – Lilophoto.
Также сейчас много времени уделяю проекту, о котором пока не могу рассказать. Это сложная работа, и ее результат пока непредсказуем. Но зато, если все получится, у нас появятся совершенно новые возможности для развития нашего бизнеса.
Советы начинающим бизнесменам
— Любой может стать успешным бизнесменом? Или нужно родиться с определенными способностями?
— Любой. Главное — это желание самого человека стать успешным бизнесменом. Важно правильно поставить цель и делать все возможное для ее достижения. Каждый день засыпать и просыпаться с этой целью, стать одержимым ею и работать, много работать. Каждый день. Ведь, как говорит хороший друг нашей семьи и первый тренер моих детей Эдуард Кудерметов: «Успех – это только 1 процент таланта и 99 процентов труда». Всегда помните: только здоровые амбиции способствуют достижению цели.
— Что посоветуете тому, кто только планирует открыть свое дело?
— Дело может быть большим и маленьким, но в любом деле, скорее всего, у тебя будет партнер. Посоветую очень хорошо подойти именно к этому вопросу и понять для себя: готов ли ты, как говорится, и в горе, и в радости, в богатстве и бедности пройти весь путь с этим человеком? Важно в самом начале пути четко разделить зоны ответственности и определить фронт работы.
«Главная причина неудач в бизнесе — изначально неправильно посчитанный проект. Кто-то не учёл нюансы, у кого-то в связи с этим не хватило средств. Конъюнктура рынка изменилась, законодательство. И, конечно же, неграмотный анализ и мониторинг рынка.»
И главное — дело должно вам очень нравиться, вы должны гореть им и любить всем сердцем. Тогда, я уверен, все получится!
— В чем, по-вашему, главная причина неудач в бизнесе?
— Изначально неправильно посчитанный проект: кто-то не учел нюансы, у кого-то в связи с этим не хватило средств. Конъюнктура рынка изменилась, законодательство. И, конечно же, неграмотный анализ и мониторинг рынка.
— Важно ли проставлять цели на год?
—У нас в семье есть традиция, ей уже больше 10 лет. Каждый год мы с супругой с 1 по 3 января, сразу после празднования Нового года, ставим цели на предстоящий год. Так вот, первые 3—4 года мы ставили себе цели исключительно по бизнесу. И они были очень банальными – достичь таких-то результатов, улучшить что-то. Ерунда по сравнению с тем, что было позже. А позже мы начали ставить личные цели, принимая во внимание, что других заработков, кроме как бизнес, у нас нет и не было. К выполнению личных материальных целей так или иначе будет привязан результат работы наших бизнес-проектов. Вот тогда-то и началось веселье. Иногда я говорил: «Аня, ты сошла с ума, это нереально, очень сложно и почти невозможно». Она все равно настаивала на своем, и мы фиксировали из раза в раз новые цели. И у нас не было такого года, чтобы мы их не достигали. Эта традиция существует до сих пор, и я хотел бы, чтобы наши дети ее продолжили.
— Между хорошим заработком и высокими результатами – что бы вы выбрали?
— Сегодня я выбрал бы высокие результаты. Мне всего-то 40 лет. Для проб и экспериментов еще есть время. Результаты – это ценный актив, капитализация твоего имени и бизнеса. Хороший результат сейчас – это залог высокого заработка потом. А пока важно сформировать портфолио.
— Когда-нибудь думали бросить всё и стать обычным рабочим со стабильным заработком?
— Честно скажу, было такое! Говорил, как здорово было бы сейчас быть на окладе, уходить на работу к 9 утра и возвращаться к 7 вечера, получать хорошую зарплату, ни о чем не думать и просто жить… Но это всё скучно! Очень скучно! Это не для меня! Ничего не сравнится с тем драйвом, который есть в бизнесе. Я люблю то, чем занимаюсь! Я получаю удовлетворение не от финансового результата, а от того, что удалось воплотить задуманное. То, чем жил какое-то время, с чем засыпал и просыпался. Когда достигаешь очередную цель – вот это те эмоции, которые никогда не получишь, работая в найме! Но самое важное в бизнесе – это свобода! Не финансовая, а именно свобода твоих действий! Ты сам определяешь свой график, режим, задаешь вектор.
«Амбиции моей жены заставляют бежать вперед»
— Вы из простой семьи железнодорожников. Почему не пошли по родительским стопам?
— Да, мои мама и папа железнодорожники, строители БАМа, оба ветераны труда и сейчас уже на пенсии. Мама большую часть времени работала на железнодорожной станции, на контейнерной площадке, а папа — машинистом тепловоза. Родной дядя тоже был машинистом, и даже мой дед трудился на железной дороге. Я очень уважаю и ценю этот труд. И не понаслышке знаю все сложности и тяготы этой работы. Но отнюдь не по этой причине не пошел по их стопам. Меня не пугает физический труд, нет. Наверное, мои амбиции были уже тогда другими. Это были 90-е годы, уже был пример успеха, бизнес-успеха. В голове четко сложилось, что в бизнесе я смогу реализовать свой потенциал намного быстрее, чем на железной дороге.
— Кто сейчас за вами стоит? Расскажите о своей семье.
— Конечно, это моя супруга Аня! Это сильная, я бы даже сказал, очень сильная женщина, хоть и хрупкая — всего 48 килограммов. Я — человек настроения, а настроение у бизнеса бывает разное. И нужно быть очень сильным, чтобы в эти перепады настроения оставаться рядом. Не просто быть рядом, а переживать вместе, поддерживать, настраивать, помогать находить варианты и пути решения. Ее амбиции и наши совместно поставленные цели не дают мне расслабляться, и соответственно, приходится все время бежать и бежать вперед! Моя супруга – лучший партнер по бизнесу, а вместе с тем и коллега по всем проектам. И за это я ее ценю! Но люблю ее за то, что она – мать моих замечательных троих детей. У нас растут Иван, Илья и Марья. Все профессионально занимаются спортом — большим теннисом.
Дочь мечтает стать актрисой, сниматься в кино. Сейчас это ее основное хобби. Съемки в рекламных роликах неплохо получаются. А в инстаграме у Маруси уже больше 1,5 миллиона подписчиков.
«У нас есть свое тындинское землячество»
— Среда определяет человека. А если изменить среду, поменяется и человек? Как вас изменила среда, когда вы покинули малую родину?
— Могу с уверенностью сказать, что среда, конечно же, меняет человека. Я с вами полностью согласен. Моя среда начала меняться с 7-го класса – именно тогда я факультативно после уроков ходил в первую в нашем городе бизнес-школу. И был самым младшим учеником в этом первом наборе. Там учились в основном десятиклассники или уже выпускники. Эти ребята точно знали, где они будут учиться и готовились к поступлению. Мне было очень интересно проводить с ними время, но еще интереснее — слушать лекции Юрия Августиновича Румянцева, с которым мы дружим до сих пор! Это были потрясающие уроки! Его харизма и его интереснейшие лекции – всё это постепенно влюбляло меня именно в то, что сейчас называется предпринимательством. Именно в то, чем сейчас занимаюсь и что люблю! Уже тогда я четко определил, чем хочу заниматься, и поступательно шел к этому, достигая свои пока еще небольшие цели и получая первый опыт.
«Я получаю удовлетворение не от финансового результата, а от того, что удалось воплотить задуманное. То, чем жил какое-то время, с чем засыпал и просыпался. Когда достигаешь очередную цель – вот это те эмоции, которые никогда не получишь, работая в найме!»
Среда, в которой я оказался, покинув свой город, тоже сказалась на мне, но основной вектор не изменился. Я знал чего хочу и осознанно шел к этому все эти годы. Я поступил в Санкт-Петербургский политехнический университет, жил в общежитии (даже тогда, когда мог позволить себе снимать квартиру). Там я получил свой первый опыт бизнеса. Конечно, были удачи и поражения. Без этого никак. Но это было очень интересное время – время, которое научило нас жить. И даже больше скажу – выживать! Я приехал в Питер в августе 1998 года. Наверное, многие все еще помнят, что в этом году произошло и во что превратились выданные родителями на полгода деньги. Я на них купил кроссовки Reebok и джинсы. И всё… Приходилось искать возможности для заработка – и мы их находили. Но это уже отдельная история.
— Много осталось друзей в Тынде? Встречаетесь, помогаете друг другу?
— Там остались школьные друзья, именно те, с кем в школе учился до 8 класса, с кем жили в одном дворе. С некоторыми переписываемся, общаемся по телефону, но видимся, конечно же, редко. Хотя очень хотелось бы вспомнить наше детство — это приятная ностальгия. С 9-го класса по 11-й я учился в гимназии номер один. С гимназистами видимся чаще, потому что многие уехали учиться в Санкт-Петербург и Москву. У нас есть даже свое неформальное «тындинское» сообщество. Прошу не путать с группировкой! Мы дружим по-настоящему! У нас в слове «дружба», особенно у тех, кто вырос в маленьком городе, заложено очень многое. Мы назовем человека Другом, если он действительно им является.
В Москве дружба другая… С этим, кстати, у меня были некоторые сложности и даже большие разочарования. Но я умею выносить уроки и делать правильные выводы.
«Когда тебе 40, работай с тем, кому 20»
— Чем отличается ваше поколение от сегодняшнего?
— Мы разные и очень разные! Но это нормально. Все поколения друг от друга отличались. Мир меняется, технологии меняются, люди приспосабливаются и тоже меняются. И я не говорю о том, что новое поколение какое-то плохое, нет. Просто у нас разный подход к жизни и работе.
Есть хорошее выражение: «Когда тебе 20, работай с тем, кому 40; когда тебе 40, работай с тем, кому 20». Сейчас это как нельзя кстати! Новое поколение – это новые взгляды и новые процессы, без понимания которых не получится двигаться вперед. Если не сможешь идти в ногу со временем, быстро сойдешь с дистанции. Бизнесу надо обязательно привлекать молодых двадцатилетних ребят в свои команды. Это только увеличит шансы на успешное развитие проекта.
— Что бы вы позаимствовали у сегодняшнего поколения?
— Их умение быстро адаптироваться и очень легко принимать новые технологии. Умение быстро учить иностранные языки. Сегодня их базовый словарный запас — это заимствования. Они ежедневно без каких-либо сложностей общаются друг с другом, находясь в разных странах и имея разные национальности. Единственное, воспользовавшись моментом, дал бы небольшой совет — позаимствовать у нашего поколения большего уважения ко взрослым: уважать возраст, уважать своих родителей и не забывать их, быть рядом и находить время для живого общения. Это, я считаю, очень важно! Мир, конечно, меняется, но никакие сети и технологии не заменят теплых родственных или дружеских встреч.
— Вы пишете книгу — о чем она будет?
— Обо мне и моих бизнесах. О моих жизненных принципах и правилах. Это будет подарочная книга, я не планирую ее выставлять на полках в магазинах. В первую очередь она будет написана для моих детей. Я хочу рассказать им то, что не успеваю поведать дома, когда прихожу сильно уставший или когда они уже спят.
— Что еще, кроме книги, вы бы хотели оставить после себя?
— Своё доброе имя. И я хотел бы сделать и оставить после себя проект с узнаваемым во всем мире брендом, который бы жил много-много лет, эволюционировал и развивался.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии